Доктор богословия, профессор Южно-Африканского университета и Евангельского университета Германии Йоханнес Раймер в этом интервью говорит о причинах, порождающих бытовое насилие, а также о необходимой помощи участникам военных действий, которые невольно приносят с поля боя насилие в семью.
Почему не все семьи могут сохранить любовь и как помочь солдатам, которые не могут спать после пережитого на войне – в этом интервью.
Какая основная причина агрессии в семейных отношениях?
Если сказать просто, то всё происходит из-за отсутствия любви. А любовь исчезает (или её с самого начала нет), потому что семейная жизнь начиналась с эгоистического удовлетворения.
Когда человек думает, что любовь — это осчастливить себя самого, то это не любовь. А где нет любви, там рано или поздно появится агрессия. В этом и кроются корни семейного насилия.
Никто не насилует, будучи счастливым человеком и имея нормальный человеческий характер. Если это происходит, значит, в судьбе что-то сломано — зачастую, ещё в детстве. И вот человек носит с собой эту грязь, и рано или поздно в конфликтной ситуации эта ржавчина вылезет.
Кроме того, над территорией Восточной Европы довлеет культура насилия. Когда нет семейного счастья и не существует индивидуального подхода к собственной биографии, люди быстро прибегают к девиационному поведению — например, пьянству. В итоге всё это выливается в насилие.
Я убеждён, что любви, как таковой, в людях нет — об этом Библия говорит. В людях нет вот этой преданной любви к ближнему, когда хочется жить для ближнего. Но, если мы хотим жить счастливо, то мое предложение любому секуляризированном человеку: вернись туда, откуда пришёл. То есть, к Богу. И тогда ты сперва найдешь собственное человеческое лицо, а после найдёшь ближнего, в которого можно не только влюбиться, но и полюбить на всю жизнь.
Тысячи солдат возвращаются домой с поля боя с травмированной психикой. Как им помочь адаптироваться к мирной жизни?
Если человеку и помогли излечить его раны, то всё равно по-прежнему травмированной остаётся душа. Ведь с душой обычно никто не работает. И этот человек всё прячет в себе, хочет забыть, закрыться, но не может этого сделать.
Если он хочет исцелиться от пережитого, а потом обустроить нормальную жизнь, ему нужно свои травмы трансформировать. Тогда травма становится жизненным опытом, а жизненный опыт никому не мешает — мешают травмы. Даже самый негативный опыт — это учитель.
Когда солдат возвращается с линии фронта, он идеализирует свою роль, ведь враг всегда враг. Но пережитое и произведённое насилие навсегда оставляет след. Солдат — не просто жертва, а жертва, принимающая участие в конфликте. Он не только видел умирающих, но и был причиной того, что умирали другие. Человек видел, как другого человека убивали, и теперь этот убитый возвращается к нему во сне и мешает ему жить. Значит, его надо вернуть туда, где это происходило — в тот контекст. Солдату нужно найти силы назвать ту реалию, которую он пережил. Об этом надо говорить открыто.
Я советую военным, которые вернулись домой, обратиться к помощнику, психологу, психотерапевту. Без психотерапевтической помощи израненный душевно солдат на ноги не встанет. Если хочется освободиться от всего этого, то необходимо назвать вещи своими именами, потом оценить и поместить их в ту ситуацию, в которой всё происходило, иначе воспоминания будут постоянно возвращаться.
А чем военному могут помочь его семья и близкие?
Семья — не терапевт. Семья, куда возвращается израненная душа, часто и сама становится созависимой. Здесь нужен нейтральный человек, а семья не может оставаться нейтральной. Поэтому, родные могут любить и они создадут условия, в которых человек исцелится. Но исцелить они его не смогут, даже если сами, будучи врачами, помогают это сделать другим.
Последнее: 26.07. Спасибо!