Вы пастор или проповедник и хотите привнести еврейские элементы в проповедь на Пасху?
Мы приготовили следующие девять мыслей, чтобы вы могли еще больше углубить свою проповедь.
1. Вербное воскресенье: Иерусалим приветствует своего царя возгласами хвалы
Триумфальное вхождение Иисуса в Иерусалим в воскресенье исполнило мессианское пророчество (Псалом 117:26; Соф 3:14-15; Зах 9:9-11) и предвещало Его жертвенную смерть как «Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанна 1:29). 10-е число месяца Авив (первый месяц в библейском календаре), Пальмовое (Вербное) воскресенье, было тем самым днем, когда пасхальных ягнят тщательно отбирали и приносили в дома в Израиле (Исх. 12:2-3).
«Они взяли ветви пальм и вышли ему навстречу, крича: «Осанна! Блажен грядущий во имя Господа, Царь Израильский!» (Иоанна 12:13)
«Возрадуйся, дочь Сиона! Воскликни, дочь Иерусалима! Вот, ваш царь идет к вам; Он праведен и имеет спасение, смиренный и верхом на осле, жеребенке… И он скажет мир народам; его власть будет от моря до моря и от реки до концов земли. Что касается вас также, из-за крови моего завета с вами Я освобожу ваших пленников из безводной ямы» (Захария 9:9-11)
2. Иисус, чистый и непорочный Агнец
Евреи внимательно осматривали пасхальных ягнят, чтобы убедиться, что они безупречны и без изьяна — что они подходят для жертвоприношения. Каждая семья приносила своего ягненка в дом на 4 дня перед тем, как заколоть его 14-го Авива в сумерках (Исх. 12:5-6). После вхождения Иисуса в Иерусалим, религиозные лидеры испытывали Его в течение 4 дней, но не нашли в Нем никакой вины (Мф. 21-23; Марка 14:53-65).
Кульминацией «теста» стал вопрос первосвященника: «Ты Христос, Сын Благословенного?» Иисус ответил знакомым мессианским местом из Писания (Псалом 109; Даниил 7), сказав: «Я, и вы увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего с облаками небесными».
«Он не делал зла, и в устах Его не было никакого обмана» (Исайя 53:9)
«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1:18-19)
3. Пасхальная трапеза: контекст Вечери Господней
Для народа Израиля Пасхальный Седер и каждый элемент трапезы отмечают великий Божий акт избавления — Исход. Посредством символики каждой части седера участникам каждого поколения предлагается, и даже повелевается (Исх. 12:14), погрузиться в происходящее и участвовать в воспоминании истории искупления.
Они делают это, чтобы вспомнить о верности Бога в чудесном избавлении и спасении Своего народа. Иисус праздновал Пасху со Своими учениками до Своего ареста и распятия (Мф. 26:17-30; Марка 14:12-26; Луки 22:7-23).
Жизненно важным элементом общения и размышлений в праздновании Пасхи является совместная семейная трапеза. Это центральное установление праздника выражало заветные отношения Бога с Израилем, очевидные из опыта первой Пасхи (Исх. 24:3-11).
Трапеза становится центром Тайной вечери Иисуса с Его учениками. И это фон, основа и контекст для одного из самых центральных постулатов христианской веры: Вечери Господней (Причастия / Евхаристии).
В 1 Коринфянам 11:23-26 сказано:
«Ибо я принял от Господа то, что и передал вам: Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил его и сказал:« Это мое тело, которое есть для тебя. Сделай это в память обо мне». Таким же образом он взял чашу после ужина и сказал:« Эта чаша есть новый завет в моей крови. Делай это каждый раз, когда пьешь, в память обо мне». Ибо, когда ты ешь этот хлеб и пьешь чашу, ты провозглашаешь смерть Господа, пока Он не придет».
4. Пресный хлеб: картина очищения от греха
В дни, предшествующие Пасхе, по всем домам в Израиле тщательно ищут закваску, чтобы удалить ее. В течение 7 дней праздника они едят пресный хлеб (Исх 12:15, 19). В Новом Завете закваска часто является символом греха.
