Рождественские праздники проходят, но драма Рождества должна всегда оставаться у нас в сердцах и направлять нашу жизнь.
Недавно отошедший в вечность богослов и преподаватель Роберт Спраул писал, что всегда требовал от своих студентов в процессе подготовки проповеди искать в библейском тексте драму. И мне пришла мысль, что рождение Иисуса также является величайшей драмой, с которой сопоставима лишь драма распятия Христа. Впрочем, драма воплощения включает в себя и все остальные события земной жизни Иисуса.
Празднование Рождества многослойно. Во-первых, есть мишура Рождества. Мы любим украшения, огни, гирлянды. Мы хотим создать праздничное настроение – и в этом нет ничего плохого. Однако….
Есть также романтика Рождества – ощущение «сказки». Мы сделали из Рождества «детский праздник». Нам хочется елки, подарков от Санта-Клауса, снега. Обратите внимание, в каких красочных, сказочных и «детских» тонах изображена сцена рожденного Младенца на рождественских открытках. И мы забываем, что ясли в те времена были глиняными – не деревянными; что обстановка была весьма убогой; что Мария рожала в ужасных, антисанитарных условиях. Но отгоняем мысли об этом. Нам хочется «сказки».
Есть суета Рождества: покупки, тяжелые предновогодние рабочие дни, подготовка к рождественским праздникам дома и в церкви. Все это может привести к физической и моральной усталости, когда мы не в состоянии ни радоваться полностью Рождеству, ни проникнуться истинным духом этого праздника.
Есть история Рождества. Мы вспоминаем события, связанные с рождением нашего Господа. Освежаем в памяти хронологию этих событий, их значение.
История Рождества тесно связана с богословием Рождества. Мы рассуждаем о том, для чего родился Христос. Размышляем над тайной воплощения, над парадоксальным единством божественной и человеческой природ в Иисусе.
Но есть также и Драма Рождества, которая помогает выйти за пределы праздника, романтики, и без которой богословие Рождества остается сухим, безжизненным. Драма Рождества вызывает в нас изумление, благоговение, чувство глубокой благодарности и вводит в сферу отношений с Богом, раскрывая Его непостижимую любовь.
Но что такое драма?
В узком смысле слова, драма – это литературный жанр. Исторически он произошел от греческой трагедии. Под драмой чаще всего подразумевается постановка, спектакль, в котором в той или иной степени описывается столкновение зла и добра.
В жизни, однако, происходит намного больше зла, чем на подмостках театра. Поэтому мы часто используем такие фразы, как «драматичная ситуация» или «его жизнь наполнена драмой». Столкновение добра и зла указывает на контраст (верность и предательство, например), вызывает глубокие чувства, напоминает о важнейших ценностях (противостоящих злу) и возвышает нас над обыденностью, мещанством.
Страдания невинного Иова – это драма. Внутренняя борьба Иисуса в Гефсимании – это драма. Драма – это все, что разбивает наше сердце: смерть любимого человека, разрушенные мечты, разлука, одиночество. Драма – это когда умирает любовь, разрушается семья. Или когда в свой последний час мы вдруг остро осознаем, что прожили жизнь напрасно.
Драма воплощения
Папа Франциск справедливо отметил, что мы «лицемерим, когда празднуем Рождество и продолжаем воевать». Великая драма человечества в том, что мы не умеем жить, не делая друг другу зла. И грех – это не просто персонификация зла. Он указывает не только на наше моральное несовершенство, неспособность выполнять Божьи заповеди, но и на внутреннее желание, даже потребность, делать зло. Добродетель скучна. Проблема здесь в греховности человеческого сердца.
Чтобы решить эту главную проблему – проблему греха, – Бог сошел с небес и принял участие в нашей драме. Только так Он мог “спасти людей Своих от грехов их” (Мф. 1:21). Бог позволил злу коснуться Его. Он почувствовал жало зла и смерти. Чтобы спасти нас от зла, Бог стал мишенью зла.
В драме воплощения можно выделить три момента: унижение Христа, обнищание Христа и разлука Христа с Отцом.
1. Унижение
Существует целый раздел в богословии, называемый кенозис. Он изучает тему уничижения Второго Лица Троицы. Слово “кенозис” происходит от глагола «кеноо» ( κενόω), который содержится в ключевом тексте Фил. 2:7 – “но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек”. Хотя далее идет речь о том, что Христос “смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”, данный стих указывает, что унижением был сам факт воплощения, принятие человеческого тела.
Слово “кеноо” сложное для понимания. Полного эквивалента ему не существует. Буквально оно означает “опустошил” (Себя). В Новом Завете оно встречается несколько раз с довольно сильными, негативными значениями – “тщетна вера” (Рим. 4:14), “не упразднить креста Христова” (1 Кор. 1:17), “чтобы кто уничтожил похвалу мою” (1 Кор. 9:15). Если эти значения вставить в Фил. 2:7, то буквально получится, что Христос “упразднил”, “сделал тщетным”, “уничтожил” Себя. Разумеется, механическая вставка этих слов исказит точное значение фразы “ἑαυτοῦ εκένωσεν” (уничижил Себя Самого), но краткий обзор переводов этого термина показывает, насколько радикальным было уничижение через воплощение.
