Исход и фараон, план Божий и мысли о том, что должна делать Церковь сегодня

Исход и фараон, план Божий и мысли о том, что должна делать Церковь сегодня

В последних строках 5-й главы книги Исход записана молитва пророка Моисея, полная нескрываемой досады и разочарования. Потерпев неудачу в начале своей миссии вывести народ Израиля из Египта, Моисей с горечью взывает к Всевышнему:

«Для чего Ты послал меня? … Ведь с тех пор, как я пришел к фараону и стал говорить с ним от Твоего имени, он начал хуже поступать с этим народом. А ты не избавил свой народ от рабства!»

Чувства Моисея вполне можно понять: после безуспешной попытки самого Моисея за сорок лет до этого принести свободу своему народу, Бог явился ему в пустыне и поручил вернуться в Египет с миссией избавления. С трудом согласившийся на такую роль 80-летний пастух наблюдает, как его послушание приводит к противоположным результатам: вместо освобождения народа фараон лишь усиливает бремя рабства, а старейшины Израиля от отчаяния призывают суд Божий на голову Моисея и Аарона.

Израильтяне и без того находились в отчаянном положении: бесправные рабы, обреченные на унижение, нищету и выживание. Пока они тяжело работали, их новорожденные младенцы подвергались уничтожению. Официально объявленной причиной насилия служил страх властей Египта перед военной угрозой, якобы исходившей от евреев: «Когда случится война, Израиль соединится с нашими неприятелями и вооружится против нас» (Исх. 1:10). Но реальные причины такой несправедливости, очевидно, были экономическими и, как сказали бы сегодня, геополитическими – фараон пользовался рабским трудом евреев для обогащения египетской элиты и укрепления могущества своей империи.

Ответ Господа (6:1-8), в котором нет ни малейшего упрека в адрес нетерпеливого пророка, раскрывает план предстоящих событий: Бог не только освободит евреев из рабства – Он сделает их Своим народом и дарует им землю, «текущую молоком и медом».

Однако это произойдет не так быстро, как хотелось бы Моисею и угнетенным израильтянам: сердце фараона «ожесточится», и он вступит в конфронтацию с Всевышним. В этой борьбе он обречен потерпеть поражение, и в этом – радостная весть для Израиля. Однако у нее, как это бывает у библейских пророков, есть и горькая сторона: на какое-то время народу станет хуже, чем было до этого (Отк. 10:10).

Моисею предстояло понять, что план Бога состоит не только в том, чтобы поскорее облегчить боль страдающих: противостояние с богами Египта и фараоном, возомнившим себя полубожественным существом, было предназначено обнаружить перед всеми величие Бога Израиля и бессилие последних (Исх. 12:12). В процессе этого противостояния израильтяне познают, каков на самом деле Бог Авраама, Исаака и Иакова (6:7), сам фараон и множество египтян осознают тщетность поклонения ложным богам (9:14; 14:18), а слава Господа, явленная в победе над фараоном, будет возвещена по всей земле (9:16; 12:38). Понятно, что тот, кто страдает от боли, жаждет быстрого избавления, но план Бога охватывает намного больше, потому что Он думает о благе всех, вовлеченных в события.

В чем актуальность этой удивительной истории сегодня для нас? На страницах Нового Завета неоднократно утверждается, что события исхода Израиля из Египта служат образом и моделью спасения, которое Бог совершает через Христа. Новый исход – это избавление Божьего народа из рабства греха, тления и смерти: верующие во Христа ожидают воскресения из мертвых и обновленной вселенной, где обитает правда (2 Пет. 3:13).

Будучи моделью нашего искупления, исход евреев из Египта наглядно показывает, что Бог заинтересован не только в «духовном» спасении душ верующих из мира – Его план охватывает освобождение Своего народа от любых форм угнетения и несправедливости, порожденных человеческим грехом. Это освобождение духовное, экономическое, социальное и политическое. Цель Бога в том, чтобы дать Своему народу мир и процветание на новой земле, чтобы восстановить в нем Свой образ, сделав его правителем и владыкой над творением, как и было задумано изначально.

