Для российского еврейства его история в ХХ веке прежде всего началась с кровавого погрома в Кишиневе в 1903 году. Этот погром спровоцировали подстрекательские статьи журналиста Павла (Паволокия) Крушевана. Конечно, кроме статей в черносотенной прессе были и другие факторы, которые вывели погромщиков на улицы с целью убивать евреев. Но то, что статьи Крушевана сыграли свою преступную роль — в этом никто не сомневается.
Антисемитская пропаганда широко велась в России потому, что в ней были заинтересованы власти, которые считали, что эта пропаганда отвлекает массы от революционной борьбы, от борьбы с самодержавием.
Кишиневский погром произошел в дни православной пасхи 6-7 апреля 1903 года и вызвал шок во всем мире, хотя к погромам в России уже привыкли. Зверства погромщиков в Кишиневе поразили всех. За два дня было убито 49 и ранено 586 человек. Некоторые еврейские женщины были изнасилованы, разгромлено более 1500 еврейских домов и лавок. Тысячи людей остались без крова.
Слово «Кишинев» быстро стало нарицательным. В своем выступлении на 6-м Сионистском конгрессе в Базеле в августе того же года Теодор Герцль сказал, что имеются и другие кишиневы и не только в России. «Кишинев» всюду, где евреи страдают физически и морально, где их оскорбляют только потому, что они евреи.
Нарицательное значение приобрело и другое слово — «крушеван». Этим словом стали называть черносотенных журналистов, которые разжигали антисемитизм и ксенофобию так, как это делал Павел Крушеван.
* * *
Павел Александрович Крушеван родился в январе 1860 года в селе Гиндешты Сорокского уезда Бессарабской губернии в молдавской семье мелкопоместных дворян. Учился в Кишиневской гимназии, которую не окончил. На этом его образование завершилось. Работал чиновником городской думы в Кишиневе, служил в акцизном управлении в Минске. Затем занялся журналистикой. Молдаванин по национальности, он изображал из себя большого русского патриота. Активно участвовал в деятельности черносотенного Союза русского народа. Его статьи проповедовали в печати крайне националистические взгляды. В полемике прибегал к клевете, провокациям. Именно публикации Крушевана, по сути, и спровоцировали погром. В Кишиневе на русском языке выходила единственная газета «Бессарабец». Ее издателем и редактором был Павел Крушеван.
...За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез 14-летний подросток Михаил Рыбаченко. Спустя несколько дней он был найден убитым и газета «Бессарабец» стала немедленно комментировать это преступление как ритуальное. В газете стали печататься статьи Крушевана — одна страшнее другой. В них он описывал, каким страшным зверствам был подвергнут мальчик в подвале одного из еврейских домов Дубоссар. Возникло дело об убийстве евреями христианина с целью использования его крови для ритуальных целей. Черносотенная пресса немедленно разнесла эту сенсацию по всей стране. Но вот следствие установило истинные причины смерти мальчика. Его убили родственники — дядя и двоюродный брат — из-за неразделенного наследства. Однако подлинные убийцы антисемитам не интересны. И они стремятся правду о них утаить.
Министр внутренних дел Плеве был единомышленником Крушевана и всячески его поддерживал. Сергей Витте писал о Плеве, что он лично ничего против евреев не имел, но взгляды юдофобов разделял Николай Второй и министр всячески старался угодить царю. Плеве подписал циркуляр МВД, запрещавший что-либо публиковать в печати о смерти Николая Рыбаченко и о его родственниках, которые оказались убийцами.
Газета «Бессарабец» всячески муссировала ритуальную версию убийства и старательно перепечатывала ходившие слухи в поддержку этой версии, которую сама и распространяла. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на веках и следами веревок на руках. Газета сообщала, что якобы один из евреев-убийц уже пойман и рассказал о деталях преступления. Статьи в газете вызвали волнения среди необразованных жителей Кишинева и усилили существовавшие предрассудки. К тому же статьи в газете всячески намекали: то, что произошло в Дубоссарах, может повториться и в Кишиневе. Тем временем, в городе прошел слух, что царь издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трех дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали добропорядочных христиан к действиям против евреев во имя царя. Листовки эти появились не без участия Крушевана. Особенно активно они распространялись в питейных заведениях Кишинева. В листовках евреи обвинялись в том, что они пьют христианскую кровь и подстрекают население против «нашего батюшки царя. Присоединяйтесь к нам, нападайте на грязных жидов. Нас уже очень много».