Кенозис может указывать, во-первых, на невероятный контраст между небесной славой и пребыванием в теле. Даже если бы Иисус родился в царских чертогах, а не в бедных яслях, это все равно было бы “опустошением” по сравнению с тем, чем Он обладал, находясь с Отцом. Во-вторых, кенозис может означать, что Христос отдал Себя нам “без остатка”. Он действительно “опустошил Себя” ради нас.
Унижение через воплощение заключалось, прежде всего, в принятых Христом ограничениях человеческого тела. Он добровольно не пользовался Своими божественными атрибутами. Вездесущий, Он теперь мог находиться только в одном месте. Он испытывал болезни (Ис. 53:3), холод, голод и всякую людскую немощь (Евр. 4:15). Это драма Никогда не Изнемогающего (Ис. 40:28), Который был вынужден отдыхать у колодца (Ин. 4:6).
Унижение через воплощение – это также уязвимость. Всемогущий стал крохотным младенцем, которого можно было легко убить. Это Драма Бога, Которого пришлось спасать от Ирода бегством в Египет.
Унижение через воплощение – это и “неприглядности” физиологии человеческого тела. Никто из нас не согласился бы надеть смрадную, грязную одежду бомжа. Можно не сомневаться, что святому Богу, Который есть Дух, было не очень-то приятно облечься в «плоть и кровь». Ведь это означало не только ощущение боли и усталости, но и, например, запах грязного пота. Тот, Который когда-то вопрошал Адама, “кто сказал тебе, что ты наг”, Сам познал, что такое позор наготы, постоянно прикрывая Свое тело одеждой. На рождественских открытках вы не увидите «испачканных пеленок». И вообще, сама фраза “Бог, ходящий в туалет” кажется кощунственной. Недаром многие богословы Ранней церкви не могли вместить такого сочетания божественного и человеческого, из-за чего нередко уклонялись в разные ереси, или отвергая подлинную материальность тела Христа, или представляя Его как человека с Божьим разумом (Логосом).
Унижение через воплощение – это и непризнание тождественности Христа. Нас унижает, когда к нам не относятся соответственно нашему статусу. Сына же Божьего считали бесноватым, богохульником, лжеучителем, пьяницей, обжорой – и, в конечном итоге, преступником. “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Ин. 1:11) – ни приняли, потому что Он пришел в теле, т.е. униженным. Трудно было увидеть “Бога” в сыне плотника (Мк. 6:3).
Драма в том, что Тот, Кому принадлежит вся слава, не стал держаться за эту славу (Фил. 2:6), и в лице Иисуса Христа добровольно принял унижение, т.е. бесславие (если мы действительно верим, что Иисус является воплощением Иеговы).
2. Обнищание
По сути, речь идет об одном из аспектов кенозиса, но его следует выделить особо. Павел ясно указывает, что воплощение Иисуса было “обнищанием” – “Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою” (2 Кор. 8:9). Очевидно, что это обнищание произошло в момент прихода Божьего Сына в этот мир. Христос родился в нищей обстановке. Он жил подаянием, как нищий (Ин. 12:6). Иногда у Него вообще не было денег (Мф. 17:27). Христос, требуя от учеников свершать свою миссию в нищете (Мк. 6:9), конечно же, Сам не имел «двух одежд» и “меди в поясе”. Иисус «обнищал» не только для иллюстрации нашей духовной нищеты, т.е. зависимости от Бога, но и для солидарности с теми, кого Бог “избрал быть богатыми верою” (Иак. 2:5). И хотя сама нищета не является добродетелью, Бог, чтобы посрамить мудрых и богатых, избрал “ничего не значущих” (1 Кор. 1:28). В контексте таких целей Иисус просто «не мог» не подать нам пример – поэтому “обнищал”.
Драма Рождества в том, что Тот, Кому принадлежит вся Вселенная, познал нищету.
3. Разлука с Отцом
Этот драматичный момент Рождества часто ускользает от нашего внимания. Красивый Младенец в яслях – это «отданный», «пожертвованный» Сын. Слова «ибо так возлюбил Бог мир» указывают на максимальную жертву Отца. Он “отдал Сына Своего”. Он «послал Сына Своего в мир» (Ин. 3:16-17). И произошло это в момент рождения Иисуса. Для людей родившийся Иисус – «великая радость» (Лк. 2:10), но для Самого Бога – невероятная жертва.
Не вдаваясь в лабиринты парадоксальной тайны неделимости Троицы, мы должны признать факт «разлуки». Бог не просто пожертвовал Сыном. Драма Рождества в том, что Отец и Сын, неразлучные от вечности, в определенном смысле пережили разлуку. Тот, Кто был “сущим в недре Отчем” (Ин. 1:18), возопил на кресте «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мр. 15:34). В Евангелии от Иоанна ясно прослеживается тема «исхождения и возвращения» к Отцу (Ин. 13:3). Иисус даже упрекнул учеников за то, что они не радуются Его возвращению к Отцу (Ин. 14:28).
