Возможно, у вас, как и у меня, возникало ощущение, что Каин однажды совершил непреднамеренную ошибку, был обличён Богом, затем у него немного помутился разум, и он убил своего брата Авеля из ревности. Мне часто было жаль Каина в этой истории, и, возможно, это происходило потому, что мы склонны сочувствовать его переживаниям... Мы изо всех сил стараемся угодить Богу, но терпим неудачу, и эта история перекликается с нашими сомнениями – а все ли мы делаем правильно? Хотя Каин был справедливо наказан за убийство брата, мне грустно, что его оставили бродить по земле в одиночестве.
Но давайте посмотрим на реальный диалог между Богом и Каином, и тут все оказывается совсем не так, как может показаться на первый взгляд.
История заканчивается нотой искупления, которую я поначалу пропустил...
«По прошествии времени Каин принес Господу приношение от плодов земли, и Авель принес от первенцев стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на приношение его, а на Каина и на приношение его не призрел. И разгневался Каин, и поникло лицо его».
Текст говорит нам (используя еврейское слово, которое означает «смотреть» или «рассматривать»), что Богу была приятнее жертва Авеля, чем жертва Каина. Однако, важно отметить, что здесь нет никакого упрека — просто Бог дает понять, что одна жертва лучше другой. Но Каин обиделся и рассердился.
Господь сказал Каину:
«Почему ты гневаешься, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Опять же, здесь нет никакого УПРЕКА со стороны Бога — мы даже видим сострадание и отцовское ободрение, что он сможет справиться с гневом, в который впал. Бог дает Каину понять Его выбор и ободряет его сделать правильный выбор – «Ты можешь это сделать, сын!».
Но Каин не послушал доброго совета и вместо этого позволил своему гневу и ревности взять над ним верх. Он посчитал, что Бог недоволен им как человеком, и что Бог отдает предпочтение Авелю. Это было неверное предположение и неправильное понимание намерений Бога по отношению к нему. Бог был недоволен жертвоприношением, а не Каином. Бог любил Каина и болел за его успех. Но Каин этого не видел. Вместо того, чтобы справиться с искушением, Каин позволил обиде и гневу управлять собой. Гнев притаился у дверей Каина, и Каин поддался ему.
«И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»
Здесь Бог снова не выражает ни гнева, ни отвержения. Он почти умоляет Каина признаться, предлагая ему шанс исповедаться. Но Каин остается сердитым и угрюмым.
«И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле»
Вот теперь наступило наказание за преступление, которым было убийство. Бог не был разгневан некачественной жертвой, Он лишь хотел обратить на это внимание. Но Он принял меры, когда греховный гнев Каина перерос в братоубийство. Бог обязывает Каина скитаться по земле и трудиться, обрабатывая землю. Но снова Каин слышит то, чего Бог не говорил! Посмотрите на его реакцию:
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».
Бог ничего не сказал о сокрытии Своего лица от Каина — как и о верной смерти. Милостиво Бог исправляет его и успокаивает.
«И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»
Даже когда наступила эта черная полоса в жизни Каина, Бог остается для него заботливым отцом, а не гневным карателем, как считал Каин. Как часто мы допускаем мысль, что Бог сердится и хочет наказать нас? На протяжении всего этого диалога Каин ошибочно полагал, что Бог затаил на него злобу. Его восприятие Бога заключалось не в том, что Он добрый, любящий и заботливый по отношению к нему, а наоборот. Каин делает поспешные выводы о том, что говорит и подразумевает Бог.
Что же на самом деле сказал Бог?
Мы видим это и в Эдемском саду: змей — и Ева — неверно передают то, что на самом деле сказал Бог. Змей красноречиво убеждает Адама и Еву, что Бог пытается скрыть от них информацию и знания из страха и неуверенности, как будто Он боится, что люди будут знать слишком много... как будто Богу может кто-то угрожать! Конечно же, это была ложь. История Каина и Авеля на самом деле показывает нам, насколько неправ был змей. Бог изо всех сил старается научить Каина и Авеля приемлемым жертвоприношениям — о необходимости пролития крови. Еще будет огромное количество информации о спасении и о том, как его можно обрести через жертву Мессии Иешуа, но на данном этапе Бог просто хотел начать учить их основам. Такой себе курс «Жертвоприношение для чайников». На самом деле Его желанием было передать человечеству знания — не скрывать их от нас! Но Он знал, что понять и принять всё сразу будет слишком сложной и непосильной задачей для нас. Сделав маленький шаг в попытке просветить Каина и Авеля, Каин обиделся, и все пошло не так.
Однако в следующих стихах есть надежда:
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха»
Имя Енох означает «образование» или «обучение». Возможно, к концу этой саги Каин понял, что он не был отвергнут Богом, но получил урок от любящего Отца, желавшего ему только добра.
Сатана лжет о намерениях Бога по отношению к нам, и мы можем слишком быстро поверить ему, обидеться на Бога или оскорбиться. Но если мы верим Библии, то, как показывает эта история, сердце Бога всегда расположено к нам. Даже когда мы не понимаем Его путей, мы можем быть уверены, что Он любит нас!
Источник - oneforisrael.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Всевышний дал инструкцию Адаму относительно дерева познания, дал инструкцию израильтянам по жертвоприношениям (на все случаи жизни) во Второзаконии. Он знал все наперед о развитии человечества и не только. Поэтому вопрос: почему он не дал инструкцию по приемлемому жертвоприношении Каину и Авелю? Получается, что Бог спровоцировал это убийство. Дай Он инструкцию по этому вопросу Каину и Авелю, то первого убийства не произошло бы. Получается, что Бог всегда оставляет лазейку для греха. что бы был театр деятельности для Сатана. Дай Он инструкцию Еве, как Адаму, то не произошло бы первого грехопадения. Получается, что все это Богом спланировано, но для чего нам не ведомо. Может это такая игра? Пути Господни неисповедимы.
Я думаю, Бог не дал инструкции Каину и Авелю для того, чтобы видеть через жертвоприношение их сердца. Иначе они просто поступили бы по инструкции, хотя в сердцах у них могло бы быть совершенно другое.
Что касается Евы, то ей были даны инструкции. По моему мнению (не утверждаю категорично), инструкции ей дал Адам. Иначе, если бы не было инструкций для нее, то не было бы и греха для нее:
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
(Быт.3:2,3)
Автор упускает очень важный на мой взгляд момент.
«По прошествии времени Каин принес Господу приношение от плодов земли, и Авель принес от первенцев стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на приношение его, а на Каина и на приношение его не призрел. И разгневался Каин, и поникло лицо его».
на кого презрел? На Авеля! Вот в чем дело. Причем тут жертва? И нужны ли Богу наши жертвы сами по себе, в отрыве от нас? Дело было в Авеле и Каине, а не в том что они принесли и сколько.
Вот кстати и подтверждение
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.» (Евреям 11:4)