Безусловно, действия Бога в Израиле уникальны в том смысле, что его история предвосхищает этот конечный замысел. Из них не следует, что Бог сегодня обязательно будет совершать такой же труд политического освобождения среди других угнетенных народов, как и Иисус не исцелил всех больных, не очистил всех прокаженных и не воскресил всех мертвых, когда жил на земле. Чудеса исцеления и освобождения предвосхищали Царство Божье, показывая, в чем состоят цели Бога для мира, но исполнятся эти цели во всей полноте лишь при Его возвращении.

Следовательно, с одной стороны, было бы неверно рассматривать книгу Исход как программу политического освобождения. Особенно, если такая борьба сопряжена с насилием – способы осуществления Царства Божьего не должны противоречить его целям и природе. С другой стороны, было бы столь же неверно ограничивать взгляд на Евангелие спасением в мире ином, пребывая в «благодушном безразличии» к страданиям наших ближних.

Что должна и могла бы делать Церковь сегодня? В чем заключается роль верующих во Христа во времена политической нестабильности? А если говорить конкретно, то в ситуации современного конфликта между Россией и Украиной?

Как священники (1 Пет. 2:9), верующие призваны представлять людей перед Богом и представлять Бога людям. Мы часть своего народа и граждане своей страны, но при этом имеем доступ к живому Богу, Творцу и Судье мира. Быть священником – это прежде всего значит молиться за тех, кто не способен осознать совершаемое ими зло как таковое (Лк. 23:34). Быть представителем Царства Божьего – значит возносить Богу молитвы покаяния за преступления, совершаемые сегодня от нашего имени. Это значит просить Его о прекращении кровопролития, о защите страдающих и о покаянии для нашей власти и нашего народа.

Что касается второй стороны священнического служения – представлять Бога людям, то оно связано со словами и делами верующих людей по отношению к окружающим. Как на практике сегодня «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9)?

Прежде всего это означает, что Церковь не может участвовать в войне ни словами, ни действиями, особенно когда эта война агрессивная. Церковь не может поддаваться враждебности и поддерживать ненависть к кому бы то ни было, кого общество сегодня объявило врагами: к украинцам, европейцам, американцам или кому-либо еще. Верующие должны видеть в каждом человеке носителя образа Божьего, а этническое примирение между ними должно быть свидетельством о замысле Бога для всего мира.

Быть представителями Царства Божьего также означает быть «особенными» людьми (Мф. 5:45-48). Не только в том смысле, что верующие не делают зла, а в том, что они делают то, что не станет делать никто другой: прощают обидчиков, протягивают руку милосердия помощи одиноким и нуждающимся, не мстят, не проклинают и желают добра своим врагам. Именно в этом случае, по словам Иисуса, они являют окружающим образ Небесного Отца.

Война принесет горе во многие семьи. Это ужасная трагедия, и очень важно, чтобы рядом с потерявшими близких оказались верующие люди, которые смогут «плакать с плачущими» (Рим. 12:15), помогая им обрести надежду и утешение в Господе. Многие вокруг нас находятся в растерянности и страхе, не имея четких мировоззренческих ориентиров и надежды. Нам все это дано во Христе, и наша ответственность – делиться этим сегодня с окружающими.

Самое важное: представлять Бога людям – значит провозглашать евангельскую весть о необходимости покаяния и примирения с Богом. Подлинное покаяние влечет за собой глубокую перемену во взглядах, ценностях и поведении вследствие того, что человек видит себя в свете Божьей истины. Церковь призывает к такой перемене каждого члена общества – как обычных граждан, так и облеченных властью. Но для этого нужно говорить правду всем, кто способен ее слышать.

К сожалению, пассивная поддержка войны со стороны многих верующих, пересылка пропагандистских роликов в соцсетях и зависимость многих в оценке происходящего исключительно от государственных СМИ свидетельствует об отсутствии не только целостного библейского мировоззрения, но и простейших навыков критического мышления. Во многом это объясняется компромиссом с имперскими нарративами, которые навязывались российскому обществу на протяжении последних лет. Во имя подобных идей мы наблюдаем расчеловечивание целой нации, отрицание за ней права на свою идентичность, язык, культуру, политическую самостоятельность.

Хотя вряд ли кто-то из верующих открыто поддерживает убийства мирных жителей и разрушение украинских городов, порой даже наши молитвы о мире не принимают в расчет слова Писания о том, что примирение основывается не на замалчивании правды, а на ее признании, покаянии и взаимном прощении. Сразу оговорюсь: в то время, как информация о происходящем утаивается от общества или искажается, а за распространение любых сведений, которые противоречат официальным источникам, грозит уголовное преследование, я не призываю никого подвергать себя опасности. Каждому самому предстоит решить, кому он будет больше повиноваться – властям или Богу (Деян. 4:19).

