Недавно я был в зале заседаний руководства одного служения. Я оказался там только для того, чтобы увидеться со своим другом, у которого там была встреча. Все стулья были одинаковы и на них не было табличек с именами. Когда один из членов совета этого служения вошёл и увидел, что моя жена сидит на месте руководителя служения (которое, повторюсь, выглядело точно так же, как и все остальные), он затрясся от страха: “Пересядьте скорее, пока [имя руководителя] не пришёл. Он не будет рад увидеть вас, сидящую на его месте.”
Он не хотел быть грубым, но его страх обидеть лидера, хотя он сам был и членом совета (то есть, также занимал важную лидерскую позицию), парализовал его нормальное радостное расположение духа.
Иезавель и евнухи
Иезавель (и небезопасные лидеры в целом) окружила себя евнухами — бесправными мужчинами, служащими ей. Новозаветные лидеры должны окружать себя уполномоченными людьми, призванными на служение Божьим целям для людей общины, а не кастрированными мужчинами. Иезавель, которая правила с помощью страха и запугивания, окружила себя людьми, говорившими то, что она хотела слышать, и исполнявшими её приказы. Новозаветный лидер создаёт тёплую атмосферу любви и окружает себя людьми, которые будут говорить правду.
Я был в общинах (и видел ещё больше других общин), в которых не было служителей, действующих в пятигранном служении (Еф. 4:11 — апостолы, пророки, евангелисты, пастыря и учителя), кроме старшего лидера. Все остальные служители были там только для поддержки лидера. Старейшины имелись только для видимости, не имели реальных полномочий и не собирались бросать вызов старшему лидеру. В результате, проходили годы, и все, у кого был истинный дар лидерства, переходили, разочарованные, на другое поприще. Там не было места для множества даров, как мы видим это в книге Деяний. Те, кто оставался надолго, были либо марионетками, духовными евнухами, либо имели для этого какие-то скрытые мотивы.
Я понимаю, что некоторые служения не ориентированы на то, чтобы делать учеников и поднимать лидеров. Некоторые путешествующие служители служат группам людей через учение и ободрение, и им необходима группа поддержки. Но даже в случае с великим евангелистом Рейнхардом Боннке, когда он состарился, он начал учить молодых евангелистов на ежегодных собраниях и, в конце концов, выбрал своего преемника — Даниэля Коленду. Задолго до того, как уйти на пенсию, Боннке вкладывал в своего преемника, чтобы тот был готов, когда придёт время. И до того, как он выбрал Даниэля своим преемником, он был окружён сильными проповедниками, имеющими пятигранные дары, такими как Питер Ванденберг.
Новозаветное правление
Многим собраниям, когда им нужен новый лидер, приходится искать пастора на стороне. В некоторых деноминациях есть практика вызова регионального управляющего. Выбирают молодого человека, иногда сразу после семинарии, и посылают вести общину. Это очень неестественно и часто неудачно. Царство Божье строится на взаимоотношениях. И в идеале община должна иметь отношения с новым главным пастором задолго до его вступления на эту должность. Но очень часто бывший лидер никогда не определяет и не взращивает своего преемника.
Модель управления, которую мы используем в нашей общине Тиферет Иешуа (Слава Иешуа) основана на 13 главе Деяний, где говорится о командном служении:
“В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.” (Деян. 13:1-3)
Здесь мы видим, что решения принимает не главный лидер единолично, а команда лидеров, имеющих различные дары, которые описаны в 4 главе Послания к Ефесянам:
“И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.” (Еф. 4:11-12)
В нашей команде есть евангелист/учитель (я), два человека с даром пастыря, ещё один евангелист и курирующий нас апостол, который также является, как я это называю, пророческим учителем. Как старший лидер, я очень полагаюсь на помощь нашего апостола в руководстве. Он удержал меня от некоторых глупых ошибок. Я очень благодарен за наших трёх старейшин, двое из которых имеют явно выраженные пасторские дарования. Моти встретит людей и внимательно их выслушает. И он — слуга. Если что-то происходит, Моти уже там, чтобы помочь. У Гила очень хорошо получается помогать сломленным людям восстанавливать их жизнь — как в плане внутреннего исцеления, так и в налаживании системы подотчётности для избавления от старых привычек. И Давид, который ведёт нашу молодёжь, — настоящий евангелист, постоянно занимающийся достижением неверующих.