Какой бы прекрасной ни была молитва, она – удел живущих на земле, которые “устранены от Господа” (2 Кор. 5:6). “Водворившись у Господа” на небе, мы больше не будем молиться. Воплощенный Сын Божий молился Отцу, как всякий, кто не видит телесными очами Бога. До воплощения Второму Лицу Троицы не было нужды молиться Первому Лицу. Даже молитва указывала на драму разлуки Сына с Отцом.
Вывод
Драма Рождества указывает на неуместность “тотального веселья”. Давайте помнить, что, празднуя Рождество, мы в действительности празднуем “унижение”, “обнищание” Божьего Сына и Его “разлуку” с Отцом. Здесь не так много места романтике, “сказке”, мишуре. Наша радость должна сочетаться с глубоким осознанием жертвы Отца и Сына (что невозможно без грусти). Сам Бог решил принять участие в драме человечества, чтобы спасти человечество. Это понимание драмы Рождества должно вызывать в нас чувство великого удивления, благоговения, благодарности.
Драма одной еврейской семьи
Бог не только принял участие в драме человечества. Он также позволил одной еврейской семье поучаствовать в этой драме. Он допустил, чтобы эта семья пережила свою личную драму в контексте рождения Сына Божьего.
Иосиф и Мария пережили почти все то, что переживает супружеская пара, находясь в кризисе из-за измены. До того, как ангел поведал Иосифу, что “родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Мф. 1:20), случилось следующее:
- Мария пережила унижение жены, которую муж считает прелюбодейкой.
- Мария, скорее всего, знала, что Иосиф собирается ее выгнать, что ее ждал позор стать матерью-одиночкой с внебрачным сыном.
- Сердце Иосифа было разбито прелюбодеянием (как он считал) жены.
- Иосиф не хотел публичного унижения для своей жены, но и не желал «все замять», скрыть и жить в обмане. Поэтому решил выгнать Марию (Мф. 1:19). Слово «отпустить» – эвфемизм, который, по сути, означает изгнание (Быт. 21:14).
Представьте ситуацию: Мария возвращается от Елизаветы после трехмесячной отлучки и сообщает, что беременна. Разумеется (если Иосиф был нормальным мужем), сразу же последовал вопрос «от кого». У Марии было лишь два варианта: или молчать, что могло быть воспринято как молчаливое признание своей вины, или рассказать, что случилось. Если она поведала о явлении Ангела – а Иосиф не поверил этому, – это означало бы, что в его глазах она была не только прелюбодейкой, но и кощунницей, которая вместо искреннего исповедания и раскаяния в грехе, придумала нелепую, богохульную историю, что отцом ребенка является Сам Иегова (Лк. 1:35).
Мы видим драму невинной жены, которую муж считал прелюбодейкой, и драму мужа, который считал себя обманутым и преданным.
К этому можно добавить драму раскаяния Иосифа, после того как Ангел явился ему во сне. Представьте, что он чувствовал, когда понял, что намеревался изгнать “матерь Господа” (Лк. 1:43) и Самого Мессию!
Почему Бог допустил эта драму? Почему заранее не предупредил Иосифа обо всем? С человеческой точки зрения, кризис не имел причины – никто не был виноват. Оба, казалось, зря пострадали. Не следует обвинять Иосифа в неверии – никто бы на его месте не поверил в зачатие от Святого Духа без специального откровения.
Божьи пути неисповедимы, но очевидно, что Бог позволил этой чете принять участие в драме Рождества. Возможно, Бог дал им почувствовать часть тех унижений и страданий, Которые Сам перенес. Когда-то Бог дал почувствовать Аврааму, что значит “отдать своего сына” (Быт. 22:1-19). Новый Завет также содержит учение об участии в страданиях Бога (Фил. 3:10; Кол. 1:24).
Драма этой еврейской семьи учит нас тому, что все мы призваны участвовать в драме Рождества, в драме воплощения Бога. Быть инструментом в Божьих руках – значит, быть готовым разделить драму земного служения Бога. Идти за Христом, взяв крест, это и есть участие в драме воплощенного Сына Божьего, чей путь вел к Голгофе. И если мы верно следуем за Иисусом, то неминуемо вступаем в схватку со злом – а это всегда приносит боль. Вместо того чтобы уничтожить грешный мир, Бог решил принять участие в наших страданиях. Нам тоже придется принять участие в страданиях Бога, если мы хотим являть…
- добро среди зла
- любовь среди ненависти
- святость среди греха
- верность среди предательства
- жертвенность среди эгоизма
- прощение среди мести.
Именно такая драма привлекает к верующим тех, кто не знает Бога, – а не рождественская мишура, рождественские богослужения и даже рождественское богословие.
Нефедов Геннадий / Голос Истины
Последнее: 26.07. Спасибо!