Израиль и народы: теологическая позиция. Часть 1

Израиль и народы: теологическая позиция. Часть 1

Часто благонамеренные и любящие Израиль люди говорят мне “Теперь я — еврей. Я привит.” И я никогда не говорю им что-то наподобие “Нет, ты — не еврей.” Я делаю акцент на своей благодарности за то, что они любят Бога и молятся за еврейский народ. Тем не менее, интересно, как Церковь от утверждения “Ты не можешь одновременно быть евреем и верить в Иисуса” перешла к “Все верующие — евреи.”

Что же это такое? Что, собственно, говорит об этом Библия? Я сделаю шесть утверждений и попытаюсь подкрепить каждое из них Писанием:

  1. Евреи, принявшие Иешуа, остаются евреями, точно так же, как и женщины остаются женщинами, а мужчины мужчинами после прихода к вере.
  2. Слово язычник (Gentile в англ. переводах, или ἔθνη/этнэ в греч. оригинале Нового Завета — прим. пер.) означает просто представитель других народов. Когда представитель другого народа приходит к вере, он не становится евреем, но продолжает принадлежать к своему народу.
  3. Однако, верующие из евреев и из язычников являются равными в глазах Бога. Господь не ставит евреев выше или ниже не-евреев.
  4. Спасение даётся даром, а награда в Царстве зависит от заслуг, а не национальности. Близкие отношения с Богом основываются на желании и жажде по Господу отдельно взятого верующего, а не на том, является ли он евреем или не-евреем, мужчиной или женщиной, и т.д.
  5. Евреи и не-евреи составляют Одного Нового Человекатайну, сокрытую в прошлом. Павел называет язычников членами [Божьей] семьи (в нов. рус. пер.; своими Богу в синод. пер. — прим. пер.). В этой семье язычники становятся сонаследниками вместе с еврейскими верующими — без утраты своей национальной идентичности, и не заменяя еврейский народ.
  6. Этническая принадлежность важна для Бога, поэтому верующие не-евреи не становятся евреями или израильтянами после прихода к вере. Они призваны стоять в проломе за свой народ.

Часть 1: Верующие евреи — всё ещё евреи

У первых верующих вообще не было проблем с идеей о том, чтобы быть евреем и верить в еврейского Мессию. Вопрос, который терзал их, был: “Может ли язычник верить в Иисуса, без обращения в иудаизм?” В жизни и учении апостолов нет и намёка на то, что они оставили иудаизм. На самом деле, распространились слухи о том, что Павел учит еврейских верующих “отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям” (Деян. 21:21). Павел, по совету иерусалимских апостолов, пошёл в Храм и принёс жертву, чтобы “[узнали] все, что слышанное ими о [нём] несправедливо, но что и сам [он продолжает] соблюдать закон” (Деян. 21:24).

israelnations2

Отцы Церкви обращаются против евреев

Однако Отцы Церкви во втором столетии начали учить, что, как только еврей приходит к вере, он уже больше не еврей. Многие из них были очень жестоки в своих обвинениях евреев. Пётр Достопочтенный задавался вопросом о человеческой природе евреев: “Воистину, я сомневаюсь, является ли еврей настоящим человеком.”

“Ибо если мы всё ещё практикуем иудаизм, мы признаём, что мы не получили благодати Божьей... это неправильно говорить об Иисусе Христе и жить как евреи. Ибо не христианство верит в иудаизм, но иудаизм в христианство.” (Игнатий (98-117 н.э.), епископ антиохийский, (Игнатий Богоносец в правосл. традиции — прим. пер.), “Послание к Магнезийцам.”)

Они выстроились в очередь, чтобы обвинить весь еврейский народ в убийстве Иешуа (забывая о том, что Он добровольно отдал Свою жизнь за них). Другой, Иустин Мученик (Иустин Философ в православной традиции — прим. пер.), учил, что христиане являются истинной “расой израильтян” и что Еврейские Писания теперь эксклюзивно принадлежат Церкви. Он не верил в то, что ты можешь быть одновременно христианином и евреем. Он также учил, что обрезание было дано для суда (а не являлось знаком завета с Авраамом).

