И ЕЩЕ РАЗ О НАБОЛЕВШЕМ
(антисемитизм и Украина)
История Украины богата яркими страницами, на которых писались положенные в основу современной государственности традиции национального самосознания. При этом украинцы осознают себя как христианская нация, в среде которой свободно живут представители других народов и вероисповеданий. Именно таким образом украинцы в подавляющем большинстве хотят видеть себя сами и представлять себя мировому сообществу.
Одним из народов, живущих на территории Украины с незапамятных времен, являются евреи. Однако при более тщательном рассмотрении истории взаимоотношений украинцев и евреев обнаруживается, что здесь далеко не все благополучно. Возьмем выборочно несколько эпизодов из истории украинцев, когда они уже осознавали себя как нацию. Ярким примером выражения украинского национального самосознания, вошедшим во все школьные учебники и лежащим в основе духовного и культурного воспитания, является национально-освободительная война в Украине под предводительством Богдана Хмельницкого в середине XVII века. Эта война касалась практически всех основных аспектов жизни украинского общества: национальной, религиозной и сословной. Борьба велась на национальной почве между поляками и украинцами, на религиозной почве между католичеством и православием, на сословной почве между панами и крестьянством (казачество как особое военное сословие составляло меньшинство украинского населения). Причем воюющие стороны четко разбились на два лагеря, каждый из которых объединял все три аспекта противоборства: один лагерь представлял поляков-католиков-панов, а другой – соответственно украинцев-православных-крестьян. Однако во всем этом водоразделе между противоборствующими сторонами самая незавидная судьба оказалась у евреев, которые ни по каким признакам ни к какому лагерю не принадлежали: ни по национальному, поскольку это были евреи, ни по религиозному, поскольку они – иудеи по вероисповеданию, ни по сословному, поскольку евреи в подавляющем большинстве были мещанами. Лишь очень незначительная часть евреев была арендаторами поместий и занимала промежуточное место между панами и крестьянством. И опять же, незначительная часть евреев проживала в селах, и только часть от этой части содержала пресловутые шинки. И тем не менее общеизвестным является факт, что в результате военных действий между Украиной и Польшей периода 1648—1656 гг. в Левобережной Украине, которая после воссоединения в 1654 г. Украины с Россией отошла к Русскому Царству, еврейские общины исчезли полностью, а в правобережной Украине, оставшейся в польском владении, уцелела только одна десятая часть еврейского населения. Тогда в еврейской литературной традиции появились параллели украинской резни с еврейскими погромами в Западной Европе времен Первого крестового похода 1096—1099 гг.
Массовая резня евреев разыгралась во времена восстания украинцев 1768 г., получившего в украинской историографии название гайдамаччины. Коренной причиной восстания был бунт украинского крестьянства против польского панства. Ситуация усугублялась противостоянием католического и православного духовенства, а также интересами России в находившейся под польским правлением Правобережной Украине. Россия, ведомая своими интересами, требовала предоставить православному населению Польши, т.е. украинцам, равноправия, в то время как католическое духовенство всеми силами боролось против такого равноправия. Православное же духовенство, в свою очередь, подстрекало украинцев к бунту. Как уже нетрудно догадаться, в этом противостоянии между польскими панами и украинским крестьянством, между католическими и православными священниками, крайними оказались опять евреи, которые не принадлежали ни к панам, ни к крестьянам, ни к католикам, ни к православным.
Гайдамаччину возглавил запорожский казак Железняк. Восставшие громили помещичьи усадьбы и еврейские местечки-«штетлы». Известна своей безжалостностью резня поляков и евреев в Умани, устроенная 18 июня 1768 г. гайдамаками и примкнувшей к ней казацкой командой сотника Гонты. В результате «уманской резни» было зверски убито около 20 тыс. поляков и евреев. Кровь лилась и во многих других местах. Чтобы подавить восстание, были брошены регулярные польские и российские войска. При этом гайдамаччина вошла в историю Украины как «славная» страница борьбы украинского народа против угнетателей, а Железняк и Гонта стали национальными героями.
В апреле-июле 1881 г. по югу и юго-западу Российской империи, т.е. в Украине, прокатилась волна еврейских погромов. Погромы начались в г. Елисаветграде Херсонской губернии в ночь с 15 на 16 апреля 1881 г. во время православной Пасхи. В считанные дни погромы распространились на соседние города, села и местечки, а затем и на другие губернии черты оседлости (Одесскую, Киевскую, Подольскую, Екатеринославскую, Черниговскую, Таврическую, Волынскую, Полтавскую). С 1881 по 1883 гг. волна погромов захватила более 150 городов и местечек. Погромщики, преимущественно мещане, крестьяне, деклассированные элементы, в редких случаях – рабочие и солдаты нестроевой службы, грабили и уничтожали имущество евреев, разрушали еврейские дома и магазины. В Елисаветграде, Киеве, Балте, Конотопе и других местах погромы сопровождались изнасилованиями и убийствами.
