Завтра наступит День святого Валентина — пожалуй, один самых неоднозначных праздников в году. Весьма приятный и волнующий для влюбленных пташек, слишком раскрученный и лицемерный для скептиков, и порой особенно подчеркивающий одиночество для холостых.
Самые горькие печали одиночества втайне укрепляются каждый февраль в душах еще неженатых, ожидающих дня своей свадьбы. Пока многие из наших друзей и членов семьи утопают в свиданиях, цветах, шоколаде и любовных записках, многие и многие «обделенные Валентином» преисполнены нетерпимостью, горечью, стыдом, сожалением и возмущением.
Скорее всего, вы встретите благонамеренных, исполненных любви и наивности мужей и жен, которые забывают об эмоциональных сложностях нежеланного одиночества, и которые с энтузиазмом воодушевляют вас просто наслаждаться временем «свиданий с Иисусом». Да, Иисус — наша надежда и исцеление, но это же не что-то романтичное, искусно упакованное и со вкусом шоколада. Истина же в том, что из года в год ощущаемое неисполненное желание иметь любимого человека, намного чаще похоже на печаль и тяготы безработицы или бесплодия, чем на эмоциональную свободы, как многие представляют. «Нехорошо человеку быть одному».
Полная и плодоносная холостяцкая жизнь
Мы хотим, чтобы наши жизни были наполнены и приносили плод. Мы хотим пережить все то, что Бог сотворил и дал нам настолько, насколько это возможно, и мы хотим, чтобы наш опыт этой короткой жизни на самом деле считался с Его славой и благом для других. К сожалению, зачастую в нашей пока-еще-холостой жизни мы определили женитьбу как показатель счастья и значимости. Проходили дни — множество дней — когда я действительно не мог представить себе полной и плодоносной жизни без жены.
Но как бы сильно Бог не любил брак, Он не задумывал его опорой нашего вечного предназначения и счастья. Изначально, брак был одним из средств переживания и выражения куда более прекрасного союза – союза с Богом, через Его Сына, Его Духом. Павел утверждает, что ключ к свободе, данной нам на кресте — действие по духу (Галатам 5:16), уклоняясь от желаний плоти и наполняясь новыми плодами – любовью, миром, радостью, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (Галатам 5:22). Свободная и полная жизнь, таящаяся во Христе и находящая свое отражение в уподоблении Ему, заключена в этих девяти наградах христианской жизни.
В поисках плода у Верного Алтаря
Вероятно, величайшим горем в холостой жизни является то, что большинство людей откладывают приношение плода Духа до тех пор, пока не вступят в брак. Мы глупо полагаем, что найденная любовь таинственным образом раскроет эти плоды в наших жизнях. Это правда, что брак часто приносит освящение, но свидетельство многих заключается в том, что брак скорее является диагностикой, нежели предписанием в нашем стремлении к святости. Вместо того чтобы приносить плоды, он скорее (милостиво) раскроет изъяны — изъяны, очищение и исправление которых мы вверим Богу.
В реальности, ни один из этих плодов Духа не зарезервирован лишь для жизни в браке. Все они являются плодом обращения (нашего союза с Христом), а не супружества (нашего брачного союза). И, на радость холостым, этот самый важный союз не требует печати из ЗАГСа. Когда мы взираем на свадебный алтарь, ожидая невесту или жениха, которые, наконец, сделают нас счастливыми и плодоносными, мы не там ищем любовь, радость и мир. Бог уже дал Свой Дух – и все Его плоды – каждому спасенному и удовлетворенному в Нем, влюбленному или нет.
Девять плодов для размышления
Сатана — отец лжи (Иоанна 8:44). И его наиболее эффективное средство по изъятию из наших пока-еще-холостых жизней этого удовлетворяющего душу плода – его ложь. Ложь о вас. Ложь о вашем прошлом. Ложь о браке. Ложь о вашем будущем супруге. Ложь о ваших друзьях и родных. И, будучи без жены или мужа, если мы не вполне осторожны, может оказаться, что мы подолгу слушаем именно его.
