Праздник Песах начинается с традиционного Пасхального Седера — особенного праздничного ужина, который проводится ведущим по определенной схеме и содержит ряд смысловых элементов, каждый из которых помогает вспомнить историю исхода еврейского народа из Египта. В проведении Седера нужна Пасхальная Агада, и на нашем портале имеются три мессианские Пасхальные Агады:
- Еврейская мессианская Пасхальная Агада
- Подробная Мессианская Агада
- Еврейская мессианская агада для детей
В этой статье мы рассмотрим и кратко поясним все элементы Пасхального Седера, в порядке их появления согласно Пасхальной Агаде.
Удаление закваски
Перед началом Песаха вся закваска, являющаяся символом греха (1 Кор. 5:6-8), должна быть удалена из еврейского дома. Дом убирается сверху донизу и всё, содержащее закваску, удаляется. Затем, накануне Песаха отец семейства берёт традиционные принадлежности для уборки: перо, деревянную ложку и мешочек, и обыскивает дом на предмет каких-либо остатков закваски, которые могли пропустить (моя мама оставляла их сверху на холодильнике, чтобы отцу не нужно было искать весь вечер!)
Омывание рук
Как только закваска удалена, семья садится за стол и ритуально омывает руки, используя специальный сосуд для омовения и полотенце. Иисус также принял участие в этой традиции, но вместо того, чтобы омыть Свои руки, Он встал из-за стола и омыл ноги Своим ученикам, дав нам беспрецедентный урок смирения (Ин. 13:2-17).
Зажигание свечей
Как только дом и участники ритуально чисты, можно начинать Пасхальный Седер. Хозяйка дома произносит благословение и зажигает пасхальные свечи. Вполне уместно, что именно женщина приносит свет в дом, потому что именно через женщину в этот мир пришёл Свет Миру, Мессия Иешуа (Быт. 3:15).
Агада
Слово агада означает «рассказ» — рассказ истории о Песахе. История рассказывается в ответ на четыре вопроса, заданные ребёнком: чем эта ночь отличается от других ночей? Отец продолжает рассказывать историю Исхода из Египта, читая из книги под названием «Агада» и используя символы и наглядные примеры, чтобы привлечь внимание малышей.
Первая чаша вина
Седер начинается с благословения, произнесённого над первой из четырёх чаш вина: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы». Сам Иисус благословлял первую чашу в Лк. 22:17-18.
Вторая чаша вина
Вторая чаша напоминает нам о Десяти Казнях и страданиях египтян, когда они ожесточили свои сердца против Господа. Чтобы не радоваться страданиям своих врагов (Притч. 24:17), мы проливаем по капле вина (символизирующего радость), перечисляя каждую из Десяти Казней, вспоминая таким образом о том, что наша радость уменьшается во время страдания других.
Афикоман
А сейчас очень любопытная традиция. На столе лежит мешочек с тремя отделениями и тремя листами мацы. Средний лист мацы вынимается, ломается, и половина его кладется назад в мешочек. Другая часть заворачивается в льняную салфетку и прячется, чтобы достать её позже, после трапезы. Это часть называется афикоман.
Седерная тарелка
Раввины разработали серию наглядных уроков, чтобы привлечь внимание детей во время пасхального Седера. Каждый человек пробует каждый элемент на вкус, чтобы почувствовать себя так, будто он сам лично принимает участие в исходе из Египта.
Карпас — зелень
Первый элемент, который берут, — это карпас или зелень (обычно петрушка), символизирующая жизнь. Петрушку окунают в солёную воду, символ слёз, и едят в воспоминание о том, что жизнь наших предков была наполнена слезами.
Бейца — яйцо
На седерной тарелке находится запечённое (вареное) яйцо в напоминание о ежедневной жертве, которую больше невозможно приносить, поскольку Храма больше нет. В самый разгар пасхального Седера еврейский народ вспоминает о том, что у них больше нет жертвы, которая может сделать их праведными перед Богом.
Марор — горькая зелень
Обычно это молотый хрен, которого нужно съесть (с мацой) столько, чтобы на глаза навернулись слёзы. Мы не можем оценить сладость искупления, пока сперва не ощутим лично горечь рабства.
Харосет
Харосет — это сладкая смесь из нарезанных яблок, орехов, корицы и небольшого количества вина (только для цвета!). Эта сладкая пастообразная коричневая смесь символизирует раствор, из которого наши предки делали кирпичи в Египте. Почему мы вспоминаем такой горький опыт с чем-то настолько сладким? У раввинов есть хорошая мысль: даже самый горький труд может быть сладким, когда приближается наше искупление. Это особенно актуально для верующих в Мессию. Мы можем найти сладость даже в самых горьких переживаниях, потому что мы знаем, что приход нашего Господа приближается.
