По мере того, как мы приближаемся к 500-летнему юбилею протестантской Реформации, внимание общественности будет направлено на лидера этого движения, Мартина Лютера. Каким человеком он был в действительности? А именно, каким христианином он был?
На недавней конференции миссионерской организации Р.Ч. Спраула “Лигонье” члены группы экспертов Стефен Никольс и В. Роберт Годфри обсуждали вопрос о том, “виновен ли Мартин Лютер в антисемитизме” и есть хороший повод поговорить об этом.
Как справедливо отметил Никольс, в 1523 году Лютер относился к еврейскому народу с доброжелательностью и смирением, осуждая отношение Церкви к ним до настоящего времени, и в надежде, что многие из них станут христианами. Двадцать лет спустя, когда этого не произошло, и когда престарелому и больному Лютеру показали несколько кощунственных и антихристианских документов, написанных евреями предыдущих поколений, он написал свой печально известный труд “О евреях и их лжи”. В этой мини-книге он рассказывал германским князьям, как относиться к “этой проклятой, отверженной еврейской расе”.
“Во-первых, их синагоги должны быть сожжены... Во-вторых, их дома также должны быть разрушены и уничтожены... В-третьих, их молитвенники и Талмуды должны быть изъяты... В-четвертых, их раввинам должно быть запрещено учить, под угрозой смерти... В-пятых, паспорт и проездные привилегии евреям должны быть полностью запрещены... В-шестых, им следует запретить ростовщичество (взимание процентов на займах)... В-седьмых, дать молодым и сильным евреям и еврейкам молотило, топор, мотыгу, лопату, ручную прялку и веретено, чтобы они сами зарабатывали свой хлеб в поте лица... Мы должны прогнать нечестных лентяев из нашей системы... Поэтому долой их...
Подытоживая, дорогие князья и вельможи, имеющие в своих владениях евреев, если мой совет вам не подходит, найдите лучший способ, чтобы мы с вами все могли освободиться от этого невыносимого, ужасного бремени — евреев.”
Да, все это вышло из-под пера Мартина Лютера. (Приготовьтесь. Это еще не все).
Об этом документе, вызывающем презрение, Никольс сказал: “Лютер вольно высказывается против евреев и его слова звучат очень решительно”. Очень решительно? Я бы назвал это грубым преуменьшением. Никольс продолжает:
“Мы должны отметить, что он был грубым в своих высказываниях и мог оскорбить любого. Нельзя сказать, что эта риторика была направлена только против евреев, он высказывался о католиках, об анабаптистах и номинальных христиан так же, как и о евреях. Но он был неправ. Он разговаривал грубо, и я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо. Итак, следует отметить, что Лютер, поступая так, был неправ. Но это не обязательно антисемитизм, который действительно является феноменом двадцатого столетия.”
И опять я должен возразить против этих слов, преуменьшающих ужас того, что написал Лютер.
Трагично то, что Адольф Гитлер считал Лютера гением, понимавшим, насколько опасным является еврейский народ. И в день, который многие историки считают началом Холокоста, 9 ноября 1938 года, Гитлер воплотил совет Лютера в жизнь, сжигая и громя еврейские синагоги, магазины и дома.
С учетом этого, я не могу согласиться с Никольсом, который утверждал: “я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо.” Еще раз, это грубое преуменьшение, независимо от того, какой неприятной была риторика Лютера по отношению к другим группам, и независимо от того, какой грубой могла бы быть риторика тогда. Христианский лидер должен отрекаться от таких сочинений в самых строжайших выражениях, со слезами и скорбью.
Роберт Годфри, другой член группы экспертов “Лигонье”, прокомментировал:
“Просто добавлю ещё один момент... следует добавить, что Лютер всю свою жизнь страстно желал, чтобы евреи были обращены в христианство и присоединились к Церкви. Гитлер никогда не хотел, чтобы евреи были в нацистской партии. В этом-то и разница между антисемитским и антиеврейским. Лютер не был против евреев из-за их происхождения. Он был против евреев из-за их религии. Он хотел, чтобы они присоединились к христианской церкви. Если Вы — действительно антисемит, вы против евреев из-за их происхождения, и они с этим ничего не могут поделать. Они не могут ничего сделать, чтобы что-то изменить. Вы абсолютно правы, мы не должны защищать язык Лютера, потому что он жестокий относительно евреев. Эти высказывания были не против самого народа, но против религии, которую он так резко критиковал.”
Прав ли Годфри? И да, и нет. С одной стороны, истинной проблемой была еврейская религия (особенно, с точки зрения Лютера, неверие еврейского народа в Иисуса) в противоположность существованию еврейского народа, как такового. С другой стороны, есть тонкая грань между двумя этими понятиями, как указывает историк Эрик У. Грич в своей книге “Антисемитизм Мартина Лютера: вопреки здравому смыслу”.
Он пишет:
“У Лютера есть даже намек на расизм, когда он комментирует неподтвержденные слухи о том, что евреи убивают христианских детей. Это преступление ‘все еще светится в их глазах и проступает через их кожу. Мы виновны в том, что не уничтожаем их [евреев]’. Такое заявление не может быть ограничено определенным историческим контекстом. Оно безвременно и означает ‘смерть евреям’, высказано ли оно Лютером или Адольфом Гитлером. Более того, Лютер сам желал убивать ‘богохульников-евреев’: ‘Я бы дал ему пощёчину, и, если бы мог, бросил бы его на землю и в ярости пронзил бы его мечом.’”
Так писал Мартин Лютер. И меня совсем не утешает тот факт, что он писал о других, например, о крестьянах, в подобных, ужасных выражениях: “Упрямым, ожесточённым, безрассудным крестьянам пусть никто не оказывает милосердия, но пусть каждый, так, как может, рубит, колет, уничтожает, наносит удары направо и налево, как среди бешеных собак... чтобы таким образом сохранить мир и безопасность... и так далее”.
Возвращаясь к Лютеру и евреям, цитаты наподобие этой создают сложность для отделения его теологической ненависти к евреям от его этнической ненависти к ним:
“Еврей или еврейское сердце твердо, словно камень и железо, и не может быть тронуто ничем... в общем, они дети дьявола, уготованные для ада... Мы даже не можем обратить большинство христиан и должны удовлетворяться малым числом; тем более намного меньше возможности обратить этих детей дьявола! Хотя многие делают странный вывод из 11 главы послания к Римлянам, что все евреи должны быть обращены, но это не так. Святой Павел имел ввиду совершенно другое.”
Как не-католик, а еврей, верующий в Иисуса, я в долгу перед Лютером за положительный вклад и признаю, что он вел очень трудную борьбу с извращенными традициями. Но я обращаюсь к последователям и почитателям Лютера сегодня: Пожалуйста, не преуменьшайте ужас того, что он писал (против евреев и других людей). Пожалуйста, не сглаживайте всего этого примерами, говорящими, что Лютер имел “природную слабость” (по словам Никольса).
Слишком много крови от этих природных слабостей — включая еврейскую кровь. Давайте принимать это с печалью и скорбью. Другое отношение будет нечестным по отношению к памяти Мартина Лютера.
Автор — Майкл Браун / charismanews.com
Перевод — Елена Русакова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
У Вас — все люди «антисемиты». Кроме себя любимых!