Что нам делать с военными образами в Библии?

Что нам делать с военными образами в Библии?

В псалмах Давид провозглашает: «Да восхвалён будет Господь, Скала моя тот, кто меня к войне готовит, руки — к битве» (Пс. 143:1 Современный перевод), а Моисей описывает Господа как «великого воина» (Исход 15:3). Точно так же в Новом Завете Павел говорил о своих коллегах как о «соратниках» (см. Филиппийцам 2:25 и Филимону 2), даже призывая Тимофея: «Со мной в страданиях, как добрый воин Христа Иисуса» (2 Тимофею 2:3).

Должны ли мы отказаться от терминологии войны и военных действий, опасаясь, что она может привести к актам насилия, особенно в свете сегодняшней сверхнапряженной атмосферы, которая глубоко пересекается с христианскими убеждениями?

Ни в коем случае. Нам просто нужно правильно преподавать то, что говорит Библия, не будучи при этом реакционными или боязливыми.

Дело в том, что мы находимся в состоянии войны — духовной войны, прежде всего, но также моральной и культурной.

Духовная война, моральная и культурная война

В то же время в Новом Завете прямо говорится, что мы не должны воевать так, как воюет мир.

Павел также писал: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2-е Коринфянам 10:3-4).

Итак, у нас есть оружие, и мы участвуем в битве, но не по плотским, человеческим, мирским меркам. (Между прочим, Павел не говорит здесь, что христиане не могут служить в армии или владеть оружием. Он вообще не имеет это в виду, и вопрос о том, служили ли древние христиане в качестве солдат, является совершенно отдельным предметом для рассуждения).

Так же ясно Павел написал ефесянам:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:10-13).

Свести к минимуму интенсивность духовного конфликта — значит свести к минимуму духовную реальность. С другой стороны, пытаться бороться с демоническими силами земным оружием войны — это все равно, что стрелять пулями, чтобы остановить ветер.

Могут ли люди перепутать и взяться за оружие ради Евангелия?

Конечно, очень возможно, что некоторые люди могут неправильно понять библейский язык и подумать, что призыв «облечься во всеоружие Божье» означает буквальный призыв к покупке бронежилетов — причем божественных бронежилетов! И, конечно, есть верующие, которые чувствуют священный призыв взять в руки оружие. (Я не имею в виду самооборону, которая здесь также не обсуждается; я говорю о взятии в руки оружия в интересах продвижения Евангелия).

Но, повторяю, это не значит, что мы переписываем Библию. Это означает, что мы должны правильно ее преподавать.

Вот почему последние 25 лет, говоря о нравственной и культурной революции, ориентированной на Евангелие, я стараюсь добавить: «Не революция ненависти, насилия или запугивания, а революция, в которой мы побеждаем зло добром, ненависть — любовью, ложь — истиной, а силу плоти — силой Духа».

Именно поэтому в моей книге «Революция: срочный призыв к священному восстанию» есть целая глава «Возьми свой крест, опусти меч: путь Иисуса к революции». Никто из читающих эту книгу не сможет неправильно понять суть моего послания, если не проигнорирует то, что я написал там четко и понятно.

Что же тогда делать с жестокими, воинственными образами Ветхого Завета, образами, которые часто были вполне буквальными? Мы должны объяснить, что буквальное указывает на духовное, и то, что Израиль делал со своими земными врагами, мы делаем с демоническими силами.

Мы изгоняем демонов

Это подчеркивается в конце Евангелия от Марка, где Иисус говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). В греческом языке здесь используется глагол ekballo, означающий «изгонять». Этот глагол часто используется в греческом переводе еврейских Писаний (так называемой Септуагинте) в связи с тем, что Израиль «изгонял» хананеев.

Другими словами, то, что Израиль делал с земными врагами в физической войне, применяя оружие, мы делаем с нашими духовными врагами – мы говорим о сатане и его демонических полчищах — используя духовное оружие, когда принимаем участие в духовной войне.

Обе битвы весьма реальны и таят в себе опасность. Различаются лишь способы ведения боя. Израиль изгонял народы; мы изгоняем демонов.

Конечно, мы, знаем, что иногда Церковь использовала крест в качестве оружия (вспомните, например, крестовые походы). Но у миллионов христиан, распевавших старый гимн «Вперед, христианские солдаты», и в мыслях не было покидать церковную службу и стрелять в наших врагов. Упаси Боже.

Так давайте же не будем реакционерами, когда христианских консерваторов все чаще обвиняют в насильственном восстании (не говоря уже о расистах, сторонниках господства белых).

Давайте правильно преподавать Библию, моделируя то, чему мы учим.

Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!