Кость из голени ягнёнка
В каждом еврейском доме, на каждой седерной тарелке лежит кость из голени ягнёнка. В книге Исход еврейские первенцы были спасены от Ангела Смерти благодаря тому, что косяки их домов были помазаны кровью безупречного и невинного агнца, когда Бог выводил народ из рабства на свободу. Сегодня мы верим, что Иисус и есть этот совершенный Пасхальный Агнец, и когда мы помазываем Его кровью косяки наших сердец, мы также переходим из смерти в жизнь, из рабства греха в свободу быть искупленным ребенком Божьим. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Трапеза
Ох, даже несмотря на все достижения современных технологий, мы не можем донести до вас самую запоминающуюся часть Песаха... ту еду, которую готовила бабушка! Только представьте: горячий куриный суп с большими воздушными шариками из мацы; немного мацы; кусочки пикантной домашней гефилте фиш (фаршированной рыбы) с измельчённым и заставляющим вас плакать хреном; ещё маца; рубленная печень (с большим количеством шмальца — топленого гусиного жира — и хрустящего жареного лука) на подушке из салата; ещё маца; огромное количество зелёного салата, достаточное, чтобы накормить колонию голодных кроликов; ещё маца; ещё хрустящий обжаренный с одной стороны лук; ещё маца... и это только закуска!
А затем основная еда... чувствуете запах? Нежная сладкая грудинка с капустой, ещё маца, домашний фланкен (говяжьи рёбрышки), тушеная курица, жареная курица, запечённая курица, варенная курица, ещё маца, целая жаренная индейка, ещё маца, свежая стручковая фасоль с луком, ещё маца, цимес из моркови и чернослива, ещё маца, цимес из сладкого картофеля и изюма, ещё маца, домашнее пюре на сливочном масле, ещё маца...!
У вас осталось место для десерта? Надеемся, что да, поскольку пришло время для него, ведь афикоман — это последний кусок пищи, съедаемый во время пасхального Седера.
Поиск афикомана
После окончания седера ведущий Седера отпускает детей искать афикоман, завёрнутый в салфетку и спрятанный до начала трапезы. В доме царит суматоха, потому что все дети спешат первыми найти афикоман, и забрать приз, за который дедушка выкупит афикоман у счастливчика. Обычная цена — 5 долларов! Как только ведущий получил афикоман, он ломает его на маленькие кусочки и раздаёт их каждому, сидящему за столом. Евреи на самом деле не понимают эту традицию, но традиции не нужно понимать — их нужно просто соблюдать! Однако широко распространено мнение, что эти кусочки афикомана приносят долгую и хорошую жизнь тем, кто их ест.
Вероятно, эта традиция восходит ко временам Иисуса. Если это так, тогда стих Лк. 22:19 приобретает ещё большее значение:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предается; сие творите в Моё воспоминание».
Мессия Иисус взял средний из трёх листов мацы, лист, который символизирует священника или посредника между Богом и народом, разломал его, как было ломимо Его тело, завернул половину его в льняную салфетку, как Он сам будет завёрнут в саван для погребения, спрятал его, как Он сам будет похоронен, достал его, как Он сам воскреснет, и раздал его всем сидящим с Ним, как и Он отдал Свою жизнь за всех, кто верит. Делая это, Он был уверен, что этот средний лист мацы символизирует Его собственное беспорочное тело, отданное за искупление Его народа. Как и маца с полосами и отверстиями, Его тело будет истязаемо и пронзено, и именно Его ранами мы исцелились (Ис. 53:5). Этот средний лист мацы, или афикоман, и есть наш хлеб для причастия.
Третья чаша
Третья чаша вина пьётся после трапезы. Это чаша искупления, которая напоминает нам о пролитии крови невинного Агнца, принёсшая наше искупление из Египта. Мы видим, что Иисус взял третью чашу, в Лк. 22:20 и 1 Кор. 11:25:
«Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». (1 Кор. 11:25)
Это была не просто чаша, а чаша искупления из рабства в свободу. Это наша чаша причастия.
Четвёртая чаша
Четвёртая чаша — это чаша hаллель. Слово hаллель в переводе с иврита значит «хвала», и мы видим в прекрасной молитве Первосвященника в 17 главе Евангелия от Иоанна, что Иисус нашёл время для хвалы и благодарения Господу в конце пасхального Седера, своего последнего ужина. Ну устах безупречного Пасхального Агнца была хвала, когда Он шёл на смерть.
Чаша Илии
За каждым пасхальным столом оставляется пустое место для почётного гостя, пророка Илии. Еврейский народ ожидает, что Илия придёт на Песах и провозгласит приход Мессии (Мал. 4:5). Итак, место приготовлено, чаша наполнена вином, а сердца ожидают Илию, который придёт и возвестит Благую Весть. По окончании седера к двери отправляют ребёнка, чтобы он посмотрел, пришёл ли Илия. Каждый год ребёнок возвращается разочарованным, а вино выливают, не касаясь его.
Мой народ ожидает и надеется на Мессию — они не осознают, что Мессия уже пришёл. Но те из нас, кто верит в Иешуа, знают, что Он именно Тот, о Ком говорили пророки. Он тот безупречный, совершенный Пасхальный Агнец, чьё тело было ломимо за нас, чья кровь была пролита, и кто сейчас живёт, даруя Свою жизнь всем нам, — тем, кто помазал косяки своих сердец Его кровью и перешёл из смерти в Его вечную жизнь.
Источник — chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!