Почему искушение кажется таким безобидным
Многие из нас оказываются неспособными побороть искушение потому, что мы отказываемся пускать в ход своё воображение. Дракон обманчивых желаний подкрадывается к нам с намерением убить, а мы опускаем меч.
В минуты искушений Бог снова и снова подходит к нам и предлагает нам нарисовать в воображении образ того, с чем мы действительно имеем дело. Что в действительности происходит, когда вы проходите мимо женщины и испытываете искушение оглянуться? Или когда вы стоите перед зеркалом и ощущаете поднимающееся в вас чувство незащищённости? Или когда ваш разум начинают заполнять мечты о лучшей жизни?
В такие моменты мы не просто «искушаемся». Нас атакуют дикие звери (Быт. 4:7). Идолы настойчиво зовут нас поклониться (Иез. 14:3). Прелюбодейная жена заманивает нас в свой дом (Прит. 9:13-18). А рак угрожающе быстро распространяется (2 Тим. 2:16-17). Но для чего же Бог пропитывает наше воображение столь ужасными образами? – Он делает это потому, что мы по-разному реагируем на абстрактную идею «искушения» и на волка за нашей дверью. С первой можно заигрывать и даже лелеять её; второй же должен умереть.
В Послании к Римлянам 6:15-23 Павел призывает нас посмотреть на то, что лежит за искушениями, постигающими нас сегодня, и представить себе духовную реальность. Оказывается, за каждым искушением стоит безжалостный и жестокий повелитель. Одной рукой он предлагает жизнь, почести и счастье, а за спиной прячет смерть и ад. И, когда мы непослушны Богу, то отдаём себя на служение этому повелителю.
Два господина
«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16)
Быть человеком – значит быть слугой, если не истинного Бога, то чего-то ещё. И в данном отрывке Павел объединяет все прочие альтернативы под одним заголовком – грех. Итак, мы можем присягнуть на верность Богу, нашему Создателю и Искупителю, или греху, этому вождю жалких дьявольских войск.
Однако сами по себе мы склонны видеть стоящий перед нами выбор в ином свете. Возможно, мы, подобно Адаму и Еве, считаем, что альтернатива служения Богу – это стать самим себе богами (Быт. 3:4-5). Мы тянемся за плодом запретных желаний и воображаем, что таким образом реализуем свою свободу. Но, если бы мы увидели духовную реальность, то обнаружили бы, что мы в цепях и скованы, и что каждым нашим шагом кто-то руководит.
Хотя Божий народ раз и навсегда освобождён от рабства греху (Рим. 6:17), Павел исходит из того, что христиане должны продолжать ежедневно отвечать на вопрос: «кому вы станете служить?» (Рим. 6:19). Каждый раз, когда в нас восстаёт греховное желание, перед нами встаёт выбор: последовать ли за Иисусом в обновлённой жизни, или возвратиться к нашему старому рабовладельцу. Один из них повелевает нам сейчас взять крест, с тем, чтобы потом воскресить нас из мёртвых; другой же обещает лёгкую жизнь в настоящее время, но с тем, чтобы в конце погубить нас.
Две награды
«Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19)
С течением времени наша покорность — Богу ли, или греху, — изменяет нас. Минуты, когда мы беспокоимся, сплетничаем, проявляем малодушие или лень, из привычки перерастают в то, что формирует нашу личность. То же можно сказать и о минутах, когда мы доверяем, говорим доброе, проявляем мужество или выносливость. В конце концов, мы уподобляемся тому, кому повинуемся.
Если мы переходим под власть греха, то, вопреки всем его обещаниям свободы, это лишь разрушает нас, бесчестит и делает бесчеловечными. Он предаёт нас «постыдным страстям» (Рим. 1:26) и побуждает нас делать «такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим. 6:21). Только обманом грех завлекает своих приверженцев (Рим. 7:11): он обещает дать нам всё, что только пожелаем, а потом лишает нас и того, что мы имели.