Встревоженная нагнетанием антисемитизма и погромной агитацией еврейская община направила делегацию к губернатору и к кишиневскому митрополиту Иакову. Однако ни губернатор, ни митрополит ничего не сделали для предотвращения погрома.
«Газета — коллективный пропагандист и организатор» — писал когда-то Ленин. Владимир Ильич имел в виду большевистскую «Искру». Не знаем как насчет «Искры», но то что эти слова можно полностью отнести к газете Крушевана, не вызывает сомнений. Действительно «Бессарабец» был не только пропагандистом погрома, но и его организатором. В этом не сомневались тогда, нет сомнений и теперь.
* * *
Павел Крушеван был не только хорошо известен царю Николаю Второму, но и пользовался его покровительством. «Хозяин Земли Русской» как себя именовал Николай, несколько раз удостаивал кишиневского погромщика личной аудиенции. Подчеркивал, как высоко ценит патриотизм Крушевана и патриотическую позицию издаваемых им газет «Бессарабец» и «Знамя» («Знамя» Крушеван издавал в тогдашней столице России — в Петербурге). Следует отметить, что обе газеты издавались при поддержке государственной казны. Наместник государя на Дальнем Востоке генерал Куропаткин проездом находился в Петербурге. Он записал в своем дневнике:
«Как и император, Плеве сказал мне, что следовало дать жидам урок, потому что они слишком много себе позволяют и находятся во главе революционного движения» (См. Лев Поляков «История антисемитизма», Москва-Иерусалим, «Гешарим», 1998—5758).
* * *
Пока в кругах еврейской общественности после кишиневского погрома обсуждался вопрос о необходимости организации самообороны, был совершен акт индивидуальной мести, взволновавший все общество.
«Его героем, — пишет израильский историк Ицхак Маор, — был Пинхас Дашевский. Его поступок был воспринят еврейской молодежью, преданной своему народу и болеющей за его честь и достоинство, как выражение национальной мести сеятелям ненависти к евреям и виновником пролития еврейской крови» (Ицках Маор «Сионистское движение в России», Библиотека Алия, 1977).
Пинхас Дашевский родился в семье ассимилированного врача. Учился в Киевском политехническом институте. Трагические события в Кишиневе потрясли его. Он отправляется в Петербург с целью уничтожить подстрекателя резни Павла Крушевана. 4 июня 1903 года на Невском проспекте Дашевский наносит ему ножевое ранение. Из протокола допроса проведенного в тот же день следователем прокуратуры Санкт-Петербурга видно, что Пинхас Дашевский не скрывал своих намерений отомстить редактору газет «Знамя» и «Бессарабец». «Признаю самый факт с заранее задуманным намерением лишить его жизни. Начиная с дубоссарского дела, я знал об антисемитском направлении этих газет, я считал, что редактор этих газет направлял общество против евреев. По моему мнению, кишиневские несчастья и беспорядки были вызваны, главным образом, влиянием этих газет и деятельностью их редактора. И я решил лишить жизни Крушевана, как одного из главных виновников всех этих бедствий».
Крушеван был ранен в результате покушения, а Дашевский осужден к пяти годам тюремного заключения. Этот акт праведной мести вызвал широкий резонанс не только в России, но и далеко за ее пределами.
* * *
Александр Солженицын в своей книге «Двести лет вместе» (М., «Проза и К», 2009) многие страницы посвятил трагическим событиям в Кишиневе в 1903 году. Он пишет:
«Недели за две до Пасхи в Кишиневе стали циркулировать слухи об имеющем быть на предстоящих праздниках избиении евреев. Тут поджигающую роль сыграла газета „Бессарабец“ (редактор Крушеван), печатавшая из дня в день резкие статьи антиеврейского направления, не проходившие бесследно среди приказчиков, мелких писцов и т.п. малокультурного люда».
