В предыдущей статье мы рассмотрели пять способов того, как тщеславие может влиять на ваше служение. В этой же содержится еще пять предостерегающих признаков, которые необходимо учесть для стяжания мудрости и святости. Пусть Бог использует эти признаки для обличения вашего сердца и улучшения вашего служения.
Итак, тщеславие будет склонять вас:
6. Слишком мало обращать внимание на то, что думают о вас люди.
Если вы думаете, что достигли чего-либо, вы становитесь настолько самоуверенными, что попросту не считаете, что кто-то может оценивать ваши мысли, идеи, действия, слова, планы, цели, подходы или инициативы. Вы больше не полагаете, что нуждаетесь в чьей-то помощи. Вы сами делаете то, что нужно делать коллективно. А если вы будете работать с людьми, вы окружите себя лишь теми, кто достаточно вами восхищается, чтобы вы приняли их в свою группу, и кто вряд ли будет вам перечить. Вы забыли, кто вы, и в чем, по словам Спасителя, вы каждый день нуждаетесь. В таком положении и вы лично, и ваше служение в опасности.
7. Отказываться от осознания и признания своих грехов, слабостей и ошибок.
Почему мы расстраиваемся и злимся, когда кто-то нас критикует? Почему мы включаем внутреннего адвоката и начинаем обороняться? Почему мы стремимся поменяться ролями и напоминаем оппоненту, что мы не единственные грешники здесь? Почему мы не соглашаемся с фактами или оспариваем интерпретацию других людей? Мы делаем все это, потому что убеждены, что мы более праведны, чем другой. Гордые люди не любят кроткого наставления, обличения, критики или подотчетности. И когда они допускают ошибки, у них очень хорошо получается приводить веские причини тому, что они сказали или сделали, в том числе – трудности обстоятельств или отношений.
Склонны ли вы признавать слабости? Готовы ли вы брать ответственность за свои ошибки перед Богом и людьми? Готовы ли вы осознать ваши слабости с кротостью? Помните, если глаза или уши вашего партнера по служению увидели или услышали ваш грех, слабость или ошибку, это никогда не должно приводить к ссорам, прерыванию служения, и никогда не должно рассматриваться как вражеский выпад. Это – на самом деле – благодать. Бог любит вас, и Он поставил вас в сообществе верующих, и Он открывает ваши духовные нужды тем, кто рядом с вами, чтобы они были его инструментом убеждения, осознания греха, спасения и трансформации.
8. Завидовать благословениям других.
Тщеславие – всегда корень зависти. Вы завидуете благословениям других, потому что считаете, что они меньше заслуживают их, чем вы. И поскольку вы видите себя как того, кто заслуживает их больше, вам тяжело не злиться из-за того, что кто-то получает то, что должно принадлежать вам, и практически невозможно не жаждать и не зариться на то, чем они «неправедно» наслаждаются. В своем исполненном зависти тщеславии, вы попросту обвиняете Бога в несправедливости и нечестности. Вы не всегда осознаете, как именно это происходит, но вы начинаете привыкать сомневаться в Божьей мудрости, справедливости и благости. Вы уже не считаете, что Бог был милостив к вам в контексте того, что вы заслуживаете. Это начинает отнимать у вас мотивацию делать то, что правильно, так как вам кажется, что это не имеет смысла. Важно осознавать, что между завистью и огорчением весьма незаметная грань. Вот почему в зависти Асаф взывает в Паслме 73:13: «Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои.» Он говорит, что «я был послушен, и вот что получил?», дальше он пишет: «Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.» Какая поэтическая картина – скот с терзающейся душою!
Я встречал множество огорченных пастырей – людей, убежденных, что они прошли через трудности, которых на самом деле не заслуживали. Я также встречал многих обозленных пасторов, которые завидовали служениям других, которые утратили мотивацию и радость. Я видел и пастырей, которые начали сомневаться в благости Бога. А люди не спешат идти за помощью в час нужды к тем, кто сомневается.
9. Быть более сосредоточенным на своем положении, нежели на повиновении.
Тщеславие всегда заставляет вас быть более сосредоточенным на положении, власти и значимости, нежели на повиновении воле Царя. Мы видим это в жизни учеников Христа. Мы видим, что Иисус не призывает их следовать за Собой, чтобы они реализовывали цели своих маленьких царств, но приглашает их быть инструментами и проводниками Царства лучшего. Но в своей гордыне они этого не поняли. Они слишком были сконцентрированы на вопросе о том, кто же будет большим в Царстве.
Невозможно исполнять призвание посланника и желать власти и положения царя одновременно. Ориентация на положение будет заставлять вас быть больше политиком, когда нужно быть пастором. Она будет приводить к тому, что вы будете требовать, чтобы вам служили, когда нужно служить самому. Она будет заставлять вас требовать от других того, что вы сами делать не желаете. Она будет заставлять вас думать больше о том, как те или иные вещи будут влиять на вас, а не как они будут отражаться на Христе. Она будет склонять вас к принятию решений самовольно, а не нахождению радости в повиновении решениям воли Иного. Тщеславие превращает избранных и призванных быть посланниками в самопровозглашенных царей.
10. Контролировать служение, а не делегировать его.
Когда вы сосредоточены на себе, когда слишком в себе уверены, вы склонны думать, что вы незаменимый человек в среде вашего служения. Вам трудно тогда признавать и ценить Богом дарованные таланты других, и потому – вам будет трудно сделать служение достоянием общины. Когда вы помышляете о себе более, нежели о других, вы всегда будете смотреть на других свысока.
Кротость и открытость всегда будут способствовать тому, чтобы вы ценили и искали таланты и участие других. Пасторы, которые считают себя достигшими, склонны усматривать в делегировании трату времени. В своих сердцах они думают, почему я должен давать другим делать то, что я сам могу сделать лучше? Пасторская гордыня разрушит общее служение и критически необходимое служение Тела Христова.
Личная горесть и сожаление
Для меня важно указать, что я писал эти строки с личной горестью и сожалением. В ужасающем тщеславии я попал во все эти ловушки в тот или иной момент своего служения. Я доминировал, когда должен был слушать. Я контролировал то, что должен был вверять другим. Я занимал оборонительную позицию, когда на самом деле отчаянно нуждался в обличении. Я отказывался от помощи, когда нужно было вопить о ней. Я был слишком поглощен собственными мнениями и слишком уничижителен по отношении к точкам зрения других.
Меня переполняет тоска, когда я вспоминаю многие годы моего служения, но я не впадаю в депрессию. Потому что во всей моей слабости Бог ошеломляющей благодати снова и снова спасал и восстанавливал меня. Он все с большей силой избавлял меня от меня самого (что продолжается и сейчас). И когда я разрывался между собственным царством и царством Бога, Он чудесным образом использовал меня в жизнях многих людей. В любви Он сокрушал и растворял мою славу, чтобы Его слава стала моей роскошью. Он ниспроверг мое царство, чтобы Его Царство стало моей радостью. И он растоптал мою корону, чтобы я смог быть Его посланником, а не стремился быть царем.
В такой неудержимой милости есть надежда для каждого. Ваш Господь заинтересован не только лишь в успехе вашего служения, Он также действует, чтобы лишить вас трона. И только тогда, когда Его трон станет более важным, нежели ваш, вы найдете радость в исполнении нелегкого и почетного задания служения Благой Вести. Его милость не исчерпается, пока наши сердца не будут полностью увлечены Его славой. И это хорошая новость!
Автор — Пол Дэвид Трипп / thegospelcoalition.org
Перевод — Иван Невмержицкий для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!