Есть люди, написавшие бестселлеры о том, как они попали на небеса. Они утверждают, что умерли и вернулись, чтобы рассказать нам о том, что видели. Достаточно сказать, что эти рассказы редко совпадают с рассказами о подобных событиях, записанных в Писании. Взятые в тронный зал — как, например, Исаия — не рассказывают нам о том, что видели своих любимых близких или ели свои любимые закуски.
«В год смерти царя Уззии я видел Владыку, сидящего на престоле» (Исаия 6:1), — начинает Исаия. Он подробно описывает, как одеяние этого царя заполнило весь храм. Он описывает, как могучие существа, охваченные огнем, летают вокруг трона царя и кричат: «Свят, свят, свят Господь Сил». Основания содрогаются от их громовых голосов (Исаия 6:1-4).
Исайя не вздыхает с облегчением и не зовет свою давно потерянную собаку. Глаза с трона пронзают его, как удары меча. В ответ на это пророк обрушивает на себя проклятие: «Горе мне! Я погиб!» (Исаия 6:5).
Исайя полностью раскрыт перед Святым, Который знает его: каждый грех, каждый извращенный мотив, каждое тайное деяние. Он обрушивает на себя список обвинений и тут же признает себя виновным. Знал ли он вообще, что такое грех до этого момента?
И когда Исаия видит на престоле, как я полагаю, Сына до Его воплощения (Иоанна 12:41), он корит себя за то, что, помимо всего прочего, позволил себе говорить.
«Горе мне! Я погиб! Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, а глаза мои видели Царя, Господа Сил» (Исаия 6:5).
Его глаза видят святого Царя Израиля, Бога воинств, и он не бежит садиться к Нему на колени, а падает на лицо, исповедуя зло не только своего языка, но и всех языков, среди которых он жил на земле. Здесь он не сетует на то, что жил среди народа сексуальной распущенности, убийства или идолопоклонства. То, что он говорил, и то, что говорили люди — их разговор — приводит его в ужас перед Праведником.
Грех неосторожной речи
Если бы каждый из нас сегодня увидел Господа, мы бы ужаснулись, насколько нечисты были наши уста. Проверьте себя: поспешные слова, бранные слова, жестокие слова, похотливые слова, богохульные слова, лживые слова, фальшивые слова, лжетолки, сплетни, льстивые слова, грубые и уничижительные слова. Сколько крыс вышло из этой канализации?
Павел, осуждая все человечество перед Богом, цитирует Псалмы, чтобы обвинить нас:
«Гортань их – открытая могила, языком своим они лгут».
«У них на губах яд гадюки».
«Уста их полны проклятий и горечи». (Римлянам 3:13-14)
Но это Ветхий Завет, подумаем мы. Исайя и псалмопевцы не знали Христа так, как знаем его мы. Их Бог, весь в молниях и громах, еще не полностью раскрыл свою милосердную сторону.
Однако послушайте, что говорит Сам Христос:
«Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали. Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!» (Матфея 12:36-37)
Противостав фарисеям в хуле на Святого Духа, Иисус, рассуждая от меньшего к большему, добавляет к нашей темной речи еще одну категорию: неосторожные слова. Даже необдуманные слова — не только хула на Святого Духа — будут измерены и взвешены. Люди дадут отчет за каждое из них. За все. Миллионы и миллионы слов на каждые уста. Записаны. Запомнены. И они будут взысканы на суде Бога Исайи.
В конце концов, мы всего лишь люди
Что такое неосторожные слова?
Небрежные слова — это праздные, бесцельные, ленивые и бесполезные слова. Греческое слово «беспечный» (argos) используется для описания людей, которые стоят на рынке, когда должны работать (Матфея 20:3-7), людей, которые ходят из дома в дом, теряя время и создавая проблемы (1 Тимофею 5:13), критян, которые не производят должного добра (Титу 1:12). Пустые слова бродят непродуктивно, странствуют, причиняя неприятности, отказываются благословлять, как должно. И мы дадим отчет за каждое из них.
Возможно, вы разделяете мою грешную реакцию: а не слишком ли это чрезмерно? В конце концов, мы всего лишь люди.
Но, как на собственном опыте убедился Исаия, это оправдание не сработает. Какие бы мысли ни были у него до того, как он увидел Бога, все они изменились в тот момент, когда он предстал перед троном. Пророк огласил смертный приговор самому себе. Когда у нас возникает искушение считать сей стандарт слишком суровым, Джон Кальвин указывает нам верное направление:
«Многие считают это [осуждение за каждое неосторожное слово] слишком суровым; но если мы подумаем, для чего созданы наши языки, то признаем, что справедливо виновны те люди, кто бездумно отдает их на пустяковые глупости и блудодействует с ними».
Каждый даст отчет именно по той причине, которую приводит Кальвин: наши языки были созданы для славных дел.
Фонтан жизни
У меня есть искушение не придавать большого значения суду над моими словами, потому что я не очень высокого мнения об их важности, но Иисус не разделяет моих убеждений по этому вопросу. Он будет рассматривать наши неосторожные слова вместе с нами, потому что Он ожидает, что наши слова будут направлены на пользу, принесут благочестивый эффект, будут приправлены солью, дадут благодать нашим слушателям.
Избежать богохульства, клеветы и лжи — слишком маленькая цель для человеческих уст. Глупые, неосторожные слова так же смердят, как греховные, потому что все наши слова должны быть достойны произнесения. Они должны работать на благо, приносить плод, быть направлены на пользу другим и служить неослабевающей поддержкой Божьей славы. Каждый рот, наделенный властью жизни и смерти (Притчи 18:21), должен быть переполнен жизнью и Божьими словами о вечной жизни, даже если слушатели слышат только смерть.
Только искупленные сердца и новые творения могут породить такую речь. Все человечество, как и сам сатана, «делает то, что ему свойственно» (Иоанна 8:44). Сказав фарисеям, что они не могут говорить добро, потому что они злые, Иисус предлагает посмотреть на это так: «Из хранилища добра добрый человек выносит доброе» (Матфея 12:35). Добрые слова исходят из добрых сердец, которые Бог дает при новом рождении.
Учиться у серафимов
Исаия чувствовал себя раздавленным тяжестью мира злых и никчемных слов, давивших на него. Увидев Бога и услышав пламенные голоса, единые в цели прославления, Исаия разоблачил свою собственную жизнь в нечистой речи. В этой комнате не было места сквернословию и бесцельным разговорам.
Но на этом его история не закончилась. Он осудил себя на смерть, но у Бога была еще милость, которая оказана и нам с вами. Пламенный вестник поднес к устам Исаии угли с жертвенного алтаря (на котором будет покоиться Сам Царь — Агнец Божий — как закланный Исааком овен). И когда Господь спрашивает, кого небеса должны послать, Исаия переходит от проклятия себя за свои уста к нетерпеливому желанию выйти вперед, чтобы говорить как Божий посланник. «Вот я! Пошлите меня» (Исаия 6:8).
Прощение встретило его, как оно встречает нас, переделывая и наделяя полномочиями уста даже самых глупых и праздных болтунов. То, что когда-то было отдано тьме, теперь может быть использовано для прославления Бога и благословения человечества. Видение славы Христа изгоняет мелкие цели для искупленных языков. И удивительная благодать посылает нас, как серафимов, говорить о Христе.
автор — Грег Морзе / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!