Никаких «согласий для галочки»
До того, как я стал главным пастырем, я не был одним из старейшин. До этого я преимущественно занимался служением в поездках за пределы Израиля и писал. Но однажды мне предложили взять на себя руководство, я подошёл к каждому из действующих старейшин и сказал им: “Если вы хотите быть старейшиной, у вас должны быть зубы. Я даю вам эти зубы. Мне не нужно ваше согласие для сохранения единства любой ценой, мне нужно ваше истинное мнение и различение.” Моя цель была убедить их в том, что я хочу, чтобы они имели власть, и хочу продолжать строить сильную команду старейшин, как это делал мой предшественник Ари Сорко-Рам. Я не ищу “поддакивающих” и “подхалимов”.
Внесу ясность: несколько раз моя плоть сожалела об этом решении, потому что они приняли моё поручение. За последние три года было несколько случаев, когда мы ссорились по какому-то поводу, и я думал: “Было бы намного проще, если бы они просто позволили мне сделать то, что я хочу.” В такие периоды я вспоминал, как мой друг Стив Эриксон сказал мне:
“Ты можешь построить что-то быстрее, если будешь строить сам.
Но ты построишь больше только в команде.”
К сожалению, многие общины функционируют по слову одного лидера. Часто, он думает, что он — провидец, и ни у кого другого нет такой прямой связи с Богом, как у него. Но он не замечает того, что его “прямая связь” фильтруется его эмоциями, ранами, гордостью, импульсивностью, незрелостью и часто отсутствием практической целесообразности. Вот почему ему нужны истинные мужи Божьи в его окружении, которые бы помогали ему в вопросе различения. Не для того, чтобы постоянно говорить ему “нет”, но чтобы помогать ему фильтровать то, что не от Бога, чтобы увидеть истинно Божье видение.
И в нашем случае это всё было на благо общины. Хотя мне и не всегда позволяли поступать по-моему, я уверен, что в более чем 95% случаев принятые нами решения были правильными. Старейшины должны знать, что это безопасно для них — быть несогласными со старшим лидером, и старшие лидеры должны поощрять это. Если вы читаете это, и вы — старший лидер, вы знаете, что это истина, библейская истина. Но нужна настоящая вера, чтобы поверить в то, что эти другие люди действительно здесь для того, чтобы служение имело успех. Они не для того, чтобы удерживать вас.
Нет никакой другой структуры правления
Вот ложь, которой пытается кормить вас враг: они удерживают тебя. Ты можешь сделать намного больше, если только освободишься от их уз. И у вас может возникнуть соблазн избавиться от них, но в таком случае ваши действия будут противоречить порядку правления общины.
“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.” (Иак. 5:14)
“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.” (Тит. 1:5)
“Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.” (1 Тим. 5:17)
“Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.” (1 Тим. 4:14)
Нет такого понятия, как новозаветное правление без команды старейшин. Мы не видим ни одного одиночки в книге Деяний. Даже Павел подчинился апостолам в Иерусалиме, когда они сказали ему принести жертву для прекращения слухов о том, что он учит евреев отказаться от Закона Моисея.
И ошибки обязательно будут — как я и говорил, 95% наших решений были правильными. Но в некоторых случаях, когда вы приходите к неправильному заключению, последствия незначительны в сравнении с теми благословениями, которые Бог изливает на вашу команду за попытку действовать как команда в заветном единстве. Бог благословляет единство.
“Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Это — как драгоценный елей на голове,
стекающий на бороду, бороду Ааронову,
стекающий на края одежды его;
как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские,
ибо там заповедал Господь благословение
и жизнь на веки.” (Пс. 132)
Даже апостолы были подотчётны
Мой первый куратор Ашер Интрейтер служил не только как старейшина, но и выполнял роль апостола для нашей общины. Когда мы начали этот путь, одна из первых вещей, которые он сказал мне на случай, если мы когда-то зайдём в тупик, или если мне покажется, что он согрешил против меня: “Вот имена двух людей, и ты всегда можешь им на меня пожаловаться.”
Я знаю Ашера с 1985 года, потому у нашей дружбы уже было прочное основание, что является ключевым элементом для успешного командного лидерства. Он был верным наставником с того времени, как я жил с его семьёй в 1987—1988 годах, до самой своей свадьбы. И тем не менее, он ясно дал мне понять, что он как “апостол” подотчётен другим. Он не царь, а слуга. И он был потрясающим примером для меня.
