Близость с Богом доступна вам. Она настолько же доступна для вас, как и Божьи обетования. И Божье для вас приглашение наслаждаться близким общением с Ним — это то, что подвергает вашу веру испытаниям сильнее, чем что-либо иное (Иакова 1:2–4).
Сердце близости
Мы называем близостью переживание, в котором мы по-настоящему познаём другую личность, а она познает нас. Для описания этого переживания мы часто пользуемся пространственными терминами. Близкие друзья — это те, кто, по ощущениям, очень близки к нам, они знают нас на глубоком уровне. Если происходит что-то нарушающее близость с нашими друзьями, мы чувствуем, что они отдаляются от нас. Или если человек не знает нас, его знание о нас находится на поверхностном уровне.
Но, конечно же, близость говорит не о пространственных измерениях, а об отношениях. Мы все знаем каково это — сидеть рядом с человеком, который, по нашим ощущениям, далёк от нас, и мы можем ощущать себя близко к человеку, находящемуся от нас за шесть с половиной тысяч километров.
Что заставляет нас ощущать близость к другой личности? Хотя в близости есть много компонентов, и каждые близкие отношения, которые у нас есть, построены по различным рецептам, общее для них всех — это доверие. Мы не можем быть близки с человеком, которому мы не доверяем.
Доверие — в сердце близости. Чем больше мы доверяем кому-то, тем больше мы позволяем им приближаться к нам. Степень, в которой доверие нарушается в отношениях, это степень, в которой близость улетучивается.
Сердце близости с Богом
Эти принципы точно так же верны в наших отношениях с Богом, как и в наших отношениях с другими людьми. Наше переживание близости к Богу или отдалённости от Бога не описывает действительного расстояния от Него до нас, но является нашим ощущением близости к Нему. Писание показывает нам, что Бог близок к тем, кто доверяет Ему. Чем больше мы доверяем Богу, тем более близко мы познаём Его. Ощутимая отдалённость от Бога часто связана с нарушением доверия, таким как грех или разочарование.
Очень важно понимать эту реальность. Как христиане, мы хотим переживать близость с Богом. Вместе с автором Псалма мы говорим: «А мне благо приближаться к Богу!» (Псалом 72:28). И мы хотим следовать увещеванию Иакова и получить содержащееся в нём обетование: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иакова 4:8). Но мы можем искать близости способами, которые её не производят.
Близость больше, чем знания
Распространенная ошибка — думать, что близость к Богу может быть достигнута накоплением знаний. Конечно же, чтобы знать Бога близко, мы должны знать важные вещи о Боге. Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32), и Он указал на то, что многие поклоняются тому, чего не знают (Иоанна 4:22).
Но никогда в истории христианской церкви не было доступным такое количество теологического знания столь многим людям, как это есть сегодня. Вероятно, церковь в Америке наслаждается наибольшим объёмом этого изобилия. Мы завалены переводами Библии, хорошими книгами, глубокими статьями, записями проповедей, интервью, художественными и документальными фильмами, музыкой и многим другим. И многое из этого очень хорошо. Для нас правильно быть очень благодарными за это.
Но Америка не изобилует Енохами (или не регистрирует их частые исчезновения), святыми, ходящими с Богом в очень глубокой близости (Бытие 5:24; Евреям 11:5). Почему? Потому что знания не являются синонимом доверия. Именно поэтому Иисус в Своё время сказал следующие слова религиозным лидерам, обладавшим энциклопедическим знанием Писаний:
«Вы исследуете Писания, так как вы думаете, что в них у вас есть вечная жизнь, но они свидетельствуют обо Мне, однако вы отказываетесь прийти ко Мне, чтобы вы могли иметь жизнь» (Иоанна 5:39–40, дословный перевод с английского перевода ESV).
Библейское знание намного лучше золота, когда оно подпитывает наше доверие к Богу, так как оно подпитывает нашу близость с Богом (Псалом 18:11). Но когда Библейское знание замещает наше упование на Бога, оно подпитывает лишь нашу гордость (1 Коринфянам, 8:1).