Местные власти в большинстве случаев оказались не в состоянии ни предотвратить погромы, ни остановить их. Боле того, в некоторых случаях они демонстрировали сочувствие погромщикам. Реакцией правительства на погромы стало утверждение императором Александром III 3 мая 1882 г. «Временных правил», согласно которым евреям было запрещено селиться в сельской местности, приостанавливалось засвидетельствование купчих крепостей, залогов, арендных договоров и доверенностей на управление недвижимостью, запрещалась торговля в воскресные дни и христианские праздники. Начался процесс постепенного ограничения прав евреев на получение образования, стали вводиться запреты на профессиональную деятельность.
Своеобразной оказалась реакция на погромы сторонников демократических движений. «Народная воля», рассчитывая разжечь из «искры» «антиеврейских беспорядков» «пламя» революции, приветствовала погромы. Исполнительный комитет «Народной воли» выпустил 30 августа 1881 г. прокламацию «К украинскому народу» – образец погромной агитации.
Особой жестокостью и цинизмом отличились еврейские погромы периода гражданской войны 1918—1921 гг., которые охватили практически всю территорию Украины. Здесь в погромах сочли своим долгом принять участие все воюющие стороны, в том числе и деникинцы, и петлюровцы, и многочисленные банды, и Красная армия. Погромы отличались особой жестокостью ввиду отсутствия каких-либо морально-нравственных ограничений, которые хоть какие-то были раньше и связывались с христианством, и ввиду полной безнаказанности. Если и использовались какие-либо доводы в оправдание погромов, то все они, естественно, строились на революционных и контрреволюционных лозунгах. Еврейское население грабили, насиловали и убивали просто в силу слепой ненависти и из-за наживы. При этом те или иные власти либо ничего не могли сделать, чтобы предотвратить и остановить погромы, либо наоборот, поощряли погромы, рассматривая их как одну из необходимых мер в борьбе с «идеологическим врагом». Так, например, когда одна из делегаций общественных организаций обратилась к Петлюре с просьбой приостановить резню еврейского населения, тот ответил лаконично, но вполне выразительно: «Не ссорьте меня с моей армией!». Отметилась в погромах и Красная армия, несмотря на официальное осуждение большевиками антисемитизма. Например, весной 1919 г. в еврейских погромах в Украине принимали участие легендарные Богунский и Таращанский полки, возглавляемые полевыми командирами Щорсом и Боженком. В течение 1920 г. не утихали погромы, устраиваемые казаками Первой конной армии Буденного. И этот кровавый перечень можно продолжать еще долгое время.
Приведенный выше краткий обзор только некоторых эпизодов в истории Украины показывает, что антисемитизм был их обязательной частью. Антисемитизм сопровождал всю историю Украины и стал ее неотъемлемой составляющей, начиная со времен осознания украинцев себя как нации и их попыток добиться национальной независимости во времена восстания под предводительством Богдана Хмельницкого. Украинская нация, тем самым, с ранних этапов национального самоопределения впитывала в себя яд антисемитизма. В настоящее время сторонники практически всех национальных, политических и социальных взглядов так или иначе вместе с этими взглядами принимают и присутствующий в них антисемитизм. Антисемитизм стал фактически частью коллективного сознания украинцев. А поскольку украинская нация всегда самоотождествлялась с христианством, то антисемитизм, явным или неявным образом, пропитал и эту область. К большому сожалению, нет достаточных оснований утверждать, что от антисемитизма полностью свободны украинские церкви, причем независимо от их деноминационной принадлежности. Антисемитизм как часть коллективного сознания нации, если с ним не бороться, становится частью коллективного сознания групп людей, объединенных тем или иным интересом или потребностью, в том числе и религиозной. Попытки умолчать и закрыть глаза, как будто антисемитизма нет, а прошлое ворошить не надо, ни к чему не приведут.