Если мы планируем бороться за плодовитость, нам нужно распознавать эту ложь и преодолевать ее непобедимой Божьей любовью к Его детям, которую Он дал нам в истине Своих обетований. Итак, вот девять типов лжи, над которыми нам, холостым, нужно одержать радостную победу с оружием Слова Божьего. Знаком ли вам лично каждый из этих видов лжи или нет, я надеюсь, что каждое обетование снарядит вас надеждой, полной радости и решимости дать больше места Иисусу в вашей пока-еще-неженатой жизни.
1. Я эгоист, потому что всё еще одинок, и нет никого, кто заботился бы о моих нуждах и чувствах.
Конечно, эгоизм может быть столь же безудержен в браке, — и куда более явен, — но холостяцкая жизнь по натуре эгоистична, она культивирует эгоизм. Каждый день вы будете принимать большую часть своих решений, основываясь на том, что нужно вам и чего хотите вы, и никто этого не будет видеть. Но сколь бы многообещающими ни казались эгоизм и самоудовлетворение, любовь дает обещание куда лучше.
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Иоанна 4:7). Обетование любви — обетование Бога. Те, кто любят, все чаще и чаще встречают Бога, который и есть любовь (4:8). И эта любовь, и этот Бог доступны как женатым, так и холостым.
2. Я встревожен, потому что я всё еще одинок и не знаю, даст ли мне Бог когда-нибудь супруга.
В нашей церкви острое чувство тревоги среди молодых людей скорее возникнет по другим причинам, нежели из-за неисполненного желания вступить в брак, но это действительно один из основных поводов для беспокойства. Страхи и печали касательно любви, отношений и супружества забирают так много сил у незамужних и неженатых людей. Озабоченность и самосожаление своим недостаткам обещают утешить нас, но они не в силах помочь. Но Бог может дать нам истинный мир.
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6-7)
Бог обещал нам мир в каждом обстоятельстве и защиту против всякого зла, направленного на нас. Встретите ли вы своего будущего супруга завтра или будете одни всю оставшуюся жизнь, Бог знает ваши нужды, обещает их обеспечить, и Он на самом деле способен дать вам исполненный мира отдых и видение на любом этапе.
3. Я нетерпелив, потому что я всё еще одинок, и я уже очень давно жду того момента, когда вступлю в брак.
Amazon, Netflix и смартфоны обесценили терпение. Может, и не совсем, но сиюминутное удовольствие потакало нам настолько, что заставило позабыть, как бесценно и прекрасно терпение. Вы цените терпение в себе или других? Вы не найдете восторженных отзывов о терпении в интернете и, конечно же, в большинстве сегодняшних телеканалов, поэтому нам придется поискать их в иных (более надежных) места.
Через Павла Бог обещает «воздать… тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную» (Римлянам 2:7). Существуют вещи, которые мы можем получить только через терпение. Слава. Честь. Бессмертие. Бог. Никакие технологии не ускорят этот процесс. И мускулы, которые нам необходимы, чтобы дождаться Бога, укрепляются в нашем ожидании менее значимых вещей, таких как свадьбы. Все наше ожидание того стоит, если через него мы более и более обретаем Того, Кого в конечном итоге ожидают наши души.
4. Я бываю холоден и равнодушен к другим, потому что я все еще одинок, и мне едва хватает времени заниматься своими делами.
Чувство правомочия является одной из величайших опасностей одиночества. Оно закрадывается во все сферы жизни, но в его сути кроется убеждение нас в необходимости сфокусироваться исключительно на себе – эдакая разновидность ментальности выживания — часто в ущерб другим. И по мере роста такой озабоченности самими собой, мы становимся менее заинтересованными в других людях и менее сострадательными по отношению к ним. Но животворящим плодом Духа является доброта – отношение дружелюбного сострадания и щедрости.
«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). Прекрасное, освобождающее обетование, на котором зиждется наша доброта — это доброта Бога к нам во Христе. Те, кто облекаются во Христа – и оказываются благими в Нем – обретают благость от всемогущего, святого Бога, вне зависимости от того, чего они заслуживают. Иисус говорит: «Но вы любите врагов ваших, и благоволите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Мы добры, потому что Бог хранит таких детей.
