Хлебопреломление (причастие) называют «Центральным Вокзалом христианской веры». Он обычно известен как «Вечеря Господня» или «Евхаристия». Во время его преломляют и едят мацу, исполосованную и проколотую, символически указывающую на безгрешное тело Господа, и принимают символическую чашу. Иисус описал эту чашу следующим образом:
«Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26:28)
В истории Церкви хлебопреломление воспринимается и как таинство, которое заповедал регулярно совершать Иешуа («Сие творите в Моё воспоминание», Лк. 22:19), и как таинство, которое несёт в себе идею особого благословения, освящения и провозглашения возвращения Господа.
Но важен контекст хлебопреломления!
Контекст важен для прояснения сути этого «Центрального Вокзала христианской веры», особенно потому что оно является центральным актом поклонения в Церкви. Но так уж получилось, что контекст причастия чаще всего упускается.
Когда, например, Иисус сказал: «Сие творите в Моё воспоминание», каков был контекст «сего»?
Контекстом была пасхальная трапеза
В то время ученики вкушали церемониальную трапезу вечером в начале Песаха, 14 Нисана по библейскому календарю. Этот ужин был своего рода воспроизведением истории Песаха и был посвящён тому времени, когда дети Израиля были освобождены от египетского рабства. Истории о том, что Божий суд прошёл в Египте мимо домов, отмеченных кровью агнцев. Но «это» определённо не было просто непонятной «Тайной Вечерей» перед распятием, как её часто называют.
Ранее Иисус сказал:
«Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». (Лк. 22:15)
Слова «очень желал» говорят о сильном желании тела, души и сознания в этот момент, говорящем нам о полном вовлечении Иисуса. Именно в контексте Песаха Иисус дал Своё величайшее откровение.
Он преломил хлеб, но не обычный хлеб.
В этот день вспоминают Песах и Исход. Хлеб пресный. Он известен как «хлеб скорби».
Он должен быть исполосованным и проколотым, и когда вы держите его, он напоминает вам об отрезвляющей цене искупления и нового начала. Именно в этом контексте Иисус сказал:
«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». (Лк. 22:19)
В Лк. 22:20 говорится о том, что Иисус взял третью чашу во время Пасхального Седера, также известную как Чаша Искупления или Освобождения (что согласуется со словами Павла в 1 Кор. 11:25 о том, что Иешуа взял «чашу после вечери»). Третья чаша была наполнена красным напитком из плода виноградной лозы, что символизирует кровь Пасхального агнца. Но в этом контексте Иисус назвал Самого Себя окончательным Агнцем Божьим, принесённым в жертву для нашего искупления, сказав:
«Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лк. 22:20)
Немного про запас для века грядущего!
Затем Иисус сказал:
«Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». (Мк. 14:25)
Это был ещё один способ сказать, что во время Его второго пришествия, когда Он воссядет на престоле Давида в Иерусалиме, чтобы установить Царство Божье на планете земля, «связь Иисуса и Песаха продолжится». Вновь будет праздноваться Божий план искупления, но на этот раз в своей полноте!
Контекст хлебопреломления указывает на этот особый день. Это было «приготовление Пасхи», Пасхальная Пятница (Ин. 19:14; синод. и др. рус. переводы говорят: «пятница перед Пасхою», но греч. слово παρασκευή/параскеноуи означает также «приготовление, подготовка», и ряд англ. переводов, включая KJV и ESV, переводят это как «день подготовки к Песаху» — прим. пер.). Это значит, что данная трапеза происходила в четверг вечером, в начале 14 Нисана, потому что в еврейской традиции день начинается с заходом солнца в предыдущий день. Утром в этот же самый день в 9:00 (согласно еврейскому календарю, всё ещё 14 Нисана) Иисус будет на кресте и прольёт Свою кровь, положив начало Новому Завету, как предсказывал Иоанн Креститель:
«Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». (Ин. 1:29)
Или как писал Павел:
«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (1 Кор. 5:7)
Как вы можете видеть, неудивительно, что исторические источники сообщают о том, что церкви в регионе, в котором служил Павел, во 2-м веке праздновали Песах и распятие Мессии именно 14-го Нисана [1].
Контекст важен! Нам нужно бороться за него! Создать место для него в нашем мышлении! Простая корректировка нашего мышления относительно контекста этого дня. Контекста трапезы. Контекста, в котором Иисус открыл то, как начнётся Новый Завет в Его крови на кресте, позволяя нам заново испытать страсть и цель гениального плана нашего небесного Отца в Его Сыне. Это даже может сыграть роль в коррекции курса истории!
Понимание истинного контекста Песаха влияет на наше переживание хлебопреломления
Ниже приведены несколько примеров того, как контекст может повлиять на наше понимание причастия:
Исторический Песах в Египте 14-го Нисана был анонсом и пророчеством большего Исхода из рабства греха, который повлияет на весь мир, когда Иисус отдаст Свою жизнь на кресте 14-го Нисана как Агнец Божий, который взял на себя грехи всего мира.
Когда Иисус сказал «Сие творите в Моё воспоминание», Он связывал план Небесного Отца в вечности в прошлом через Израиль и Мессию Израиля с будущей вечностью. Как сказал Павел: «Смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26).
Новый завет из 31-й главы Иеремии, который, по словам Иисуса, Он открывал Своей кровью на кресте, был по сути заветом, который Бог заключил с Израилем, и в который мир приглашён через Мессию. В этом завете Господь определил, что Церковь найдёт свои корни. Хотя Иисус сосредоточился на личных аспектах нового завета, этот завет также описывает будущее национальное спасение Израиля (Иер. 31:31-37). В этот великий день в будущем Бог возьмёт Закон с каменных скрижалей и запишет его на сердцах и в разуме детей Израиля. Новый завет, который Иисус предлагает вам и мне, — не национальный, а личный, и он доступен и евреям, и неевреям.
Контекст показывает, что в истории Церкви произошёл ужасный поворот, когда император Константин на Никейском Соборе 325 года объявил вне закона празднование смерти, захоронения и воскресения Иисуса в том контексте, в котором это всё произошло — 14-го Нисана по библейскому календарю, в день исторического Песаха — и тем самым лишив его библейских оснований. Вместо этого он потребовал, чтобы все церкви праздновали Пасху! Празднование хлебопреломления в его контексте таким образом помогает исправить внесённое Константином искажение.
Контекст причастия помогает снарядить Церковь для евангелизационной работы, чтобы «пробудить в друзьях-евреях ревность». Он помогает нашим еврейским друзьям увидеть, что основание веры в Иисуса коренится в разворачивающемся плане Господа Бога Израиля, и что следование за Иисусом — это не «новая религия»!
[1] См. “Messiah and The Passover” Bock/Glaser, Kregel Publications chapter 6 “Passover and the Lord’s Supper” pg. 99-109 by Brian Crawford; также Евсевий Кесарийский «Церковная история» 5.23 и письмо Поликрата Виктору в 5.24. Поликрат называет апостолов Филиппа и Иоанна основоположниками празднования Песаха в Малой Азии, а затем называет ещё шестерых, включая себя, сохранивших эту практику до дней Поликрата.
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая статья. Но поразмышляв, натолкнулся на проблему. Вслед за Роном Кантором я бы ее назвал Вторая самая сложная проблема в НЗ. Почему в синоптических Евангелиях написано, что Христос был распят в третьем часу, т.е. в 9:00, как и написано в статье, а в Евангелии от Иоанна — в шестом часу, т.е. в 12:00.