Антисемитизм – это грех, который влечет проклятия. Бог определил антисемитизм как грех, который влечет проклятия от Бога! И Бог через Библию предупреждает об этом, обращаясь к Аврааму – первому еврею: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт.12:3). Сам Бог обещает проклясть тех, кто восстает против Авраама и его потомков. А те, кто хоть немного имеют страх Божий, прекрасно знают предупреждение Библии: «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр.10:31). Поэтому от антисемитизма необходимо избавляться, и самым решительным образом. И здесь недостаточно закрывать глаза на явный и скрытый антисемитизм прошлого, как будто этого прошлого не было. Недостаточно ничего плохого не говорить о евреях в настоящем, а тем более отгораживаться от них, как будто их нет. Необходимо покаяние в антисемитизме, и личное, и коллективное, в том числе и на национальном уровне. Украина, столь богатая на антисемитское прошлое и в которой антисемитские эксцессы происходят и в настоящем, особо нуждается в признании этого греха и в покаянии в нем. И христианские церкви здесь не составляют исключение. Но вслед за покаянием должны последовать и его плоды. И самое простое, с чего можно начать, – это молиться за евреев и благословлять их. Потому что так сказал Бог в Библии Аврааму, а в его лице и его потомкам: «Я благословлю благословляющих тебя».
С уважением, И. Русняк
Последнее: 26.07. Спасибо!
Помню как-то я прочитала одну книгу под названием «Хроники...», описывающую реальность событий времени Б.Хмельцкого, и ужаснулась от того, какие зверства творили козаки!! А многие об этом даже и не знают, а те, кто знают-умалчивают!! Приходит время снимать пелену молчания, чтобы вместо проклятия пришло благословение на землю Украины!!!
Антисемитизма не там, где нет евреев. Значит, если евреи еще есть здесь, то есть и антисемитизм. Это как аллергия — есть раздражитель, есть реакция, не всегда просто адекватная.
Позволю себя не согласиться с вами Дмитрий! Есть страны, где нет евреев, но есть антисемитизм, вернее там были евреи и уже нет, а антисемитизм остался. И вообще антисемитизм духовное явление.
За 20 лет независимости Украины, после исхода евреев из страны, украинцы добились выдающихся успехов в экономике своего государства и успешно превратили Украину в слаборазвитую республику. (см. Википедия-Список стран по ВВП (ППС) на душу населения
ВВП украины за 2008г 7800 долл на душу населения
ВВП Израиля за 2008г 28900 долл на душу населения
Причем, в Израиле практически нет полезных ископаемых, кроме мозгов и трудолюбия и он окружен врагами и постоянно вынужден воевать. Кстати, везде в кране круглосуточно есть вода-холодная и горячая-настолько много, что её никак не могут выпить жиды.
Это историческая расплата украинской нации за антисемитизм
А почему же тогда в Одессу массово возвращаются наши люди из Израиля?Это же в 2 сантиметрах от вашего сообщения написано.
У Бога нет коллективной ответственности. Не все украинцы — антисемиты. Не все евреи — несчастные жертвы. Нельзя делать такие обобщения. Богдан Хмельницкий ответит за свои преступления, а Землячка, Бела Кун, Троцкий и Каганович — за свои. Давайте и этого не замалчивать.
Хороший тезис Марина, но вот в чем проблема не совсем соответствует истории и Писанию.
Судьба еврея и плохого и хорошего связанна с судьбой народа. Или вы думаете в Германии и Польше, уничтожали только плохих евреев?
Библия говорит довольно ясно о судьбе народа. Читая к примеру знаменитую 28 главу Второзакония, многие читают
Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
Ну и люди применяют это все к личности… но там же написано «ТЕБЯ» что неясно, к личности конечно …
9 стих может правда все испортить
Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;
«Тебя» это речь идет про народ, а не про личность. Евреи в течении истории хорошо поняли, что оказывается судьба личности неразрывно связана с судьбой народа. В нас Всевышний воспитал народное самосознание, и привил нам, понятие самоидентификации, для евреев это весьма интересные вопросы… Когда появлялись в истории моменты связанные с идеями ассимиляции как правило плохо заканчивались они для нас.
Читая Танах можно достаточно легко увидать когда все общество будет отвечать за поступки одного человека.
Когда человек грешил, а общество молчало и не останавливало его.
Так что есть коллективная ответственность.
1Пет.2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
Вот у христиан из язычников, иногда все же отсутствует народное самосознание, ну и понятно «некогда не народ», но нужно понимать что если мы верующие то мы разделим судьбу Его народа. И когда нас начнут гнать то будут гнать всех, а не только тех кто грешил.
Так что простите Марина вынужден с вами не согласиться.
понятно, что я согласен с тем, что не все украинцы антисемиты :)
Дмитрий, вы не поняли о чем идет речь. Я говорю о личной ответственности перед Богом, когда делавшие добро изыдут в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Иоан. 5:29). Я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что зло будет наказано.
Что касается истории, то она часто превращается в искусство манипуляции фактами.
