Когда Апостол Павел говорит о мудрости в тех сферах, где Писание не даёт чёткого руководства, он объясняет, что единство более важно, чем единообразие. Многие христиане с этим согласятся. Но сказать проще, чем сделать.
Например, когда поднимается вопрос о том, можно ли христианам читать или смотреть Гарри Поттера, некоторые в церкви скажут: «Это очевидное колдовство. По сути, некоторые термины взяты напрямую из оккультизма. Так что это делать нельзя, мы должны избегать любого намёка на сатанизм». Другие ответят: «Но это просто фэнтези, такое же, как Властелин Колец и Хроники Нарнии. Персонажи в Гарри Поттере даже празднуют Рождество, так что они явно не сатанисты».
Или, когда начинается разговор на тему йоги, некоторые сразу же указывают на то, что это буддистская практика, которая в своей изначальной формулировке предусматривает освобождение вашего разума и обретение единства с окружающими вас вещами, а это нехристианская концепция. Другие приводят аргументы, что йога — это всего лишь хорошие упражнения на растяжку, и нет ничего анти-христианского в том, чтобы привести ваш разум в покой, пытаясь убрать то, что вас отвлекает, чтобы вы более отчётливо осознавали настоящее. (Для третьих, очевидно, более спорными являются лосины для йоги, но это отдельная тема).
Я мог бы продолжать и дальше. Обычные школы в сравнении с домашним обучением. Алкоголь в сравнении с полным от него воздержанием. Мы можем не спорить об идоложертвенном мясе (как люди во времена Павла), но есть сотни вторичных вопросов, в которых мы сражаемся.
В наставлениях Павла о том, как справляться с такими конфликтами в церкви, сказано, что в первую очередь необходимо повиноваться вашей совести:
«Пусть каждый будет полностью убеждён в своём собственном разуме. Всякий, кто соблюдает какой-то день, соблюдает его в честь Господа. Всякий, кто ест, ест для Господа, так как он воздаёт благодарность Богу, и всякий, кто не ест, делает это для Господа тем, что не ест, и он воздаёт благодарность Богу». (Рим. 14:5-6 — дословный перевод с английского перевода CSB)
Всё, что вы делаете, вы должны быть способны делать в качестве приношения Богу. Можете ли вы слушать такую музыку, смотреть такой популярный сериал, участвовать в таком мероприятии и делать это как приношение Богу?
Вы должны быть полностью уверены в этом: если вы чувствуете, что что-то неправильно (даже если само по себе это не является неправильным), и вы всё равно это делаете, это неправильно для вас.
«А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех». (Рим. 14:23)
Например, если я поднимаю большой палец руки вверх и показываю его кому-то, скорее всего, это не будет оскорблением. Большинство в США рассматривают это как признание: «Отличная работа!» Но если бы по какой-то причине я считал этот знак оскорбительным, и пошёл бы, демонстрируя всем свой большой палец, я бы грешил. Даже хотя демонстрация большого пальца руки сама по себе не является неприличной, вред моей душе причинял бы поступок, который я бы совершал против побуждений моей совести.
Сейчас мы мало говорим о совести, и это трагедия, потому что ваша совесть — это дар от Бога. Это своего рода нравственная интуиция, когда вы знаете о чём-то прежде, чем можете это выразить — нечто вроде «шестого чувства». Совесть выходит за пределы умственных знаний. Иначе говоря, прежде, чем ваш разум что-то узнает, ваше сердце это чувствует.
Если ваша совесть — дар от Бога, тогда уменьшать её чувствительность опасно. Когда вы привыкаете делать то, что ваше сердце считает неправильным, вы постепенно разрываете свою совесть на части до такой степени, что неправильное уже больше не кажется неправильным.
Но хотя ваша совесть и является даром от Бога, она — не Бог.
Павел говорит римлянам, что, хотя они и должны повиноваться своей совести, они также должны быть открыты к тому, чтобы она была реформирована. Ваша совесть от Бога, но она по-прежнему может ошибаться. Иногда Богу нужно бросать вызов тому, что мы считаем правильным и неправильным, чтобы попытаться реформировать нашу совесть.
Я сталкивался с этим несколько раз в моей жизни (и, вероятно, столкнусь ещё в будущем). Например, в христианской школе, где я рос, меня учили, что любой роковый ритм в музыке был грешным. Синкопа (музыкальный термин, означающий смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим) была от дьявола. Наложение христианских текстов на такую музыку не помогало: это было равнозначно подаче бифштекса на косточке с гарниром из навоза.
Позднее, даже после того, как я узнал в своём разуме, что это неправда, моё сердце по-прежнему ощущало вину, если мы пели в церкви что-то с соответствующим барабанным ритмом.
Моя совесть должна была возрасти в этой истине.
То, что Пётр ел вместе с язычниками, беспокоило его совесть. Он был воспитан с пониманием, что это нечисто. Павел сказал ему во второй главе Послания к Галатам, что его совесть была неправа и нуждалась в преобразовании, чтобы соответствовать Евангелию.
Если мы действительно желаем единства в церкви, мы должны быть достаточно смиренными, чтобы учиться у других христиан, которые смотрят на какие-то вещи иначе, чем мы. А это означает слушать и прислушиваться. Действительно прислушиваться — не для того, чтобы найти ошибки в аргументации, но чтобы обрести понимание.
Вы можете представить себе, насколько прекрасным свидетельством была бы церковь, если бы люди в ней были готовы прислушиваться друг к другу и изменять свой разум? Когда мы достаточно смиренны, чтобы слушать, и достаточно уверены в своей идентичности во Христе, чтобы признавать свою неправоту, на своём примере мы демонстрируем закон любви, который ведёт в Царство Божье через «праведность и мир и радость в Святом Духе» (Рим. 14:17).
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!