Во время ужина Иешуа взял пресный хлеб, поблагодарил и преломил его, сказав: «Это Мое тело, данное за вас; делайте это в Мое воспоминание» (Луки 22:19). В свете того, что безгрешное тело Мессии было истязаемо и принесено в жертву как пасхальный агнец, Павел призывает верующих отреагировать на это празднованием праздника в чистоте и истине, будучи очищенными от закваски греха.
«Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам 5:7-8)
Интересные факты о маце:
Сам внешний вид пресного хлеба (мацы) сегодня имеет некоторые сходства, указывающие на Мессию; на нем есть полосы и он протыкается, чтобы не поднималось тексто, и из-за быстрого запекания образуются как бы «синяки» (Ис. 53:5). Пасхальная традиция «афикоман» поразительно указывает на Иешуа.
Три листа пресного хлеба кладут в специальный мешочек, которое называется «мацаташ». Отец семейства берет средний кусок мацы, разламывает его пополам и возвращает одну половинку в мешочек. Другую он заворачивает специальной тканью и прячет. Затем дети ищут спрятанный афикоман, и тот, кто его найдет, получает приз.
5. Четыре чаши Пасхи: воспоминание об обещаниях Бога
В Исходе 6:6-7 Бог провозгласил конкретные обещания, которые играют важную роль в Пасхальном Седере:
«Итак, скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из‐под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из‐под ига Египетского» (Исход 6:6-7)
Во время пасхальной трапезы участники выпивают четыре чаши вина. Каждая чаша провозглашает аспект обещанного Богом избавления.
Четыре чаши вина на Пасху:
Чаша освящения: народ Божий «выведен» из-под своего бремени на свободу (Кол. 1:13-14).
Чаша хвалы: эта чаша говорит о «благой вести» избавления, и потому Бога за это хвалят (Исх. 15:2; Ис. 61:10).
Чаша искупления: Бог искупает и забирает то, что принадлежит Ему по праву (Иер 31:11; Луки 1:68).
Чаша принятия: Бог обещает принять Свое наследие и заверяет, что они больше не отчуждены от Него (Иер 30:22; Еф 1:6; Кол. 1:21).
Когда Иисус праздновал Пасху со Своими учениками, Он взял чашу после ужина, сказав: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови. Делайте это каждый раз, когда будете пить, в память обо мне» (1 Коринфянам 11:25). В порядке проведения седера третья чаша (Чаша искупления) выпивается после еды. Как интересно: традиционная третья чаша так хорошо коррелирует с тем, что изначально делал Иисус. Он указал на Себя как на Окончательного Искупителя.
6. Пасха и Новый Завет: от рабства к свободе
Основная идея Пасхи — это свобода: оглядываясь назад, евреи вспоминают, как Бог могущественно избавил Свой народ от рабства, угнетения и страха. Он освободил их, чтобы привести их к Себе (Исх. 19:4-6). Пасха подчеркивает всю природу Божьего избавления:
«В избавлении от ужасного рабства в Египте и поспешном употреблении еды в дороге имелся аспект будущего, путь к Земле Обетованной. Во все времена пасхальная литургия, или агада, сохраняла эту надежду на будущее. «В этом году мы едим его в земле рабства; в следующем году в земле обетованной», — цитировали они; и они выделяли стул для трапезы Илии, того великого пророка, который вернется в конце времен, чтобы приготовить путь к пришествию Господа.
Каждая из этих нитей будет взята и исполнена во время Тайной вечери, которую Иисус готовил к установлению. Это указывает на Его могущественное избавление от тисков греха. Это придаст силы паломникам на христианском пути. И это будет предвкушением мессианского пира на небесах» (Майкл Грин, Послание от Матфея: Царство Небесное) [1]
Кровь и Новый Завет
Тема крови занимает центральное место в Пасхе, подчеркивая заместительную смерть ягненка. Это принесло свободу и закрепило заветное обещание Бога освободить семя Авраама (Быт. 15:13-14). После Исхода жертвы крови утвердили завет Моисея на Синае, через который Бог передал Израилю его идентичность (Исх. 19-24).
Установление Вечери Господней во время пасхальной трапезы отмечает Новый Завет (Иер 31:31-34), написанный в сердцах людей, а не на каменных скрижалях. Иисус представляет Свою собственную кровь как печать или подтверждение Нового Завета. Он сказал: «Эта чаша, изливаемая за вас, есть новый завет в Моей крови» (Луки 22:20).