С другой стороны, те, кто предают себя Богу, оказываются ходящими в обновлённой жизни (Рим. 6:4). Они открывают великую тайну о том, что святость – это не нечто устаревшее, не нечто мрачное, не нечто «религиозное». Скорее, она, по словам Томаса Уотсона, является «небесным началом в душе». Те, кто служат Богу, становятся более достойными, более благородными, более похожими на то, кем им изначально предназначено было стать, — одним словом, более похожими на Христа.
Но Бог не довольствуется тем, что оставляет Свой народ лишь в слугах. Все, кто служат Богу, становятся сынами Божьими (Рим. 8:14), сонаследниками Христу (Рим. 8:17) и гражданами будущего века, где они будут жить во славе (Рим. 8:21). В таком служении кроется абсолютная свобода.
Две судьбы
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23)
Многие из нас, слыша этот знакомый стих, предполагают, что смерть – это плата, которую Бог назначает грешникам. И, хотя грех определённо возбуждает Божий гнев (Рим. 1:18; 5:9), данное высказывание Павла несёт в себе иную смысловую нагрузку. Ибо смерть, говорит он, является платой греха, то есть, той платой, которой грех вознаграждает своих самых верных подданных.
Павел не рисует нам картину того, как рабы греха наслаждаются жизнью со своим господином до тех пор, пока Бог посредством смерти не разрушит их счастья. Скорее, именно грех подкрадывается к своим рабам и, когда они меньше всего этого ожидают, вонзает им в спину нож. Подобно женщине безрассудной из Притч, грех использует тысячи крючков, чтобы заманить людей в рабство: порнография и гордыня, успех и жалость к себе, богатство и забота о репутации. Однако те, кто входит, не знают, «что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Прит. 9:18).
А между тем, Бог собирает Своих рабов не для распределения зарплаты (ибо что могли бы мы заслужить у Него?), но для того, чтобы даром вручить им жизнь вечную (Рим. 6:23). Эта жизнь проистекает из самой вечности и оживляет нас уже сейчас, хотя и отчасти. И это происходит, когда Святой Дух проходит через нашу душу, некогда опустелую. Наша святость здесь подобна цветку, взошедшему во льдах. Она – обещание грядущей весны, когда мы встанем на Божьей новой земле, бессмертные и нетленные, вдыхая аромат вечной жизни (Рим. 8:22-23).
Кому вы станете служить?
Искушения будут приходить сегодня и всегда. Так, вы почувствуете, что супруг оскорбляет вас и захотите отплатить ему тем же. Или в ваш адрес прозвучит критика, и вы начнёте отрабатывать способы защиты. Или вы заметите, как одарены другие, и в вас начнёт нарастать зависть. И когда подобные искушения заполнят ваш разум и начнут овладевать сердцем, не пытайтесь остановить работу своего воображения. Напротив, представьте себе духовные и вечные реалии, которые недоступны телесному взору.
За желаниями огрызнуться в ответ, начать защищаться, завидовать (или делать что-либо подобное) стоит некий повелитель. Грех не станет ничего от вас требовать, зато пообещает всё. Но последуйте за ним, и он ограбит вас, изобьёт и опозорит. Возможно, ему не удастся похитить вас из рук Христа, но он может силой увлечь вас в сторону и на короткое время дать вам при жизни ощутить вкус умирания.
Но в этот же миг заговорит и другой Владыка. Этот Владыка, живя в теле, понёс расплату за всё, что заслужили мы (Рим. 8:3), и освободил нас от рабства греху (Рим. 6:17). Он даст нам Своего Духа, чтобы исполнить все Его повеления (Рим. 8:13). Представляйте себе Человека, Чьи руки пронзены гвоздями, и следуйте за Ним. Придите и ходите в свободе детей Божьих. Придите и ощутите первые порывы вечной жизни.
Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!