9 ноября — годовщина Хрустальной ночи, или Ночи разбитых витрин, дата, когда по мнению многих историков, по-настоящему начался Холокост.
В ту ночь в 1938 году нацистские войска разрушали или поджигали еврейские дома и синагоги, били витрины еврейских магазинов (также и грабя их), и убили или покалечили множество евреев.
С одной стороны, это был жестокий ответ нацистов на убийство немецкого дипломата во Франции 7 ноября 17-летним немецким еврейским беженцем по имени Гершель Гриншпан.
Но Хрустальная ночь также послужила проверкой для нацистов. Что будет делать немецкий народ, когда на евреев нападут?
Ничего.
Рейнхард Гейдрих (второй в команде СС после Генриха Гиммлера) предоставил в типичной нацистской манере отчёт о зверствах, в котором говорилось, что «815 магазинов разрушено, 171 жилой дом подожжён или разрушен... 119 синагог подожжены, и ещё 76 полностью разрушены... 20 тысяч евреев арестованы, зарегистрировано 36 смертей и 36 серьёзно раненых...».
К радости некоторых немецких пастырей (да, я не ошибся — к радости), костры продолжали гореть 10 ноября, в день рождения известного немецкого христианского лидера Мартина Лютера, отца протестантской Реформации, родившегося в 1483 году.
Дэниэл Джона Голдхаген отмечает:
«Один из ведущих протестантских священнослужителей, епископ Мартин Зассе, опубликовал сборник антисемитских высказываний Мартина Лютера вскоре после разгула еврейского насилия во время Хрустальной ночи. В предисловии к сборнику он приветствовал сожжение синагог и совпадение дня: ‘10 ноября 1938 года, на день рождения Лютера, в Германии горели синагоги’. Он утверждал, что немецкий народ должен прислушаться к этим словам ‘величайшего антисемита своего времени, предупреждавшего свой народ о евреях’.» (См. «Hitler’s Willing Executioners» — «Палачи-добровольцы Гитлера»)
Какие уроки мы можем извлечь из молчания немецкого народа во время Хрустальной ночи и последующих ужасов Холокоста?
Во-первых, когда мы видим зло, мы должны противостать ему, независимо от цены и последствий.
Это не значит, что нужно выбегать на улицы, чтобы остановить толпу из 500 человек.
Это не значит беспечно рисковать своей собственной жизнью только для того, чтобы заявить о себе.
Но это означает отказ сидеть сложа руки в молчании, когда твою страну захватили бандиты, особенно когда ты являешься частью большинства населения.
А когда нашей жизни даже не угрожает зло или несправедливость, какие у нас есть оправдания тому, чтобы не подниматься и не говорить вслух?
Как писала из Германии в 1950-х годах отважный христианский лидер Базилея Шлинк:
«Мы лично виноваты в этом. Мы все должны признать, что если бы вся христианская общественность встала как один человек, и если бы после сожжения синагог [в Хрустальную ночь] мы вышли на улицы и выразили своё неодобрение, зазвонили в церковные колокола и каким-то образом бойкотировали действия СС, вассалы дьявола, вероятно, не имели бы такой свободы для осуществления своих нечестивых планов. Но нам не хватило усердия в любви — любви, которая никогда не пассивна, любви, которая не может терпеть, когда страдают ближние, особенно когда их подвергают такому ужасному обращению и пытают до смерти. В самом деле, если бы мы любили Бога, мы бы не могли смотреть на то, как их Божьи дома поджигают, и святой Божий гнев наполнил бы наши души» (См. её книгу «Israel, My Chosen People» — «Израиль, Мой избранный народ»).
Оглядываясь назад, кто может с ней поспорить?
Во-вторых, необходимо искоренить антисемитизм из христианской теологии. Если его не искоренить, последствия могут быть смертельными — в буквальном смысле этого слова.
Проще говоря, без долгой истории европейского «христианского» антисемитизма Холокост никогда бы не произошёл.
