Продолжая серию публикаций об Израиле и народах, я хотел бы вернуться к нашему второму утверждению.
Слово язычник (Gentile в англ. переводах, или ἔθνη/этнэ в греч. оригинале Нового Завета — прим. пер.) означает просто представитель других народов. Когда представитель другого народа приходит к вере, он не становится евреем, но продолжает принадлежать к своему народу.
Что такое Экклесия?
Я слышал многих верующих, которые говорили, что теперь, будучи верующими в Иешуа, они — евреи. Однако, я не думаю, что это именно то, о чём учит Писание. Это удивительная тайна Нового Завета, Экклесия (что часто переводится как Церковь). Мне не нравится использовать слово церковь по двум причинам:
- Перевод греческого слова Экклесия — это не церковь, а собрание. Это просто неверный перевод.
- В нашей современной культуре слово церковь часто понимают как что-то совершенно не-еврейское (с колокольнями и т.п.), в то время, как один новый человек состоит и из евреев, и из (других) народов.
Важно отметить, что когда Павел использует слово экклесия, речь не о какой-то экклесии, а о конкретной экклесии. Экклесия была распространённым словом в его культуре, но он сделал это слово “брендом”, использовав его для чего-то особенного. Например, в Ричмонде, где я вырос, был Колизей. В Риме был древний Колизей. Однако, слово колизеум просто означает большой театр или стадион, от слова колоссальный (огромный). И в Риме, и в Ричмонде взяли это имя нарицательное и сделали его именем собственным. Когда у меня есть билеты на концерт в Ричмонде, я говорю: “Я иду в Колизей,” а не “Я иду в какой-то колизей.”
Один новый человек
Итак, Павел говорит, что есть нечто новое, Собрание. И это Собрание отличается во многих отношениях. Уникальность его в том, что оно новое и это совместное собрание евреев и язычников.
В 3 главе Послания к Ефесянам Павел использует слово тайна четыре раза для описания чудесного Божьего плана для народов. Он говорит, что это откровение, которое теперь открыто для Божьих апостолов и пророков, было тайной в прошлом.
“[Тайна Христова состоит в том,] чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе... Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом.” (Еф. 3:6, 8-9)
Во-первых, мы видим, что верующие не-евреи становятся наследниками вместе с Израилем, а не вместо Израиля. Во-вторых, несмотря на наши уникальные призвания, мы составляем единое тело. В-третьих, язычники являются “сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе” — то есть, для всех есть равный доступ к “неисследимому богатству Христовому.”
В чём же была тайна?
Он создал...
“в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.” (Еф. 2:15-18)
Итак, Бог создал нечто новое, Собрание, состоящее из евреев и язычников. В Собрании обе группы примирились с Богом, и обе имеют доступ к Отцу через Святой Дух. Нет никакой иерархии. Да, есть руководство (Еф. 4:11), но нет никакого особого статуса на основе национальной, половой или расовой принадлежности. Все имеют равное положение в Собрании, но не одно и то же призвание.
Существует ли еврейское призвание?
Как отмечалось ранее, мужчины по-прежнему остаются мужчинами, а женщины — женщинами. Никто с этим не спорит. Но когда дело доходит до евреев и язычников, становится немного труднее. Для верующих с еврейским происхождением, которое никуда не исчезает, есть и связанное с ним призвание, и это может быть обидным для тех, кому кажется, что мы говорим, будто еврейский статус — это лучший статус (чего мы на самом деле не говорим!). Всё же, Павел утверждает, что уникальное призвание Израиля остаётся. В Рим. 11:29 он говорит, что призвание “непреложно.” В Деян. 13:47 он видит призвание еврейских верующих, согласно Ис. 42:6 и Ис. 49:6, быть “светом для народов.”
Кто такие язычники?
Вопрос в том, остаются ли евреи евреями, а не-евреи этнически не-евреями в Новом Завете? Перед тем, как я отвечу на этот вопрос, важно отметить, что слово язычники (в еврейской традиции) может иметь два значения. В положительном смысле это просто представитель народов. В отрицательном — варвар или идолопоклонник — некто вне Божьего завета. В контексте Послания к Ефесянам Павел использует оба эти значения.