5. Я не ценю добродетель и добросовестность как следует, потому что я все еще один. Я поработаю над ними, когда вступлю в брак и обрету семью.
Одним из оправданий промедления в нашем стремлении к святости является то, что одинокие христиане не несут той же ответственности, что и пребывающие в браке, словно мы в каком-то смысле менее человечны. Когда у нас есть жены или мужья, либо же дети, на которых влияют наши взгляды и поведение, для нас становится действительно важным то, кем мы являемся и как поступаем. Когда мужчина и женщина женятся, они становятся единым целым, но они не более едины, нежели верующий-холостяк. Каждое наполненное Духом Божье дитя несет ответственность вне зависимости от того, какой у него семейный статус (Римлянам 14:12). И у каждого наполненного Духом ребенка Божьего есть доступ к Божьим благословениям благости в этой жизни.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся… Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:6,8). Блаженны – счастливы – одинокие мужчины и женщины, которые любят и стремятся к благости, добродетели и добропорядочности. И благословение приходит прямо сейчас в ваше пока-еще-не-женатое, пока-еще-не-совершенное стремление к Богу и Его праведности.
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Петра 1:3-5)
Сила Божья на вашей стороне, дополните с ее помощью вашу веру и одиночество добротой.
6. Я ненадежный и безответственный человек, потому что я все еще одинок, а вы не можете ожидать от одиноких людей того, что они будут сдерживать свои обещания.
Увы, некоторым из нас действительно нравится это в одиночестве. Те, кто еще не осели в браке, обладают чувством свободы перемещаться от одного к другому, оставлять прежние обязанности и обязательства ради чего-то нового. Это может быть новая работа или церковь, отношения или даже город. Люди откладывают вступление в брак, чтобы избежать обязательств и сохранить чувство свободы. Но, как бы то ни было, Библия учит нас любить верность, преданность и приверженность в каждый период жизни.
«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Богом» (1 Коринфянам 15:58). Когда жизнь, работа, отношения или служение входят в сложную фазу, удручают или становятся рутиной, наши постоянные, самоотверженные вложения в тех, кто нас окружает, раскрывают нашу веру в потрясающую и неизменную работу Божью. Когда кажется со стороны, что игра не стоит свеч, а результат — труда, мы отдыхаем, работаем и остаемся, а не бросаем всё, зная, что каждая жертва в этой жизни ради Христа никогда не будет напрасной.
В Духе, вопреки образцам своего молодого окружения, мы можем отложить наши эгоистичные и импульсивные амбиции, чтобы быть верными членами поместной церкви, занятыми в долгосрочном служении нашей общины, и медленными на то, чтобы уходить от Божьей работы, как бы сложно и недооценено это ни было. И мы радуемся в этой выносливости, потому что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:3-5).
7. Я груб, потому что я все еще один, а они не понимают, насколько мне сложно.
То, как мы реагируем, когда нас ранят, говорит многое о состоянии нашего сердца. Как вы реагируете на людей, которые не понимают, упускают из виду или сводят к минимуму вашу боль от пока-еще-не-пребывания в браке? Хоть и с благими намерениями, они невольно ранят вас своими советами, вопросами или равнодушием. Вы чувствуете справедливость в своем гневе, выраженном в бесчувственных словах или жестокой, горькой мысли о них. Но Бог вознаграждает кротость, как ответ на обиду.
Он призывает нас и наших учителей терпеливо переносить зло, «с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тимофею 2:25-26). В конце концов, Бог исправляет и направляет сердца. Мы призваны не судить друг друга, но облечься в благость и кротость, которые Бог явил нам. Возможно, вы правы, когда вас обидят, но ответной обидой вы не решите проблему. Наоборот, Бог призывает нас к кротости и обещает, что выполнит за нас работу куда сложнее — совершит искупление и возмездие.
8. Я недисциплинирован и продолжаю грешить, потому что я все еще одинок. Свобода — это хорошо, и о моем поведении никто не знает, и ни на кого оно не влияет.