И это не просто слова. Однажды у нас было расхождение во взглядах. Мы пытались разобраться с этим сами, но каждый из нас твёрдо стоял на своей позиции. Он настоятельно попросил меня поделиться этой ситуацией с Дэном Джастером и Эйтаном Шишкофф — людьми, которым он подотчётен. Он служил с ними нераздельно порядка 40 лет. Подобное очень нечасто встречается в Теле Мессии, где независимость часто одерживает победу над единством. Когда эти двое людей поддержали меня, Ашер подчинился без колебаний. В данном случае дело было не в том, кто прав, а кто ошибается. Дело было в том, что была соблюдена правильная процедура, а остальное было в руках Божьих.
Я хочу этим самым сказать, что старейшины/лидеры:
- Должны управлять как одна команда.
- Должны быть подотчётны.
- Должны иметь достаточно полномочий, чтобы не согласиться с мнением старшего лидера (без страха репрессий или отставки).
Восстановление вашей мужественности
Если вам достаются старейшины, с которыми у предыдущего старшего лидера были отношения, подобные отношениям евнухов и Иезавели, ваша задача — восстановить их достоинство. Помните, как умерла Иезавель? Ииуй вошёл в город и воззвал в сторону её балкона:
“Кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.” (4 Цар. 9:32-33)
С биологической точки зрения, эти евнухи никогда не вернут назад своего мужского достоинства, но, говоря духовно, Ииуй восстановил их достоинство, дав им возможность встать против того, кто доминировал над ними и годами держал их в страхе. Я не могу себе представить, какая им была нужна смелость, чтобы сбросить свою госпожу на землю, но когда они сделали это, власть этого духа запугивания над их жизнями была разрушена. Думаю, позже, в отдельной статье, мы поговорим более подробно о том, как преодолеть подобное запугивание.
Модель “старший пастор-царь“ (или царская пара), в которой люди превращают старшего лидера или пару старших лидеров в идолов, — это не библейская модель. Очень часто такие общины вращаются вокруг личности и даров одного старшего лидера — как действует он, так действует и вся община. Если он падает, падают многие. Люди ищут власти, приближаясь к “царской паре”. Люди ведут политические игры, прямом как в Вашингтоне, чтобы получить благосклонность лидера. Это не община. Это шоу, основанное на способностях главного лидера развлекать, управлять и контролировать.
Община строится на принципах Нового Завета — на поклонении, общении, распространении Евангелия и Слове Божьем. В такой общине старейшины должны быть уполномочены. В ней нет места для духовных евнухов. Продвигаясь вперёд, мы делимся способами стать свободными и говорить истину в любви.
Если вы — пастор и используете страх, манипуляции или чувство вины, чтобы контролировать ваш совет старейшин, пришло время измениться. Иешуа взращивал лидеров, Он не манипулировал ими, чтобы они шли по Его пути.
Если ваши старейшины бессильны и во всем соглашаются с вами (что часто может быть продиктовано определенными их расходами и дополнительными льготами), тогда пришло время восстановить их мужественность или найти новых старейшин, которые будут управлять в целостности. Если вы строите своё собственное царство, тогда это будет очень сложно. Если же вы хотите быть соработником Иисуса в Его Царстве, тогда нет ничего проще.
Если вы — лидер или старейшина, оказавшийся в ловушке небиблейской системы, где у вас нет власти для реального управления, тогда вам нужно подумать об уходе. Если ваш лидер раздаёт своё благоволение на основании того, что он с этого поимеет, тогда вы должны противостать этой системе или уйти. Да, для этого необходимо мужество! Но кто же тогда лидер, если не тот, кто стремится вступиться за праведность? Пришло время восстановить ваше мужское достоинство!
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Блестящая и очень злободневная статья! Я лично пережил подобный негативный духовный опыт. Путем размышлений пришел к практически подобным выводам, что и возлюбленный брат Рон. Был в совете церкви, которой пастор руководил, как хотел. Нет, он, конечно, советовался с нами, но только, чтобы получить больше информации. А решения всегда оставались за ним. Я по натуре таков, что не позволил из себя сделать евнуха, хотя пастор и старался это сделать с помощью различных манипуляций, скрытого подкупа и т.д. Но т.к. у меня не было властных полномочий, я ничего не мог изменить. В один прекрасный момент ушел из этой церкви, хотя и по другим причинам. Но анализируя то время, пришел к заключению, что и это внесло свою лепту.