В городе Умань Черкасской области после долгих споров, препирательств и проволочек всё-таки установили и в торжественной обстановке открыли памятник Ивану Гонте и Максиму Зализняку (Железняку) – предводителям народного крестьянского восстания «Колиивщина» 1768 года.
Торжественное открытие памятника Гонте и Зализняку было приурочено ко второй годовщине начала киевского Майдана. На церемонии присутствовали те, кто давно добивался увековечивания памяти предводителей погромщиков-антисемитов – представители украинских националистических партий: «Свободы» и запрещенного в РФ «Правого сектора».
«Колиивщина», начавшаяся как национально-освободительное движение против Польши и впоследствии жестоко подавленная при участии войск Российской империи, сопровождалось ужасающими зверствами по отношению к мирному населению. Главными жертвами «буянов», предводительствуемых Гонтой и Зализняком, стали евреи, было много погибших также среди поляков и украинских униатов.
Самым страшным эпизодом «Колиивщины» стала знаменитая Уманская резня, во время которой погибли до 30 тысяч евреев.
Через сорок два года после этой трагедии в Умани рядом с жертвами погрома был похоронен знаменитый рабби Нахман из Бреслава, основатель браславского хасидизма, имеющего сотни тысяч последователей в Израиле и Соединенных Штатах. Рабби Нахман сам завещал похоронить себя в Умани, написав: «Души умерших там за веру ждут меня».
В связи с тем, что в Умани находится могила рабби Нахмана, в постсоветское время этот город стал местом паломничества десятков тысяч браславских хасидов, которые едут поклониться со всего света могиле своего кумира, оставляя в этом украинском городе сотни тысяч долларов.
«Умань для браславских хасидов — место ежегодного паломничества, десятки тысяч евреев собираются здесь на традиционные праздники. Собственно, они и содержат этот город. И монумент двум погромщикам, получается, возведен на их деньги», — прокомментировал появление позорного памятника президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
«Это не просто кощунство, это дикость. История знала благородных бунтарей, но это не головорезы Гонта и Железняк, помещенные в украинский националистический пантеон фантазией поэта Тараса Шевченко. Погромщики не могут быть символами свободы и независимости. Свобода и независимость — это знания и культура», — пишет Каннер, предупреждая, что заигрывание с антисемитизмом может для Украины плохо кончиться.
«С прославления тех, чьи руки по локоть в крови, начинается фашизм и самоуничтожение, — напоминает о судьбе нацизма в Германии глава Российского еврейского конгресса. — Я не желаю такой участи Украине, я там родился».
«Тут, было дело, промелькнула патриотичная украинская новость, что новогодние паломники на могилу рабби Нахмана в Умани передали средства в фонд АТО. Правильно сделали, потому что в АТО активно участвовало несколько батальонов, которые уже тогда чтили память героев, которых сейчас в Умани почтили памятником», — напоминает вклад хасидов в дело обеспечения воюющих в Донбассе частей ВСУ глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин.
Не без горькой иронии Горин напоминает, что если бы не зверства удостоенных памятника Гонты и Зализняка, рабби Нахман не завещал бы похоронить себя в Умани, чтобы покоиться рядом со святыми мучениками, растерзанными в 1768 году, сообщает ФАН.
«Колиивщина», наименование этой резни, до сих пор осталось в истории наряду с хмельничиной (памятники Хмельницкому украшают города России и Украины давно), погромами Гражданской войны (улицы Петлюры тоже есть) и Шоа /Холокостом/», — напоминает Горин.
Что касается упомянутых Борухом Гориным «подвигов» Хмельницкого, которые имели место в 1648 году, то тут людей с крепкими нервами также отсылаем к источникам, например к знаменитой энциклопедии «Еврейский мир» раввина Телушкина. Несмотря на то, что памятник Хмельницкому с 1988 года украшает киевскую Софийскую площадь, его именем названы улицы, площади и один из высших советских орденов, известно, что на его совести около ста тысяч убитых евреев. В еврейский исторической традиции Хмельницкий ставится на одну доску с Гитлером.
«Трудно и поверить, что Богдан Хмельницкий до сих пор считается на Украине великим национальным героем, — пишет Телушкин. — Когда я в 1973 году посетил Советский Союз, мой интуристовский гид объяснила, что одна из центральных улиц Москвы (кстати, в двух шагах от хоральной синагоги) названа именем Хмельницкого, потому что «он был великий воин и герой». Она очень удивилась тому, что я рассказал о Хмельницком».
А относительно памятника Гонте и Зализняку глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин заканчивает свою заметку так:
«Так что уманские паломники попали в точку. А то, что в Киеве сняли памятные таблички Пастернака и Горовца – при этом раскладе даже хорошо».
Дело в том, что буквально несколько дней назад в Киеве действительно загадочно исчезли мемориальные доски, установленные в честь великого поэта Бориса Пастернака и великого музыканта Владимира Горовца.
На это обратила внимание Ассоциация еврейских общин Украины («Ваад»). Как отмечается на сайте организации, когда летом в Киеве была создана комиссия, которая на основании закона об «осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов» должна была решить, какие мемориальные доски в городе пора снести, ни Пастернак, ни Горовец в «расстрельные» списки не попали.
Кто их демонтировал – неизвестно. Как отметили в Ассоциации, «не всегда окружающие, включая, к сожалению, милицию, могут отличить «законные действия» от провокации, варварства и вандализма». Слово «антисемитизм» применительно к этой странной истории почему-то не прозвучало.
Мемориальная доска Пастернаку была установлена в 2008 году одном из домов по улице Чапаева, в котором поэт иногда гостил. Мемориальная доска уроженцу Киева великому пианисту Владимиру Горовцу была установлена на Московской улице, на доме, где родился музыкант.
Последнее: 26.07. Спасибо!