Недавно в ответ на мою статью о том, как любить наших политических и идеологических врагов, один читатель ответил: «Мы это уже прошли, теперь у нас фаза переворачивания столов и обличения «порождений ехидниных». Иисус, которого все хотят изобразить в образе миролюбивого хиппи, — богохульство».
Другими словами, было время, когда пацифистский хиппи-Иисус мог учить подобным вещам. Но по мере того, как Его служение продолжалось, а оппозиция усиливалась, Он принял новую стратегию, называя Своих врагов «порождения ехиднины» и переворачивая столы коррумпированных менял.
По правде говоря, этот негативный комментарий был еще более омрачен потоком откликов со словами: «Аминь!»
Тем не менее, мы должны спросить: есть ли доля истины в этой линии рассуждений?
Ни в коем случае.
Наоборот, это выдает фундаментальное непонимание характера нашего Господа, а также фундаментальное непонимание нашего призвания в Нем.
Позвольте мне рассмотреть этот вопрос по пунктам.
Во-первых, еще до того, как Иисус произнес слова «любите врагов ваших» в Нагорной проповеди, Иоанн Креститель уже осудил религиозных лицемеров, назвав их «порождения ехиднины» и пригрозив им адским огнем (Матфея 3:7–12). А вовсе не то, чтобы они вдруг стали плохими, и теперь Иисусу пришлось корректировать Свое учение.
На самом деле, на протяжении всего Своего служения Иисус обличал религиозных лицемеров. Так что этот упрек в их адрес не был чем-то новым.
Во-вторых, в самой Нагорной проповеди, прежде чем Иисус призвал нас любить наших врагов, Он сказал нам, что мы будем ненавидимы, поносимы и преследуемы за имя Его, уподобляя нас пророкам древности (Матфея 5:10-12). Но именно за этих людей, которые будут ненавидеть и преследовать нас, Он призвал нас молиться и любить их.
В-третьих, само учение, которое отверг Иисус, а именно, что мы должны любить наших ближних, но ненавидеть наших врагов, было основано на весьма реальном еврейском мире, в котором «враги» были вполне реальны, даже со смертельными угрозами.
Эти враги варьировались от жестоких римских властей до вероломных бизнесменов и от лжеучителей-обманщиков до головорезов-воров.
Иисус заповедал Своим ученикам любить их, а не ненавидеть.
Чтобы было ясно, как я сказал в той же статье, Иисус «не говорит, что мы должны перестать противостоять деструктивным идеологиям. Он не призывает к моральной, культурной или политической апатии. Он не требует от нас смягчить наши убеждения или понизить наши стандарты.
Наоборот.
Любовь не означает пассивность. Любовь не означает компромисс».
В то же время Иисус указал на пример Своего Небесного Отца, Который заставляет Свое солнце сиять и Свой дождь проливаться на добрых и злых. Это, как учил Господь, является примером, которому мы призваны следовать.
В-четвертых, к тому времени, когда Павел призывал своих читателей не мстить, но если враг наш голоден, накормить его, а если жаждет, то напоить, он уже был не раз жестоко избит и гоним за благовествование. Тем не менее, его слова были ясны: «Благословляйте тех, кто преследует вас; благословляйте, а не проклинайте» (Римлянам 12:14).
Это был не «хиппи-Павел». Это был Павел, человек Божий, призывавший нас ходить в духовной зрелости.
В-пятых, и это самое главное, тот же самый Иисус, который самым решительным образом обличал религиозных лицемеров и переворачивал столы менял, всего через несколько дней отдал Свою жизнь за этих самых людей. Как писал Павел, «Бог проявляет Свою любовь к нам в том, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас», указывая на то, что мы примирились с Господом, «еще будучи врагами» (Римлянам 5:8, 11).
Итак, Иисус не только призвал нас любить наших врагов, Он проложил путь, умерев за Своих врагов. И именно к такому поведению и отношению призывает нас Слово Божье.
Как писал Петр:
«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:21–23).
Как видно, совсем наоборот, нигде Слово не говорит нам: «Возьми кнут, выгони животных из Храма и опрокинь столы коррумпированных менял».
Сделать это означало бы дать волю всем видам плотского поведения и оправдать все виды греховных действий. К примеру, «Эй, мужик, — могли бы воскликнуть мы, опрокидывая столы на гей-параде, — я просто следую примеру Иисуса!»
К сожалению, и по сей день люди используют строгие обличения Господа в адрес развращенных религиозных лидеров как выход для своего плотского гнева и осуждения, не понимая, что Господь говорил только то, что Отец дал Ему сказать, и что все это было сказано в совершенной любви.
И давайте не будем забывать, что, при всем нашем предполагаемом праведном гневе, никто из нас не является Иисусом. Просто дружеское напоминание!
Опять таки, это не значит, что мы не ненавидим зло. Напротив, в уже процитированной нами 12-й главе Римлянам, Павел пишет: «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Римлянам 12:9).
Мы должны ненавидеть зло. Мы должны пылать святым гневом против разрушительных дел плоти. Мы должны двигаться к совершению благочестивых действий. Да, да и еще раз да!
Но мы должны любить наших врагов, а не ненавидеть их. Иначе мы станем подобными им.
И когда мы отвергаем слова Господа, считая их словами «хиппи-Иисуса», мы лишь обнажаем свое собственное невежество в отношении характера и путей Господа.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Татьяна Корниенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Соглашусь в целом с ходом мыслей брата Майкла. Осмелюсь только сделать предположение, что случай с опрокидыванием столов, как и случай с освобождением дочери сирофиникиянки, не входит в категорию «Только то, что сказал Отец».