Вместо этого веками в церковной теологии культивировалась ненависть к евреям, не только в католической, но и в протестантской. (Всё это тщательно и с болью в сердце задокументировано в моей книге «Наши руки запятнаны кровью».)
Еврейский народ демонизировали и заклеймили как христоубийц, подвергали жестокому обращению, притесняли и даже убивали. И хотя Мартин Лютер вначале осудил ужасное отношение католической церкви к евреям на протяжении столетий и написал небольшую книгу, в которой подчёркивал, что Иисус Христос родился евреем (это было в 1523 году), к 1543-му году он сам вернулся к тому же в ещё худшем варианте.
В своём печально известном сочинении 1543-го года «О евреях и их лжи» Лютер давал советы немецким правителям о том, как обращаться с еврейским народом, говоря правителям поджигать их синагоги и разрушать их дома (именно то, что нацисты и сделали в Хрустальную ночь), забирать их священные книги и запрещать их раввинам учить под страхом смертной казни, наряду с прочими драконовскими методами, которые были применены нацистами.
Вот почему Мартина Лютера, великого реформатора, называют Иоанном Крестителем Адольфа Гитлера.
Сегодня, через 70 лет после Холокоста, меня очень печалит, когда я вижу, как «христиане» публикуют комментарии к теологическим дебатам, которые я проводил о стране Израиля и еврейском народе, говоря о евреях с использованием самых уродливых терминов, с яростью понося Израиль и повторяя стандартную, изношенную антисемитскую клевету — и всё во имя своего «просвещённого» богословия.
Это должно быть искоренено истиной Священного Писания и истиной истории. Иначе на наших руках также будет кровь — если не кровь физической жестокости, то кровь молчания перед лицом зла и кровь ненависти к евреям в нашем богословии.
Давайте же извлекать уроки из истории.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
При всем уважении и любви к Майклу Брауну: «изношенная антисемитская клевета» будет до тех пор, пока существует изношенная антилютеровская клевета. Он не был антисемитом, он был антииудеем. Это следует из того же сочинения «О евреях и их лжи»: «всякий раз, когда еврей искренне обращается (в христианство), ему следует дать сотню, две сотни или три сотни флоринов, смотря по личным обстоятельствам. С помощью (этих денег) он сможет заняться каким-либо делом для обеспечения своей бедной жены и детей, и для поддержания стариков и немощных». Автор затронул множество аспектов, на которых можно было бы остановиться, но я отмечу другое. Бывший католический священник Альберто Ривера, имевший доступ к документам Ватикана, после своего обращения писал, что тема антисемитизма Лютера была запущена Ватиканом специально для очернения Лютера. Как же он им досадил, что до сих пор не дает покоя!
В одной из предыдущих статей дорогого брата Майкла, в которой разбиралась тема, что говорит Талмуд об Иешуа, автор предлагал не ворошить данную тему. Я же в комментарии отметил, что это ошибочная стратегия, хотя у меня не было ясных аргументов. Теперь вижу плод данной стратегии. Ибо если бы рассмотрели, то и Лютера можно было лучше понять.
Наиболее точную и глубокую, на мой взгляд, оценку Лютеру дал гениальный Гейне:
«Честь и хвала Лютеру! Вечный почет этому дорогому человеку, которому мы обязаны
возвращением самых ценных прав и теми благами, которыми пользуемся сегодня! Не подобает нам
жаловаться на узость его взглядов. Карлик, стоящий на плечах великана, действительно видит дальше, чем сам великан, особенно если наденет очки. Но некоторых вещей не увидеть без возвышенных чувств, без гигантского сердца, которого у нас нет. Не подобает и строго осуждать его за ошибки: эти ошибки оказались для нас более полезны, чем добродетели тысяч других людей. Лоск Эразма, кротость
Меланхтона никогда не дали бы нам столько, сколько дала божественная грубость брата Мартина».
Спасибо за информацию, интересно. Но в то же время если это обращено не ко всем евреям, а именно иудеям, это всё равно жестоко.