Почему чувственные переживания терпят неудачу
Ещё одна распространенная ошибка — попытка достичь близости с Богом через субъективные чувственные переживания. Такой подход мы можем назвать «Поле мечты» (по аналогии с известным кинофильмом, прим.пер.): Если мы создадим правильную атмосферу, Бог «придёт».
Некоторые стремятся достичь этого в атмосфере возвышенного поклонения, направленной на то, чтобы вдохновить переживание трансцендентности и таинства. Другие стремятся достичь этого на мероприятиях с современным поклонением, направленных на то, чтобы вдохновить переживание имманентности. Третьи гоняются за пробуждениями, думая, что близость к Божьей силе в результате приведёт к близости с Богом. Если мы по-настоящему уповаем на Бога, атмосферы такого рода могут вдохновлять нашу близость с Богом. Но ни одна из этих атмосфер сама по себе не имеет силы, чтобы создать Божью близость к нам.
Подумайте об этом так: ужин при свечах и с романтической музыкой может вдохновить приятный момент близости в отношениях между мужем и женой, но лишь в той мере, в которой эта атмосфера вдохновляет и углубляет их взаимное доверие и любовь. Если в отношениях между ними есть дистанция из-за недостатка доверия, чувства сами по себе не имеют силы сократить эту дистанцию. Только восстановление доверия совершит это.
Как нам приближаться к Богу
Секрет приближения к Богу и того, чтобы Он приблизился к нам, ясно открыт в Библии: мы приближаемся к Богу через веру во Христа, Который один даёт нам доступ к Нему (Евреям 4:14–16; 7:25; Филиппийцам 3:9), и мы полагаем наше упование на все Его «великие и драгоценные обетования», которые находят своё «Да» для нас во Христе (2 Петра 1:4; 2 Коринфянам 1:20).
Бога впечатляет наша вера, а не наши подвиги. Там, где недостаёт веры, Ему не угождает наше количество знания или качество наших чувственных мероприятий.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6)
Когда Бог видит кого-то, чьё сердце полностью уповает на Его обетования и живёт ими, Бог приходит и оказывает сильную поддержку такому святому (2 Паралипоменон 16:9), и являет Себя ему:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанна 14:21).
Божье приглашение к близости
Бог желает близости с вами. Христос совершил всю тяжёлую работу на кресте, чтобы сделать это возможным. Всё, чего Он требует — это чтобы вы верили в Него (Иоанна 14:1). Он хочет, чтобы вы доверяли Ему всем вашим сердцем (Притчи 3:5).
Это значит, что Его приглашение вам наслаждаться близостью с Ним — это дела Его провидения, испытывающие вашу веру сильнее, чем что-либо иное. То, в чём вы должны доверять Богу больше всего сейчас — это то место, где Он предназначил вам приближаться к Нему.
Скорее всего, это такое приглашение, которое ваша плоть хочет отвергнуть. Но когда вы читаете вашу Библию, разве «такое облако свидетелей» (Евреям 12:1) не соглашается с Иаковом и Петром в том, что величайшее испытание веры — это путь к величайшей радости (Иакова 1:2–4; 1 Петра 1:8–9)? И разве они не соглашаются с Павлом, что всё это ничего не стоит по сравнению с радостью познания Христа и грядущей славы (Филиппийцам 3:8; Римлянам 8:18)?
Близость с Богом часто ощущается в тех местах, где мы должны доверять Ему сильнее всего. Небеса на земле — это радость неизречённая и мир, превосходящий всякое разумение, приходящие от полного доверия Богу (Филиппийцам 4:6–7). Потому что, как сказал автор одной старой песни прославления: «Те, кто полностью Ему доверяют, находят Его полностью верным».
Автор — Джон Блум / © 2018 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Блум (@Bloom_Jon) — автор, член совета и соучредитель веб-сайта Desiring God. Он написал три книги: «Не видением», «Невидимые вещи» и «Не следуй за своим сердцем». Вместе со своей женой и пятью детьми он живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол).
Последнее: 26.07. Спасибо!