“Цель [обрезания] заключалась в том, чтобы ты и только ты мог перенести страдания, которые теперь по закону твои; чтобы только твоя земля была опустошена, а твои города были сожжены огнём, чтобы плоды твоей земли были съедены пришельцами на твоих глазах; чтобы никому из вас не было разрешено входить в ваш город Иерусалим.” (Иустин Мученик)

Апостолы продолжали жить как евреи

Однако, за сто лет до этого не было так. Павел продолжал идентифицировать себя как еврея, проповедуя еврейского Мессию, во-первых, иудею в каждом городе, в который он приходил. Мы нигде не видим, чтобы Павел призывал евреев принять новую религию. Он говорит еврейским лидерам в Риме: “По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами” (Деян. 28:20). Конечно же, надежда Израиля была не новой религией, а исполнением слов еврейских пророков.

Мы видим, что Иаков, брат Иешуа, 30 лет спустя после воскресения Иешуа, ежедневно молится в Храме. Было сказано, что он был наиболее уважаемым евреем в Иерусалиме среди представителей всех сект иудаизма. Его прозвали “верблюжьи колени” за те многие часы, которые он провёл в молитве за Израиль. Очевидно, что он оставался частью народа Израиля до самой смерти.

israelnations3

Когда Пётр проповедовал на Шавуот (Пятидесятницу), он не представлял новую религию, но провозглашал перед исключительно еврейской толпой спасение и прощение через Иешуа, еврейского Мессию.

Павел говорит в Послании Римлянам, что дары и призвание Божье для Израиля “непреложны” (Рим. 11:29). Он говорит в Рим. 3, что есть “большое преимущество” в том, чтобы быть евреем (Рим. 3:1-4). Очевидно, что еврейские верующие в Иешуа — всё ещё евреи и часть Израиля.

Ни еврея, ни язычника?

Что же тогда делать с часто цитируемым стихом Гал. 3:28?

“Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.” (Гал. 3:28)

Библейские учителя используют это утверждение, чтобы сказать, что еврейские верующие не являются больше евреями. Но они упускают один важный момент. Если это так, тогда между мужчинами и женщинами тоже нет различий, и тем не менее, у меня никогда не получалось забеременеть!

Так в чём же смысл этого стиха? В том, что пребывание в Мессии затмевает все наши другие роли. Я живу в Израиле. У нас есть много иммигрантов со всего мира. Предположим, я бы собрал весь еврейский народ вместе, из многих народов, и сказал: “Сегодня мы — не американцы, эфиопы, русские или аргентинцы, мы — израильтяне!” Технически, это неправда. Я всё ещё американец, хотя я также и израильтянин. Но любой здравомыслящий человек понял бы мою мысль — что я фокусируюсь на том, что нас объединяет.

Хотя наши роли/призвания важны, они не добавляют никакого особого преимущества с Мессией. Другими словами, Бог не вознаградит меня за то, кем Он создал меня. Он вознаграждает в соответствии с моей верностью этому призванию (Мф. 25:14-30).

Любой человек — еврей, не-еврей, раб, женщина, и т.д. может свободно прийти к Мессии. В этом состоит самое главное отличие Ветхого и Нового Заветов, в том, что Павел с таким вдохновением провозглашал перед аудиторией язычников: “[В Нём] мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него” (Еф. 3:12), вне зависимости от нашего прошлого, расы, класса, национальности или пола.

Потому в 3 главе Послания Галатам он говорит не что-то негативное о евреях, а что-то положительное о не-евреях: что больше нет ограничений, удерживающих их от Мессии. Как сказал Пётр:

“Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.” (Деян. 10:34-35)

Израиль и народы: теологическая позиция. Часть 2

Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!