На протяжении всей истории евангелической Протестантской Церкви темы спасения, избрания и механизмов, с помощью которых Бог приводит людей к Себе, имели решающее значение. Исторически сложилось так, что три основные точки зрения: реформатская, арминианская и молинистская – доминировали в дискуссиях о балансе суверенитета Бога и свободной воли человека.
Реформатское богословие, глубоко уходящее корнями в учение Жана Кальвина и Августина, придерживается монергического подхода. Эта точка зрения рассматривает Бога как единственного Инициатора и Совершителя спасения, отрицая любой вклад свободной воли человека. Такие конфессии, как ортодоксальные пресвитериане, исторические лютеране, а также другие реформатские конфессии, разделяют эту точку зрения.
Арминианское же богословие, наоборот, поддерживает синергетическую точку зрения, согласно которой Божия благодать и свободная воля человека взаимодействуют, позволяя человеку выбрать спасение. Этот подход широко распространён среди методистов и классических пятидесятнических конфессий, подчёркивая сотрудничество воли Бога и человека в процессе спасения.
Молинизм, концепция Луиса де Молины, жившего в 16-м веке, предлагает идею среднего знания Бога, согласно которой Он знает каждое из возможных решений, которые могут сделать свободные существа. Это учение стремится гармонизировать Божий суверенитет и свободную волю человека, предполагая, что Бог управляет миром соответственно Его провиденциальным планам через свободные решения творений. Эта богословская концепция, перекликающаяся с некоторыми лютеранскими позициями, приобрела популярность в наше время благодаря таким богословам, как Уильям Лейн Крейг.
Несмотря на разные мнения о Божием суверенитете и свободе воли человека, есть общая точка зрения: именно Бог инициирует спасение людей. Эта истина отражена в Евангелии от Иоанна 6:44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Знание того, как Бог приводит людей к спасению, имеет исключительно важное значение для действенных молитв и распространения Евангелия.
1. Через проповедуемое Слово
Проповедуемое слово выступает основным средством, с помощью которого Бог привлекает людей. Незаменимость проповеди подчёркивается в Послании к Римлянам 10:14-15, где особо отмечается, что слышание является критически важным для зарождения и поддержания веры (Римлянам 10:17). Таким образом, церковь должна уделять приоритетное внимание миссии провозглашения Евангелия.
2. Через Святого Духа
Иоанн иллюстрирует роль Духа в действенном призвании людей, свидетельствуя об Иисусе (1 Иоанна 5:6-9). Дух обличает мир «о грехе и о правде и о суде», играя таким образом жизненно важную роль в человеческом опыте и Божием призвании (Иоанна 16:8).
3. Через предваряющую благодать
Предваряющая благодать, благодать, предшествующая человеческому решению, даёт людям возможность выбрать спасение. Эта арминианская концепция подразумевает, что человечество, хотя и падшее, получило благодать, позволяющую свободно откликаться на Евангелие. Хотя каждый человек испытывает определённую степень предваряющей благодати, он может отвергнуть её и остаться невозрождённым (что контрастирует с реформатской доктриной о непреодолимой благодати).
4. Через обстоятельства
Бог часто использует обстоятельства или испытания, чтобы привлечь людей, как это видно из обращения филиппийского тюремщика (Деяния 16). Становясь свидетелями чудес или переживая тяжёлые времена, многие люди обретают веру.
5. Посредством чудес
Ранняя Церковь стала свидетелем многих обращений благодаря чудесам, иллюстрирующим силу воскресшего Иисуса (Иоанна 20:30-31; Деяния 4:33). Наблюдение за Божиим вмешательством часто приводит к вере отдельных людей и целые семьи.
6. Через ответы на молитвы
История Корнилия раскрывает Божий отклик на искренние молитвы неспасённых, приводящий их к спасению (Деяния 10). Приобретённый таким образом личный опыт часто подтверждает это, когда неслучайные чудеса и Божии откровения обращают людей ко Христу.
7. Через благочестивых родителей
Духовное руководство родителей подчёркивается в таких Священных Писаниях, как Псалом 77:1-7 и Второзаконие 6:6-9. Сохранение веры из поколения в поколение имеет жизненно важное значение, как видно из проповеди в день Пятидесятницы, подчеркивающей роль преемственности веры в семьях (Деяния 2:39).
8. Через личные сверхъестественные встречи с Богом
Личные сверхъестественные встречи служат ещё одним значимым способом, которым Бог приводит людей к Себе. Такие встречи освещают и разъясняют путь к спасению для тех, кто искренне ищет истину. Часто можно услышать о людях, в том числе из мусульманских стран, которые пережили уникальные, иногда слышимые сообщения от Бога, которые привели их к вере в Иисуса Христа. Во всём мире зарегистрировано множество обращений в христианство, причём в свидетельствах упоминаются различные причины, такие как божественные откровения, сны, знакомство с христианскими учениями и влияние христианских отношений. Такие отчёты, полученные от религиозных организаций, миссионеров и из личных свидетельств, подтверждают продолжающуюся духовную трансформацию в различных сообществах по всему миру.
9. Через красоту природы
Такие места Писания, как Псалом 18 и Римлянам 1:19-21, выражают откровение Божией славы, силы и Его природы через дивную красоту и уникальный порядок сотворённого мира. Величие и гармония, наблюдаемые в природе, вызвали духовное пробуждение у многих, в том числе у известных атеистов, которое побудило их признать и принять Христа. Природная красота и сложные законы, управляющие миром природы, служат молчаливыми, но мощными свидетельствами существования Бога и Его величия, побуждая людей исследовать и, в итоге, принять истины христианства.
Таким образом, каждая богословская точка зрения приносит нюансы понимания взаимодействия Бога и человека в спасении. Признание того, что Бог привлекает людей разными способами, позволяет верующим быть более проницательными и эффективными в своих молитвах и усилиях по распространению Евангелия.
Знание этих основных путей вселяет желание снова и снова делиться преобразующим посланием Евангелия, исполняя Великое Поручение с мудростью и любовью.
Автор — Джозеф Маттера / josephmattera.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!