Александр Исаевич признает, что готовился погром и особую роль в этом сыграл Крушеван со своей газетой «Бессарабец», он даже готов признать, что в сложившейся ситуации кишиневская полиция бездействовала. А дальше он пишет, что евреи всегда обвиняли в погромах власть, администрацию. И Солженицын всячески старается защитить власть. Особенно рьяно он защищает тогдашнего министра внутренних дел Плеве. Власть не виновата, народ тоже. Так кто виноват? По Солженицыну, виноваты... евреи. Они чересчур оборонялись и накалили страсти. Вот что мы читаем в книге «Двести лет вместе», часть первая, стр. 323-324:
«С утра на Новом базаре собралось свыше 100 евреев, вооруженных для самозащиты дрючками, кольями и некоторые даже ружьями, из которых по временам стреляли. У христиан огнестрельного оружия не было... Некоторые евреи имели при себе бутылки с серной кислотой, коей они плескали в проходящих христиан (аптеками традиционно владели евреи). Евреи, опасаясь за свою жизнь и имущество, окончательно растерялись и обезумели от страха... Часть евреев, вооружась револьверами, прибегла к самозащите и начала стрелять в громил из-за угла, из-за заборов, с балкона бесцельно и неумело, так что выстрелы эти не принесли евреям ни малейшей помощи. Толпа громил озверела и всюду, где раздавались выстрелы, она немедленно врывалась и разносила все в дребезги, чиня насилие над попадавшимися там евреями».
В общем, по Солженицыну, евреи были вооружены и в итоге это привело к погрому.
Организаторы погрома пытались создать впечатление, будто нападавшей стороной были именно евреи, а христиане лишь оборонялись. Самую активную роль в этих измышлениях сыграла антисемитская печать. И эти измышления, по сути, повторяет в своей книге «Двести лет вместе» Солженицын. Далее Александр Исаевич обвиняет евреев в том, что они преувеличили то, что произошло в Кишиневе. И все эти «подробности разнеслись по миру и стали в общественном мнении фактом — на весь ХХ век, а может быть и на ХХI-й — так и стынут над именем России». Дальше он указывает, что поднялась всемирная атака на царское правительство. Александр Исаевич прямо пишет, что евреи раздули и преувеличили значение кровавых событий в Кишиневе. Эти события оказались в центре внимания европейской и американской прессы. Особенно якобы разжигал страсти в своих газетах магнат желтой прессы Херст. Он подчеркивал:
«Мы обвиняем русское правительство в ответственности за кишиневскую резню. Мы заявляем, что оно по самые уши погрязло в вине за истребление людей».
Солженицын защищает царское правительство и особенно Николая Второго. Однако, как мы уже отмечали выше, сам признал гнусную поджигательскую роль в кишиневском погроме Крушевана и его газеты «Бессарабец». А ведь хорошо известно, что Крушеван пользовался поддержкой царя. Известно о письме Николая Павлу Крушевану, в котором монарх отпускает комплименты черносотенному журналисту по поводу прекрасных патриотических публикаций. Как я уже писал выше, удостоен был Крушеван и личной аудиенции у царя. Воистину это был не рядовой громила, а погромщик Его Величества.
