В эти дни стоит вспомнить, какие трагические вещи происходили в Египте, и как Господь при всё этом хранил Своих детей, которым Он готовил Исход. Конечно, Бог любил всех — любил египтян, любил даже фараона. Именно любовь Божья дала фараону свободу выбирать. Снова и снова Бог увещевал, предупреждал фараона, посылал казни и показывал ему, что тот путь, которым идёт фараон, — это путь поражения, проклятия и в конечном счёте гибели.
И фараон делал свой выбор, снова и снова подтверждая его. Даже если он вроде бы раскаивался от испуга, он ни разу не покаялся. Мы должны ясно понимать разницу между истинным покаянием и просто сожалением, раскаянием человека, который перепуган даже не грехом, а его конкретными, реальными последствиями, которых ему хочется избежать. Такое раскаяние теоретически может быть началом покаяния, но очень часто даже уводит от покаяния. Человек говорит: «Видите, я признал, что я неправ. Конечно, я вас отпущу, но с определёнными условиями. Я же сделал всё, что можно». Так человек успокаивает свою совесть, убеждая себя и других, что он молодец.
Но Бог любил фараона, как Он любит каждого человека. Бог любит людей добрых, с человеческой точки зрения, недобрых и даже злодеев. Он взывал даже к фараону! Согласно расчётам древних еврейских мудрецов, от первой до последней казни прошёл год. Представляете, сколько времени Бог давал этому египетского парню, чтобы он мог покаяться. Казалось бы, чего проще? Если готов полностью раскаяться после первого испытания — принеси плоды покаяния, и пощадим. Если не готов — окончательный приговор. Но Бог часто не такой, как мы Его себе представляем. Мы иной раз пытаемся подогнать Бога под наши духовные лекала, которые мало что общего имеют со Словом Божьим.
Мы часто возмущаемся, что Бог терпеливо относится к плохим людям: «Почему Бог не накажет злодея? Почему Бог не остановит те или иные злодейства?» Мы забываем, что Господь наш — Господь долготерпеливый и милостивый. И не только к нам, но и к тем людям, которых надо, с нашей точки зрения, немедленно покарать. Ко всем! Бог взывает и к тем, которые нам кажутся недостойными Его долготерпения.
Можете себе представить, что было бы, если бы Бог сразу наказал Шауля (Савла), когда он был одной из ключевых фигур в мученичестве Стефана? Такое страшное преступление, такая жестокость. Казалось бы, нужно немедленно покончить с ним. Но каким-то образом Бог проявляет терпение. Мало того, Шауль продолжает бесчинствовать. Он, как цепной пёс сатаны, набрасывается на мессианских евреев в Иерушалайме, терзает, выслеживает, хватает, бросает в темницы. По его указаниям избивают, некоторых убивают. И такое ощущение, что Бог молчит, не слышит.
Неужели вы думаете, что апостольская еврейская община Иерушалайма не молилась, не взывала к Богу и не настаивала на том, чтобы Бог вмешался? Я не знаю точно, как они молились за Шауля/Павла, но знаю, что по крайней мере они его не проклинали, несмотря на его злодейства и бесчинства. И они не желали ему смерти. Они его благословляли и молились, чтобы Господь послал ему прозрение. Они молились, чтобы Господь вмешался, но так, чтобы это было ко благу не только общины Божьей, но и самому гонителю верующих. И в конечном счёте ответ пришёл в том великом чуде по дороге в Дамаск, которое явилось поворотным пунктом для истории всего человечества.
Представляете, что было бы, если бы Бог соответствовал нашим представлениям о справедливости, о правильности Его действий, о наказании злодеев вовремя и быстро, если бы Он нейтрализовал Саула до этого? Похожая ситуация была и с фараоном.
Сейчас в Украине мы слышим с разных сторон: «Где ваш Бог? Если Бог слышит молитвы, так помолитесь, чтобы это остановилось». Конечно, мы хотим, чтобы это остановилось немедленно. И понятно, что Бог должен наказать тех людей, которые действительно этого заслуживают. Но мы не знаем будущего. Мы не знаем всех планов Божьих для нашей страны, для России, для Беларуси. И Бог предоставляет свободу выбора, свободу воли всем. Я знаю, что Он взывает. Он взывает к властям России, Он стучится в их сердца, взывает к президенту России. Он может это делать разными путями.
И я хочу сказать, что наши молитвы очень важны. Наши молитвы открывают такие двери, которые не может открыть ни один человек. И в конечном счёте по нашим молитвам закрываются некоторые двери, через которые враг творит свой беспредел. Мы призваны сражаться в духовном мире, чтобы в этом видимом мире произошли радикальные изменения, согласно Божьему плану. И условие «согласно Божьему плану» очень важно!
Борис Грисенко, раввин КЕМО
Последнее: 26.07. Спасибо!
Согласен, брат Борис. В определенных ситуациях любить — это просто не проклинать.
У Бога всегда всё вовремя. Видимо Господь, по милости своей, дает нам время, чтобы разобраться, что не все, то что мы считаем злом, таковым является в Его глазах.