Поэтому, тот же самый Павел мог сказать и “Вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными” (Еф. 2:11) в негативном смысле, и “Вам говорю, язычникам” (Рим. 11:13), используя это слово в положительном смысле.
Он делает удивительное заявление о доступе язычников в третьей главе:
“[Эта тайна состоит в том,] чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе.” (Еф. 3:6)
Если бы Павел хотел сказать, что язычники, которые обратились к Иешуа, теперь стали евреями, тогда не было бы никакой тайны. В то время было множество язычников по всей Римской империи, которые посещали синагоги, и многие из них прошли формальное обращение в иудаизм. Тайна Нового Завета, о которой так вдохновлённо рассказывает Павел, состоит в том, что в Иешуа нет необходимости обращения в иудаизм, а есть просто обращение от смерти к жизни.
“Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.” (Кол. 1:13)
Есть ли где-то в Новом Завете место, где Павел конкретно называет верующего язычника евреем? Нет. И тем не менее, перед тем, как пойти в Храм, он делает обрезание Тимофею (который был евреем по матери, но не был воспитан как еврей). Он не обрезывал Тита. Почему? Потому что он не был евреем по национальности.
Одно в Мессии
Очевидно, что евреи всё ещё остаются евреями, как это было показано в предыдущей статье. Тайна в том, что в Иешуа евреи по-прежнему являются евреями, а язычники по-прежнему являются язычниками (или же греки по-прежнему являются греками, бразильцы по-прежнему являются бразильцами и т.д.). И тем не менее, наше единство в Мессии настолько удивительно, что мы можем сказать, когда речь идёт о доступе к Богу, что нет еврея или язычника, мужчины или женщины, раба или свободного... мы едины в Мессии.
Павел не был этническим римлянином, но он пользовался всеми преимуществами римского гражданства. И это та тайна Евангелия, о которой Павел говорит в третьей главе Послания к Ефесянам, — что верующие из других народов становятся сонаследниками и членами Божьей семьи, не становясь при этом евреями по национальности. Верующие из других народов наслаждаются всеми преимуществами гражданства в Божьей семье, точно так же, как если бы они были этническими евреями, при этом не являясь таковыми. Это отличная новость! И истина в том, что быть новым творением намного лучше и превосходнее, чем быть евреем по национальности.
В этом смысл слов Павла, когда он говорит в Послании к Римлянам:
“Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.” (Рим. 2:28-29)
Это гиперболическая речь. Подобно тому, как Иешуа говорил возненавидеть свою семью или отрезать свою руку. Это не буквально, но поскольку это Слово Божье, мы с трудом воспринимаем в нём гиперболу. Павел не говорит, что этнические евреи больше не евреи. Он говорит, что по-настоящему угождает Богу тот, кто рождён свыше — тот, чье сердце обрезано.
Ценность обрезания
Откуда мы знаем это? Из того, что в следующем же стихе Павел спрашивает: “Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях!” (Рим. 3:1-2). Обрезание по завету Авраама связывает еврейский народ с землёй Израиля. Не-евреи не были частью физического завета с Авраамом, но могут быть частью большего завета с Авраамом через Иешуа. Но Новый Завет не отменяет физический завет Авраама, который никогда не обещал вечной жизни. Земля Израиля и много благословений? Да. Но вечная жизнь только через Иешуа.
Вот почему Павел выходил из себя, когда язычников учили, что они должны быть обрезаны, чтобы получить спасение. Он восклицает в Послании к Галатам, что нет большего преимущества, чем спасение, и спасение даётся даром. Нет более высокого статуса, чем “рождённый свыше.”
Наконец, если все язычники, рождаясь свыше, становятся евреями, кто же будет тогда этим великим множеством на Небесах?
“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.” (Откр. 7:9)
Великое Собрание Божье, Один-Новый-Человек, Божья Семья, та самая великая Маслина состоит из возрожденных евреев и возрожденных представителей других народов.
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!