Писание действительно призывает нас быть послушными властям, но оно же говорит нам, что власть поставлена наказывать зло и поощрять добро (1 Пет. 2:14; Рим. 13:3-4). Любая власть должна быть подотчетной Богу как высшей Власти и Его моральному закону. В тех вопросах, где она преступает этот закон, верующий не связан обязательством исполнять ее требования. В Библии неоднократно встречаются примеры гражданского неповиновения, начиная от еврейских повитух в Египте, которые отказались повиноваться преступному указу фараона. Столетия спустя так же поступят волхвы по отношению к коварному требованию Ирода.

Речь идет не о том, чтобы навязывать другим свою точку зрения. Для начала важно просто не потерять способности называть вещи своими именам и отличать черное от белого. Церковь – это совесть нации уже потому, что другой попросту нет. К сожалению, многие люди не в силах видеть причинно-следственные связи, которые привели нас туда, где мы сегодня находимся. Тридцать лет назад наши страны, выросшие на руинах СССР, обрели независимость и записали в свои конституции приоритет прав и свобод личности над любыми идеологическими конструктами, использующими людей как сырье для своих проектов. Это был естественный и логичный шаг после десятилетий жизни в тоталитарном государстве.

Но свобода, как и в случае с евреями в Египте, приходит не так быстро, как хотелось. Сегодня у власти в нашей стране стоят те же люди, которые тридцать лет назад были носителями коммунистической идеологии. Многие из них – выходцы из организаций, которые в течение десятилетий гноили в лагерях и расстреливали в застенках наших сограждан, травили диссидентов и писателей-классиков, известных ныне всему миру. Все мы, кто поддался ностальгии о СССР и тосковал по вкусному пломбиру и дешевой вареной колбасе (как евреи в пустыне о репчатом луке и котлах с мясом), причастны к тому, что возрождение тоталитаризма снова стало возможным.

Сегодня «встающая с колен» империя ведет «спецоперацию» против другой постсоветской страны, оправдывая это защитой от военной угрозы. Но истинные цели все те же – геополитические и экономические. Речь идет о восстановлении величия «исторической России» и сохранении привилегий и власти узкой группы людей. Все мы взываем к Богу о прекращении кровопролития, но, оглядываясь на книгу Исход, нужно допускать, что избавление не обязательно будет таким быстрым, как нам хочется.

Судя по всему, нашему народу предстоит прежде пройти через множество экономических лишений, которые, подобно египетским казням, подорвут в нас триумфализм и уверенность в собственной моральной правоте, питающие эту войну. Как ни печально это сознавать, но вполне вероятно, что только гибель многих наших соотечественников на полях войны, подобно смерти первенцев в Египте, приведет нас к осознанию того, что мы выбрали неверный путь. Что мирное сосуществование с соседними странами возможно лишь на условиях равноправия и взаимного уважения. Без притязаний на их историю и территорию, без попыток вернуть их в «лоно» империи и диктовать им свою волю.

Наше прошлое – во многом богоборческое и кровавое – до сих пор преследует нас, потому что так и не получило должной общественной оценки. В конце советской эпохи надежды множества людей были связаны с национальным покаянием. Было ожидание того, что возрождающееся христианство предложит обществу нравственные ориентиры, что зло прошлого и настоящего будет названо злом с тем, чтобы избежать его повторения в будущем. Но ошибочность античеловеческих идеологий осталась неосмысленной нашим обществом, включая и значительную часть верующих людей.

К сожалению, те, кто обладает правом выступать от имени «господствующей» конфессии, прямо или косвенно поддерживают происходящее, находясь в плену псевдохристианских националистических нарративов о России как «третьем Риме» и «катехоне». Поэтому роль быть совестью нации сегодня досталась обычным верующим – каждому на своем месте. Подобно египетским идолам, ложные идеологии должны быть разоблачены и отвергнуты обществом, прежде чем мы по-настоящему станем достойны той свободы, которая тридцать лет назад упала нам в руки без каких-либо усилий с нашей стороны.

автор — Андрей Кравцев / gazeta.mirt.ru

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!