Неприкосновенность «помазанников Божьих» или уход от ответственности

Автор статьи, рабби Даниэль Джастер

В 1-й книге Царств 26:9 мы читаем об отказе Давида лишить жизни Царя Саула, несмотря на то, что сам Саул преследует Давида и желает его смерти. Давид настиг Саула и отвечает Авессе, который просил позволения убить Саула одним ударом:

9 Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?
10 И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня;
(1Цар.26:9-10)

Опасное учение

Из этого места Писания некоторые лидеры вывели очень опасную доктрину духовной власти. Вот некоторые аспекты этого учения. Во-первых, пастырь общины, или епископ сети общин понимается как имеющий такое же положение, что и Царь Израиля в древние времена. Он помазанник Божий. Поэтому он не может быть смещен никакой силой человеческой, что бы он ни делал. Он находится вне общинной дисциплины. Он тот, кто принимает решения. У него, возможно, есть старейшины или совет, но они лишь советчики, и все окончательные решения принимает он сам. В своей сфере он является высшей инстанцией, диктатором. Если он имеет что-либо против других людей, или им не нравятся его решения, у них есть два варианта. Либо встать под его власть и доверить положение Богу, или по-тихому уйти из общины. В любом случае, они не поднимут никаких волнений и протестов своим уходом.

Во-вторых, авторитет пастора или епископа преподается в абсолютном смысле. Как только вы узнаете, кого Бог избрал, это преподносится как верное понимание лидерской позиции. Такая персона может быть выше поместной общины или даже всего движения, но во всех случаях мы слышим: «Не прикасайтесь к помазанникам Божьим». Это учение опасно. Некоторые из таких людей, как мы знаем, в итоге могут призывать свою паству к массовому суициду. И тем более это шокирует, что подобное имеет место по всему миру, и даже встречается в еврейском мессианском движении. Я считаю, что это разрушительное и дьявольское учение и полагаю, что люди должны отделиться от тех, кто так учит.

Общинное руководство в Новом Завете

Сразу хочется отметить, что хотя помазанное лидерство важно, но модель руководства в Новом Завете это не модель «пастор-царь» или «апостол-царь». Ни один текст этого не подтверждает. И хотя я верю в роль старшего пастора или апостола (или раввина в еврейской мессианской общине), эта роль — быть лидером команды старейшин, которые совместно, с ответственностью принимают стратегические решения. Это явно просматривается в книге Деяний, где старейшины в множестве назначаются вести общины, насажденные Павлом. Мы нигде не видим ссылок на главного лидера. И Тимофей, и Тит были по уровню апостолами, назначенными старейшинами. Поэтому в Новом Завете нет подтверждения диктаторской модели руководства. Даже сам Иешуа поднимал лидеров и устанавливал равные отношения с Ним, называя их друзьями.

Правда об авторитете Царя в еврейском Писании

Эта модель также игнорирует и другие доводы из Танаха. Царь — не абсолют, как могут подумать некоторые, читающие вышеприведенный отрывок 1-й книги Царств. Заметьте, что в Писании мы видим разделение власти между священниками, пророками и государственными правителями. И все это связано с Богом. По некой причине Давид, как царь-пророк, знал что он не должен лишать Саула жизни, но это не является правилом для всех подобных случаев. Пророк Елисей помазал Ииуя особенно на то, чтобы тот лишил жизни нечестивых царей Израиля и Иудеи. Он это делал с Божьего благословения. Кроме того, пророки Израиля обличали царей, реально подрывая то, что те собирались делать. Было очень непросто быть пророком в те времена, ведь их убивали, заточали в тюрьмы и бросали в ямы, как Иеремию в его последние годы служения. Они уж точно не укрепляли правление царей, позицию которых оспаривали. Тем не менее, учение о «неприкосновенности Божьих помазанников» утверждает, что пастор или апостол не может быть оспорен. Поэтому, если пастор грешит, лжет, оскорбляет людей или блудит — никто не протестует. Некоторые из этих лидеров могут быть крайне порочны, но люди все же уклоняются от праведных сомнений в этом вопросе.

Неудача модели «неприкосновенности» в понимании здоровой общины

Одним из наиболее проблемных аспектов сего учения есть понимание природы построения Новозаветней общины. Это наше призвание, как лидеров, созидать из людей одну сплоченную общность. Я знаю, что это идет вразрез с современным «церковнианством», где вся суть церкви — лишь религиозное действо. Но центральная идея Новозаветних Писаний — ученическое сообщество завета, строящееся на долгосрочных взаимоотношениях. Если его руководитель падает или вообще покидает общину, она должна пережить это, так как люди уже сплотились ранее. Любой человек может инициировать процесс корректировки любого другого человека, не исключая руководство, как написано в Евангелии от Матфея 18:15 «Если же согрешит брат твой...». Руководитель — первый брат в очереди, покорный слуга и любой может быть причастен к его исправлению. Ценность общины — причина, по которой наши общины Тиккун принимают решения о своем годовом бюджете, утверждают совет старейшин и должны согласовывать все основные решения со старейшинами. Ложное учение делает руководителя владельцем общины, а не людей, и эти люди должны тихонько уходить, покидать общину ради спокойствия неприкосновенного лидера.

Уроки церковной истории

После того как Протестантская Церковь родилась в Реформации, новые модели лидерства развились в протестантских деноминациях. Они знали коррумпированность форм монархического руководства минувших дней в Католической Церкви, и добивались, чтобы в церковном руководстве была введена система баланса и противовесов. Наши общины стремятся извлекать уроки из истории, и вводя эти системы баланса в своем руководстве, и в поместных общинах, и во всей сети общины. В то же время, позволяя настоящим, помазанным лидерам вести и процветать без необоснованных ограничений, как можно видеть в некоторых других формах руководства.

В моем руководстве Союзом Мессианских Еврейских Общин (UMJC) я также искал, и полагаю что успешно, внедрения такой системы сдержек и противовесов. Мы добавили к мудрости церковной истории роли апостолов и пророков (и пять направлений служений) в руководстве наших общин, и оно находится под управлением подотчетных старейшин со сдержками и противовесами. Существует подотчетность общинным и межобщинным лидерам. К сожалению, большинство верующих стремятся просто быть там, где им нравится, и где хорошая программа. Я думаю, что это большая ошибка, и вопрос руководства должен играть существенную роль при выборе общины.

Я знаю, что некоторые представители Новоапостольского движения учат монархической модели диктатора-апостола так, будто это библейская модель. Мне знакомы модели в ультраортодоксальном иудаизме, которые, проводя еврейские параллели данному учению, подчиняют общность главному раввину в династическом стиле, в ультраортодоксальной жизни. В обоих случаях это формирует культ и является ужасной ошибкой. Такой подход разрушил многих, привел к финансовому краху, сексуальному насилию, унижению личности и другим видам вопиющей несправедливости.

Так давайте что-то делать с этим нечестивым учением. Оно укрепляется снизу. Дадим Господу предусмотреть сильных лидеров, на которых можно положиться в их ответственности. Я никогда не вел ни одну духовную организацию, общину, сеть общин и что-либо еще, где я не мог бы быть исправлен, дисциплинирован и даже смещен по причине греха.

Автор — Даниэль Джастер
Перевод — Алекс Фишман
Источник — messiahsmandate.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!