Духовные лидеры и омовение ног — рассуждение о крайностях

Разного рода комментарии и обсуждения в социальных сетях, касающиеся темы «кошерного» новозаветнего лидерства и руководства, знакомы всем. И недавно новый виток дискуссий по этому поводу дала статья мессианского раввина Дэна Джастера о «неприкосновенности помазанников Божьих». Конечно, явление, описанное Джастером, является проблемой в Теле Мессии, и не только не содействует прославлению Бога и распространению Его Царства на земле, но наоборот всячески отвращает людей от Церкви и верующих. Люди, приходящие из мира в такие общины, руководимые «помазанниками», не только не становятся свободными в Господе, но подпадают под нездоровый, небиблейский контроль объявивших себя наместниками Всевышнего на земле. И нередко полностью теряют собственную волю, заменяя осмысленную веру Писанию и Господу слепым принятием слов своих поводырей.

В то же время, справедливости и баланса ради, необходимо обозначить существование и другой крайности. Особенно это касается либерального крыла христианства, свободного нередко как от наследия и опыта мирового сообщества верующих, так и от здравого смысла. А также всех тех, кто относит себя к «членам мировой церкви», фактически не являясь членом никакой конкретной поместной общины.

О чем же речь? Речь о необъективной, вырванной из контекста оценке руководителей служений, пастырей, учителей по шкале «умаления» — омывает ли такой человек ноги ученикам своим, просит ли не называть его учителем, первым ли спешит после служения помыть пол и туалет и т.д. В общем, ведет ли себя, как считают некоторые, подобающим истинному лидеру образом, «как Христос»...

Мы можем представить себе, как бы вели себя такие «критики из народа», окажись они в числе учеников Иешуа.

Вспомним эпизод, когда Он позвал идти за собой Андрея и Симона...

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (Матф.4:18,19)

Нет, ну вы видели? Это так приглашают в служение? Наш рыбный бизнес непрост, а тут надо будет с людьми дело иметь. Это же еще сложнее! Где четкий и ясный распорядок дня, где оплата труда, социальные гарантии наконец? А вежливость? Почему не прозвучало: «милостивые господа, не соизволите ли соделаться учениками моими, дабы привести к Господу города и страны, живя в почете и одобрении человеческом...» Ну мы бы и подумали, раз такое дело. А так... Не пойми что...

говорят Ему: Учитель! (Мар.4:38)

При сем Иоанн сказал: Учитель! (Мар.9:38)

подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! (Мар.10:35)

Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. (Лук.7:40)

А вот к Нему обращаются «учитель», а Он не сопротивляется. Любит народную славу, однозначно. И учеников не учит, что негоже никому учителем называться. Фарисей. Сделал бы всем выговор серьезный, чтоб больше так не поступали, чтоб Его не учителем называли, а как-то вроде «эй, человек!». Ну, чтоб повода возгордиться не было, все правильно.

Или вот, опять же, Петра вопрошает:

Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Иоан.21:16)

Это как понять? Хочется спросить — кто кого любить еще должен? Где любовь в этой общине? Сплошные манипуляции! Конечно тот ответит «люблю», разве же у него есть выбор? А пастырь, понимаешь, нет чтоб взять и в братской простоте сказать «и я тебя люблю, брат мой возлюбленный, как зеницу ока», так еще нагружает его, коварно пользуясь моментом — паси овец, паси овец... нет у нас пастора, товарищ Иешуа, равные мы все перед Господом!

Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Иоан.13:5)

Хоть под конец всей этой истории себя достойно повел. Ноги мыть сам вызвался, без напоминаний. Лидеру надо знать, что такое служить братьям своим. Пусть смиряется, ему полезно. Тщательней надо мыть, с душой, как для Господа! И там еще... это, туалет у нас на заднем дворе есть, после проповеди и причастия надо бы... А иначе — не лидер никакой, а так, наемник...

Не очень приятно читать, правда? Может даже противно. Печально, когда такое происходит в жизни. Противно, когда морально вытирают о наставника ноги. Когда по любому поводу цитируют ему места Писания «о смирении». Когда намекают, что вообще-то ему в общине зарплату платят, так что если он «будет себя плохо вести», могут проголосовать за ее пересмотр. И вообще, может на работу какую пусть пойдет... ведь нечего дармовой служительский хлеб есть... настоящий лидер, он все успевать должен!

Но, знаете, это сейчас такое встречается. Мир как-то в последнее время перевернулся с ног на голову. В библейской же истории, в Израиле подобного быть не могло. Потому как была субординация у учителя и учеников. В еврейской среде этому с детства учили.

И не было ничего зазорного в том, чтобы раввина называть раввином, и в том чтобы руководитель наставлял последователей, и идти вслед за учителем, учиться у него на примерах жизни — это почетно было, а не одолжение ему... И омовение ног ученикам Иешуа сделал не тогда, когда они ему указали, а когда и ждать подобного поступка от уважаемого рабби не могли в принципе.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(Иоан.13:6-8)

Не будем же уподобляться таким примерам. Не будем вместе с водой крайностей почитания «помазанников» выплескивать ребенка правильного отношения к тем, кто несет за нас перед Богом ответственность. И будем же благодарны всем тем, кто причастен к нашему обращению и хождению за Господом — руководителю домашней группы, лидеру служения, учителю, раввину или пастору. Потому что по-Божески это, по Писанию. Потому что завтра мы сами можем оказаться на их месте, и по-хорошему — должны бы...

Алекс Фишман

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!