
В Исходе 4:21 мы читаем слова Бога к Моисею: “Когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа”. Возможно, что у вас, как и у меня, это вызывает несколько вопросов.
И самый главный из них: “Разве это справедливо?” Если Бог сам ожесточил сердце фараона, за что же Он его наказывает? Логичный вопрос! Однако, внимательно прочитав эту историю, мы поймём, что, ожесточая сердце фараона, Бог лишь утвердил уже принятое тем решение.
В Исходе 8:15, после завершения пятой казни, написано: “Фараон… ожесточил сердце свое, и не послушал их”. Вот в чём дело. Кто ожесточил сердце фараона? Сам фараон.
Только после того, как фараон неоднократно ожесточал своё сердце, Бог закрепил это решение, утвердив его окончательно. Иными словами, Бог просто укрепил фараона в его выборе. О подобном мы читаем в 1 главе Послания к Римлянам: “Предал их [подавляющих истину неправдою] Бог постыдным страстям” (ст. 26). Это были их собственные страсти и желания, Бог просто утвердил их.
Это ужасающая мысль – дойти до момента, когда Бог скажет: “Хочешь отвергать меня снова и снова? Как хочешь!” Как говорит К. С. Льюис, ад – это просто ответ Бога на наши “молитвы”, чтобы Он отступил от нас и позволил нам самим распоряжаться своей жизнью. Твердите Богу, чтобы Он убирался, достаточно долго, и однажды Он так и поступит. Но вы получите совсем не тот рай, на который рассчитывали.
Так мы подходим ко второму вопросу: “Но разве Богу не следовало проявить сострадание к фараону и изменить его сердце? Почему же Он этого не сделал?” Да, это правда: Бог мог это сделать. Но не сделал. И Писание говорит – почему. Потому, что в Своей суверенной воле Он решил использовать отвержение Его фараоном, чтобы явить Свою славу.
Апостол Павел говорит об этом, обращаясь к истории Моисея и фараона: “Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает” (Римлянам 9:18). Несправедливости в этом нет, потому что, когда Бог ожесточает кого-то, Он просто утверждает его же решение. Как мы можем обвинить Бога в несправедливости, если Он просто дает нам то, о чём мы просили!
У пастора Джеймса Кеннеди есть этому прекрасная иллюстрация:
“Допустим, я узнаю, что пятеро моих друзей решили ограбить банк. Я умоляю их не делать этого. Умоляю изо всех сил. Но они отмахиваются от меня и уходят. Тогда я силой валю на землю и останавливаю самого слабого из них. Остальные совершают задуманное ограбление, убивая при этом охранника и двух мирных жителей. Затем их ловят, судят и приговаривают к пожизненному заключению. Но тот, кто не участвовал в ограблении – тот, кого я остановил, – выходит на свободу. Теперь ответьте на вопрос: кто виноват в том, что остальных арестовали и осудили? Вправе ли они винить меня за то, что я их не остановил? А оставшийся на свободе, может ли сказать: 'Я свободен потому, что устоял и не поддался искушению'? Нет, единственная причина, по которой он свободен, – это я. Я его остановил”.
Кеннеди продолжает: “Поэтому попавшим в ад, кроме самих себя, винить некого. И единственный, кого должны прославлять попавшие в рай, – Иисус Христос. Итак, мы видим, что спасение – всецело благодать, от начала и до конца”.
Сердца всех нас настроены против Бога. Все мы как один – мятежники, желающие поступать по-своему. И если Бог сокрушил ваше сердце и открыл вам глаза, чтобы вы увидели своё безумие, увидели и оценили милосердие Христа, полюбили Иисуса, то это – милосердие, чистое, незаслуженное милосердие. Бог им вам не обязан. Это Его дар.
Вы, конечно, можете возразить: “Но я считаю, что Бог должен проявлять милосердие ко всем. Будь я Богом, я бы так и поступил”. И снова Павел предвосхищает ваш вопрос в Послании к Римлянам. И вот как он отвечает:
“А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева [фараона или тех, кто отвергает Его сегодня], готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе?” (Римлянам 9:20-23)
Ранее мы выяснили, что Бог не был несправедлив, потому что фараон прежде сам хотел отвергнуть Его, а Бог лишь утвердил его в этом решении.