Спасение, достигнутое через Новый Завет, указывает на то, что Он совершил, дает благодать на каждый день и содержит в себе будущую славу, которую еще предстоит открыть (1 Кор. 1:9-10).
7. Вот Агнец Божий! Иисус был распят, когда закалывали пасхальных ягнят
Пасхальных ягнят нужно было заколоть до наступления темноты 14-го дня месяца Авив (Исх 12:5-6). Это был тот самый день, когда Иешуа был распят (Иоанна 19:14-16). Кровь пасхального агнца, нанесенная на косяки дверей в доме каждой семьи, была знаком, который избавлял их от смерти (Исх 12:13).
Пасха должна была стать памятным днем для всех поколений, личным отождествлением с Исходом и чудесным Божьим избавлением от рабства (Исх 12:14, 24-27).
Иисус представляется Пасхальным Агнцем, чья кровь покрывает и искупает всех, кто верой наносит ее на косяки своих сердец. Его совершенная кровь, принесенная раз и навсегда, обеспечила вечное искупление и свободу от рабства греха и смерти. В итоге, Он обеспечил то, что суд «прошёл мимо», и приблизил людей к Себе (Лев. 17:11; 1 Кор. 5:7; Евр. 9:12-15). Иоанн Креститель подтвердил это, когда сказал об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» (Иоанна 1:29).
8. Воскресенье Воскресения: Мессия воскресает в Праздник Первых Плодов
Тора указала на тот самый день, когда наш Господь воскреснет из мертвых! Праздник Первых Плодов («Биккурим») отмечается, согласно большинству традиций, в «день после субботы», следующий за Пасхой (Лев. 23:9-15). В этот день нужно было вознести первый сноп и помахать им перед Богом. Приношение первых плодов не только предшествовало жатве, но и гарантировало, что на подходе еще больше урожая.
В воскресенье, на следующий день после субботы, по распятии, Иисус воскрес из мертвых (Мф. 28:1). Воскресение Иешуа было первым примером, залогом и гарантией полного урожая воскресений, подобных Его.
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец (первый плод) из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Коринфянам 15:20-23)
Давид Гузик написал библейский комментарий к этому отрывку:
«Если Иисус — первый плод нашего воскресения, значит ли это, что Он был первым, кто воскрес из мертвых? А как насчет сына вдовы в дни Илии (3 Царств 17:17-24) и Лазаря (Иоанна 11:38-44), среди прочих? Каждый из них был воскрешен после смерти. Каждый из них был воскрешен в том же теле, в котором умер, и воскрес из мертвых, чтобы в конечном итоге снова умереть. Воскреснуть — это не просто снова жить; это жить снова в новом теле, основанном на нашем старом теле, но идеально подходящем для жизни в вечности. Иисус был не первым, кого воскресили из мертвых, но Он был первым, кто воскрес для жизни вечной». [2]
9. Пятидесятница: Дух дается в праздник Шавуот
Праздник недель («Шавуот») выпадает ровно через 7 недель или 50 дней после Праздника Первых Плодов (Лев. 23:15-22). После подсчета дней и ожидания после Пасхи, Святой Дух чудесным образом излился на мессианских верующих.
Это были люди «из всякого народа под небесами» (Деяния 2:5), собравшиеся в Иерусалиме согласно Божьему повелению о паломничестве (Исх. 23:14-17, 34:21-34; Втор. 16:16), на событии, которое ныне известно как Пятидесятница.
В Шавуот Бог исполнил Свое обещание излить Свой Дух на всякую плоть, теперь написанное не на камне, а на «скрижалях» наших сердец (Иер 32:33; Иез 36:26-27; Иоиль 2:28-32). В отличие от Исхода, где три тысячи человек умерли из-за нарушения Закона (Исх 32:28), с излиянием Духа в Пятидесятницу три тысячи человек были «воскрешены» к новой жизни (Деяния 2:41), и за ними последовали многие другие.
[1] Green, Michael. The Message of Matthew: The Kingdom of Heaven. The Bible Speaks Today. Edited by John R. W. Stott. Accordance electronic edition, version 1.6. Downers Grove: InverVarsity Press, 2000.
[2] Guzik, David https://enduringword.com/bible-commentary/1-corinthians-15/
Автор — Кейси Тэйт / firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо, полезно.