Не существует более бесконтрольной жизни, чем жизнь холостого человека. Может быть весьма просто жить дико и неразумно, когда живешь в изоляции. Наша плоть желает, чтобы мы ели больше, пили больше, покупали больше, смотрели больше. Ни одна вещь сама по себе не обязательно плоха, но, в конце концов, наши неконтролируемые грешные похоти приведут нас к еще большему греху или идолопоклонству. Чтобы наслаждаться всем тем, что Бог сотворил, и так, как Он и задумал, требуется самоконтроль – говорить «нет» в достаточной мере, чтобы показать, что мы наслаждаемся Им более, чем каким-либо из Его даров. И награды сдержанности в этой жизни совершенно стоят того.
«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Коринфянам 9:25). Когда мы оставляем еду, питье, телевидение, спорт, покупки, сайты, что-либо в этой жизни ради обладания и наслаждения Христом, мы делаем шаг к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас (1 Петра 1:4, Матфея 6:20).
Брак может предложить полную и личную подотчетность, которой может не быть в вашем одиночестве. Самоконтроль, однако, является плодом Духа, а не супруга. Смотрите на Бога, чтобы обрести силу, «потому что Бог по [Своему] благоволению производит в вас хотение и действие» и самоконтроль (Филиппийцам 2:13).
9. Я подавлен и несчастен, потому что я все еще один, и не стану счастливым, пока не вступлю в брак.
Любая «пока-еще-не» реальность в наших жизнях сопровождается болью и тоской. Мы не слышим очень уж много свидетельств «счастливо неженатых и незамужних», по крайней мере, среди христиан. Нежеланное холостячество можно переносить весьма одиноко, а одиночество может быть весьма жалким. В такие моменты, самая убедительная ложь — это что брак станет самым правильным решением. К сожалению, взгляд на брак и супруга как на способ заполнить пустоту, которую способен заполнить только Бог, сделает вас еще более подавленными и ранеными. Бог милостиво дает нам иной вариант радости.
«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Псалом 16:11). В Иисусе – пути, истине и жизни – Бог явил нам дороги жизни и счастья, и это не дорожка между рядами скамей на вашей свадьбе. Это скандальный брак святого Бога с Его избранной, грешной и прощенной невестой, Церковью. Иисус жил, умер и воскрес для нашей радости – даже вне брака. Он сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоанна 15:11).
Семя любого плода Духа – это постоянное удовлетворение в Иисусе. Недостаток любви свидетельствует о том, что вы дорожите собой более, нежели Иисусом и теми людьми, которых Он приобрел Своею кровью. Наше беспокойство говорит Богу, что мы недостаточно счастливы, имея Его и Его отцовский план (и сроки) для наших жизней. Нетерпимость говорит, что Иисуса, который у тебя уже есть – недостаточно. Неспособность сказать себе «нет» предполагает, что вы верите, что эта еда, покупка или сайт сделают вас счастливее, чем Иисус. Но настоящая радость в Иисусе, через Евангелие, освободит вас от ядовитого плода греха.
Может ли одиночество отделить нас от любви Божьей?
Что может отлучить нас от любви Бога? «Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Римлянам 8:35). А как насчет одиночества? «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Римлянам 8:37). Ничто — конечно же, и наше семейное положение, — не может отлучить нас от обретения и исполнения всего, чем Бог стал для нас в Иисусе. Его благоволение уже на вас. Его сила действует в вас. Его слово будет вести вас. Его благость способна подкрепить вас. Бог на самом деле может удовлетворить вас и сделать вас весьма и весьма плодовитыми прямо сейчас. Да, даже неженато-незамужнюю версию вас.
День святого Валентина – праздник, созданный людьми. Поскольку он обращен к нашим желаниям любви и брака, то может коварно отвлекать наше внимание и приоритеты от Божьего плана и видения. Однако мы знаем, что «цветы вянут» — каждая роза – «а Слово Бога нашего пребудет вечно» (Исаия 40:8). Сделайте шаг назад и поразитесь тому, как непродолжителен День святого Валентина, брак и даже наши жизни в сравнении с славой. Знайте, что все они прейдут в одно мгновение и померкнут в красоте, значимости и счастье перед вечностью с нашим Спасителем – вечностью, которую мы вкушаем сегодня в плодах Его Духа.
Автор — Маршалл Сигал / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ирина Пашина для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!