Но здесь Павел идёт дальше: он объясняет, что спасение, совершаемое Богом, является одной из труднейших для понимания, но самых важных истин Библии. В конечном итоге, всё, что совершает Бог, включая спасение, Он совершает ради Его Собственной славы. Его слава означает истину о том, кем Он действительно является. Именно ради этого Он совершает наше спасение. Только поэтому всё устроено Им именно так. Именно поэтому Он ставит препятствия и создаёт трудности на этом пути. Он показывает, что только Он – Бог, способный спасти, единственный дарующий освобождение.
Поэтому повторим ещё раз: всё, что делает Бог, Он, в итоге, делает ради Своей славы.
Вы можете возмутиться: “Это звучит эгоцентрично. Кому понравится, если кто-то ведёт себя таким образом, постоянно привлекая внимание лишь к себе!” Но представьте себе такую ситуацию: во время трансконтинентального перелёта один пассажир внезапно хватается за грудь, начинает задыхаться и теряет сознание. Все в панике, пытаются безуспешно сообразить, что же делать. И тогда вдруг другой пассажир заявляет, что он – хирург-травматолог из неотложки, и становится во главе происходящего. Неожиданно он набирается наглости командовать всеми, требовать, чтобы все его слушались, делали, что он велит и не мешали ему. И тогда мы понимаем, что это вовсе не его высокомерие, а обоснованное стремление спасти человека.
Мир без Бога во главе всего происходящего был бы хаосом, погибелью! И если мы не хотим погибнуть, то должны выполнить Его повеление – поместить Его в центр нашего поклонения и всех наших устремлений. Не потому, что Он тщеславен и эгоистичен, а потому, что Он знает – иначе мы в итоге погибнем. Его требование быть в центре мотивировано не высокомерием, а любовью. Ваша жизнь всецело зависит от того, какое место в ней занимает слава Божия.
Вот поэтому Бог сделал служение Моисея настолько трудным и полным препятствий – для того, чтобы в их преодолении явить Свою славу, чтобы люди яснее поняли, кто Он в действительности. Вот почему, несмотря на ваши искренние старания повиноваться Ему, ваша христианская жизнь порой становится всё труднее и приводит вас в смущение. Потому, что Он действует в вашей жизни не только лишь для её облегчения, но для того, чтобы вы возрастали в познании и уповании лишь на Него – для того, чтобы прославиться в вас, и через вас – в глазах других.
Нам просто очень трудно осознать и твёрдо держаться истины, что в конечном итоге всё, что совершает Бог, Он совершает ради Его Собственной славы!
Зачем Бог создал нас? Для славы Своей (Исаия 43:6–7).
Зачем Бог создал вселенную? Для славы Своей (Псалом 19:1).
Почему Бог спас Израиль из египетского рабства? Ради имени Своего (Псалом 106:7–8).
Почему Бог многократно щадил Израиль в пустыне? Ради имени Своего (Иезекииль 20:14).
Почему Бог вернул Свой народ из изгнания? Ради имени Своего (Иезекииль 36:22).
Зачем Бог спас нас с тобой? Чтобы нам послужить к похвале славы Его (Ефесянам 1:11–12).
Для чего мы собираемся вместе на богослужение? Чтобы воздать Ему подобающую лишь Ему славу честь (Псалом 96:7).
Какова цель каждого мгновения нашей жизни? Всё делать в славу Божию (1 Коринфянам 10:31).
Что мы будем делать в вечности? Поклоняться Богу, прославляя Его (Откровение 7:11).
Вы поняли, в чём суть? Бог всё совершает для Своей славы. И чем скорее вы это уразумеете, тем скорее жизнь наполнится для вас истинным смыслом, и вы начнёте постигать смысл происходящего.
Именно в этом источник вашей истинной радости. Её не достичь в жизни, лишённой проблем, как бы порой этого не хотелось. Настоящая, истинная радость заключается в ясном видении и познании Бога. Именно это – величайшая радость во Вселенной, и она стоит всех предлежащих нам испытаний.
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 19.01. Спасибо!