Во избежание недоразумения, отвечу на ваш вопрос о фашистской Германии: нет, я не думаю, что фашисты уничтожали только плохих евреев. Даже если среди погибших и был какой-то процент плохих людей, никто не имел права лишать их жизни, унижать и мучить. Я считаю фашизм, а так же национальный и религиозный шовинизм идеологией человеконенавистничества, за которой стоит самый главный человеконенавистник — дьявол.
Более того, я думаю, что уничтожение людей любой национальности, будь они евреи, цыгане, армяне или украинцы, — это злодеяние за которым последует справедливое воздаяние от Бога.
В каждом народе есть свои герои, честные люди, фанатики, мерзавцы, палачи. Если вы думаете, что кровавые преступники типа Розалии Землячки будут освобождены от ответственности перед Богом по причине своего еврейства — вы сильно ошибаетесь. А если вы думаете, что кровь русских, украинцев и прочих «язычников» ничего не стоит, что им не страшно и не больно, когда их «выводят в расход», что все они подлые антисемиты и погромщики, — просто покайтесь перед Господом, потому что это неправда. ( Все-таки надеюсь, что вы так не думаете!)
Пожалуйста, обоснуйте Священным Писанием свое мнение о том, что христианину нужно национальное самосознание. Мне будет интересно. Со своей стороны хочу обратить ваше внимание на одну евангельскую истину: во Христе нет ни Еллина, ни Иудея. Более того, Господь учил прощать, и Сам простил тех, кто Его распинали. Поступайте так, как Он.
P.S. Дмитрий, извините, не видела последнего предложения со смайликом. Рада за вас.
Да конечно Марина прощаю.
Марина, что сказать мне понравился ваш пост :)
«Пожалуйста, обоснуйте Священным Писанием свое мнение о том, что христианину нужно национальное самосознание. Мне будет интересно.»
Ну могу сказать что я не всегда отвечаю на все интересующие людей вопросы :)
Но на ваш кратко попробую ответить :)
Еф.2:11-14
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
Это в принципе не сложно увидать, если просто посмотреть в Писание.
Вы были отчуждены, от общества, а теперь стали близки к обществу и вы не поверите обществу Израильскому ….
Ну это если буквально понимать то что написано в тексте.
Но при том что вы стали близки к этому обществу, вы не хотите отождествить себя с этим обществом :)
Вам не нужно национальное самосознание вам нужно отождествление себя с обществом Израильским.
Тут все к сожалению в тексте не так просто…. Нужно понимать о ком же здесь идет речь, что раньше до эры Нового Завета, были евреи и остальные народы…
Но с наступлением Нового Завета, все стало несколько сложней, появились евреи которые приняли Машиаха и евреи которые Его не приняли, аналогично и с язычниками прошли изменения.
И Читая это место Писания нужно это учитывать.
«Со своей стороны хочу обратить ваше внимание на одну евангельскую истину: во Христе нет ни Еллина, ни Иудея.» — спасибо Марина, но я решил не ограничится вашим представлением этой евангельской истины :)
А заглянуть в Библию и что же я там прочитал….
Гал.3:2828 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Итак как то вы упустили из вашей евангельской истины, рабов и свободных… ну и понятно мужчин и женщин.
Интересно Марина, вы уже как ангел на небе, не имеете пола?
Ну и решил почитать некоторые другие места Нового Завета, кстати которые писал Павел.
Рим.3:1,2
1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
Следуя вашему пониманию, Евангельской истины, Павел должен был написать никакого преимущества нет, а написал «во всех отношениях». Может Павел не понял Евангельской истины которую он написал сам Галатам?
Но можно сказать, что у него было понимание отличное от вашего понимания Марина.
Ну наверное стоит сказать и о рабах
Флм.1:15,16
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
Павел возвращает беглого раба, его владельцу. Как это не странно, хотя мог бы просто написать Филимону Евангельскую истину «нет раба, ни свободного».
Думаю что уже не в рамках нашего общения а отдельно стоит разобрать место из Нового Завета которое столь часто цитируют при чем не полностью :).
Ну первый раз я встретился с таким утверждением как ваше Марина… вырванный из контекста текст, в своем понимании выдавать за Евангельскую истину…
Или я опять вас не правильно понял :)
Марина права, молодец, приятно видеть думающих людей
Дык казаки и есть евреи, колено Шимона, у вас тама на каждом углу буква Шин висит, а вам всё трезубы мерещутся. А гайдамачили из-за злой доли, забирали землю у козацких сирот, вот и получили по полной, колено Шимона оно жестокое, обид не прощает.