Павел Крушеван стал также первым публикатором в России гнусной фальшивки «Протоколов сионских мудрецов». Редактору газеты «Бессарабец», спровоцировавшей погром в Кишиневе, масштабы этого, тогда провинциального города были явно малы. Он рвался на всероссийский простор. Публикация «Протоколов сионских мудрецов» началась 10 сентября 1903 года в петербургской газете «Знамя», издателем и редактором которой также был Крушеван. Публикация выходила под заголовком «Программа завоевания мира евреями». Следует сказать, что сначала Крушеван пытался напечатать протоколы в авторитетном суворинском «Новом времени». Однако Суворин прямо заявил ему, что он не верит в их подлинность. К тому же, закон запрещает натравливать одну часть населения на другую. Тогда Крушеван обратился к министру внутренних дел Плеве. Это он сказал: «В России нет революционного движения, есть только евреи, которые являются истинными врагами правительства». Министр Плеве дал санкцию большому русскому патриоту, молдавскому боярину Павлу Крушевану, опубликовать в его газете «Знамя» «Протоколы сионских мудрецов»: «Надо просвещать народ, показывать, что евреи враги России», — сказал при этом Плеве. И это после того как Крушеван со своим «Бессарабцем» просветил народ в Кишиневе.
«Протоколы» были представлены как дословная запись 24 тайных бесед руководителей мирового еврейского заговора. Его цель — уничтожить все государства и на их обломках создать всемирную еврейскую империю во главе с потомком царя Давида. Главное орудие заговора — демократия, социализм и либерализм. Осуществление заговора началось с Великой французской революции, и с тех пор евреи стоят за всеми беспорядками в мире.
«Протоколы» выпустили отдельной книгой. Прекрасно оформленное подарочное издание торжественно преподнесли царю Николаю Второму. Листая «Протоколы» Николай изрек:
«Всюду видна направляющая и разрушающая рука еврейства».
Назначенный в апреле 1906 года министром внутренних дел Петр Столыпин вскоре разочаровал монарха. Петр Аркадьевич по части антисемитизма не очень отставал от своего предшественника, убитого революционерами Плеве. И все же он был умнее и честнее. Он сразу увидел, что «Протоколы» — фальшивка, причем грубо сработанная. И поднимая их на щит, можно попасть в неприятную ситуацию. Проведенное расследование подтвердило — фальшивка, рожденная во Франции по другому поводу как политическая фантастика, была переработана полковником Департамента полиции Рачковским, который руководил заграничной агентурой. Ему помогал журналист Матвей Головинский. Очень скоро выяснилось, что основу сенсационного текста составляет памфлет французского журналиста Мориса Жоли, написанный в 1864 году «Диалоги Монтескье и Маккиавели в аду», направленный против Наполеона Третьего. Там ни слова не говорилось о евреях. И вот этот текст авантюристы использовали при создании гнусной фальшивки. А дальше большой специалист по части провокаций полковник Рачковский передал фальшивку Крушевану. Начиная публикацию «Протоколов», он сообщил, что якобы вывез их из Франции, где они хранились в архиве какой-то еврейской организации. И фальшивка пошла гулять по России. Позже ее дополнил и обогатил публицист Сергей Нилус.
Услышав от Столыпина результаты расследования, Николай Второй был очень огорчен и начертал резолюцию:
«Протоколы изъять, нельзя чистое дело защищать грязными способами».
Давно известно и доказано, что «Протоколы» являются клеветой и мистификацией. Однако антисемиты разных мастей до сих пор при каждом удобном случае пускают их в ход. После прихода к власти в Германии Гитлера нацисты активно их распространяли как свидетельство еврейского заговора. В немецких газетах печатались выдержки из них. При этом добавлялись страшные истории о ритуальных убийствах немецких детей, о немецких девушках, изнасилованных евреями.
В 1934—1935 гг. по жалобе еврейской общины Швейцарии суд в Берне рассматривал вопрос о распространении «Протоколов сионских мудрецов» в этой стране. На процессе, который длился много дней, было проведено детальное расследование происхождения «Протоколов» и их содержания. Было вызвано много свидетелей. В их числе были и русские эмигранты. Суд признал «Протоколы» грубой подделкой и вынес приговор, что это «непристойное издание».
Ядовитые семена, посеянные царским министром Плеве, Крушеваном, немецкими нацистами и им подобными до сих пор дают всходы. И даже уроки Второй мировой войны, Нюрнбергского процесса антисемиты так и не усвоили...
Иосиф ТЕЛЬМАН
Еженедельник «Секрет»
Последнее: 26.07. Спасибо!