Осенью прошедшего года в Украине отмечали 75-ю годовщину трагедии еврейского народа в Бабьем Яру. К событиям Холокоста приковано внимание самых разных категорий населения и представителей различных религий и конфессий, многие вопросы до сих пор вызывают в обществе острые дискуссии.
Сегодня мы поговорим с Виталием Обревко, специалистом в области еврейских исследований, членом Украинской ассоциации иудаики, пресвитером Киевской еврейской адвентистской общины «Бейт Шалом» («Дом Мира»). Эта община неоднократно проводила мероприятия, посвященные Холокосту, последнее из которых — лекция о причинах трагедии мирового еврейства — состоялось в январе.
Виталий — выпускник Международного Соломонова университета, также обучался на сертификационной магистерской программе по иудаике в Киево-Могилянской академии. Область его научных исследований — иудео-христианские отношения, диалог, история еврейского народа, раввинистическая литература.
Он делится своими мыслями об уроках, которые мы можем извлечь из событий прошлого.
— Виталий, Вы неоднократно проводили экскурсии по Бабьему Яру для людей, желающих почтить память жертв этой трагедии. Каковым был ваш маршрут?
— Начиная экскурсию, я стараюсь показать географию и масштаб трагедии. Когда мы подошли к самому концу яра возле памятника, то увидели только то, что осталось от этой части оврага — он был засыпан. Но даже это помогает нам представить, каким большим и глубоким он был. Кроме того, благодаря карте и военным фотографиям можно увидеть этот огромный овраг протяженностью более двух километров и глубиной около 50 метров.
Экскурсию мы начинаем возле памятника, который был открыт в 1976 году — «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру». Но на нем нет никакой надписи, указывающей на национальность жертв или рассказывающих о причинах расстрела этих людей.
На территории всего заповедника Бабий Яр и в округе есть более 20-ти памятников и памятных знаков, связанных с этой трагедией и установленных относительно недавно. Во время экскурсии мы видим многие из них.
Потом мы выходим на улицу Мельникова, на «Дорогу смерти». Именно по ней еврейское население Киева шло со стороны Лукьяновки в Бабий Яр на расстрел 29 сентября 1941 года. Мы проходим этой дорогой вдоль места, где находилось еврейское кладбище. От улицы Мельникова в сторону этого кладбища ведет аллея, в конце которой воздвигнут небольшой монумент в виде меноры — храмового светильника.
Он установлен еврейскими организациями в 1991 году по случаю 50-летия трагедии, и посвящён евреям, расстрелянным нацистами. Недалеко от этого памятника находятся остатки бывшего еврейского кладбища: несколько могильных плит, огороженных невысокой оградой, также некоторые плиты лежат на склонах оврага.
Мы заканчиваем экскурсию возле памятника «Детям, расстрелянным в Бабьем Яру», который находится рядом со станцией метро «Дорогожичи».
— Кто приходит на экскурсии в Бабий Яр?
— Прежде всего, эта тема волнует самих евреев, людей, которые пережили Вторую мировую войну, общественных деятелей, ученых, гостей из других городов Украины, зарубежных гостей, христиан разных деноминаций, — всех, кого интересует история Холокоста и Второй мировой. Происходившие здесь события интересуют также людей, которые изучают историю Киева, еврейского народа, тему Катастрофы еврейства.
— О чем Вы рассказываете людям на протяжении экскурсии?
— Я пытаюсь воссоздать события того времени, рисую перед слушателями историческую канву этой трагедии.
Фашисты вошли в Киев 19 сентября 1941 года, после чего начались взрывы на Крещатике, по историческим свидетельствам, подготовленные советскими спецслужбами. Это трагически повлияло на судьбу евреев столицы.
Как связать эти события? Гитлер не любил евреев не из-за личных антипатий, это было идеологическое неприятие. Евреи были носителями морали, которая противоречила его идеологии о суперчеловеке. Представителями суперчеловечества, по мнению нацистов, была немецкая раса. Те, кто становились на пути «прогресса» в достижении чистоты расы, были для Гитлера врагами номер один. Гитлер считал, что все дело в морали, которую исповедовали евреи, независимо от того, к какой религии они принадлежали: иудаизму, христианству или вообще были атеистами. Для Гитлера неприемлемы были сами евреи как носители морали, предписывающей любить ближнего, помогать слабому, заботиться о нуждающихся.
— Речь идёт об иудео-христианской морали?
— Да, об иудео-христианской и даже в некотором смысле — коммунистической. Маркс ведь тоже был евреем, поэтому для Гитлера и марксизм, и иудео-христианство были равнозначными, поскольку и то, и другое противоречило его взглядам о суперрасе. Он считал, что, уничтожив евреев, он уничтожит вместе с ними и эту мораль. Поэтому, когда советская агентура взорвала Крещатик, он, в первую очередь, конечно, видел в этом «происки евреев», поскольку много людей этой национальности служили в советских органах, были коммунистами.
В Киеве фашисты решили не создавать гетто, как это было в других местах, а идти на кардинальные меры, то есть сразу полностью уничтожить всех евреев. Они издали указ, предписывающий всем евреям Киева и окрестностей с вещами, документами и ценностями явиться 29 сентября к восьми утра на угол Мельникова и Дегтяревской возле кладбища, которое граничило с Бабьим Яром. Там происходила сортировка людей, их вещей и расстрелы, которые продолжались до 7 октября того же года. Но этот яр фашисты использовали как место расстрела людей вплоть до 1943 года, когда советские войска освободили Киев. Бабий Яр — место гибели не только евреев, но и украинцев, ромов, советских военнопленных, однако с евреев всё началось, и они были главной целью нацистов. Многие историки не могут прийти к единому мнению относительно количества жертв Бабьего Яра: от 120 тысяч до 200 тысяч человек.
— Некоторые люди предполагают, что евреи лично обидели Гитлера и поэтому он так их невзлюбил. Насколько важно понимать, что движущей силой поступков фюрера была исключительно идеология?
— Гитлера не столько волновал национальный вопрос, сколько это была его идеология, которая формировалась под влиянием многих исторических фигур, среди которых был в том числе и Мартин Лютер, который сделал исключительно много для протестантской Реформации. В связи с тем, что его реформационные взгляды не разделили евреи Германии, отказавшись принимать лютеранство, Лютер написал книгу «О евреях и их лжи», в которой призывал к жестким мерам по отношению к ним. Гитлер читал эту книгу и использовал в своей агитации, утверждая нацистскую идеологию.
Но нельзя говорить, что только труды Лютера сформировали идеологию Гитлера. Были и другие влияния, например, экономические, поскольку Гитлер считал, что в крахе экономики Германии виновны евреи, которые обкрадывают нацию. В этот список можно добавить языческие и оккультные идеи, которые проявились в желании фюрера возродить былое величие Германии. Всё это в целом и создало тот феномен, который мы сегодня знаем как «идеологию Гитлера». Он описывает ее в своей книге «Майн Кампф». И Лютер, и Дарвин, и Ницше повлияли на мировоззрение Гитлера, соединившись с какими-то личными его взглядами и теориями, которые он потом воплотил в своем режиме.
— Хочется остановиться на личности Лютера. Как с Вашей точки зрения можно объяснить подобное отношение Лютера к евреям, и в каком свете он предстаёт в Вашем мировоззрении: он злодей или все же великий человек, который в чем-то заблуждался?
— Прежде всего, Лютер был человеком, который обладал как достоинствами, так и недостатками. Он желал возродить христианство, и Бог использовал его для этого. Это желание переросло в мощное протестантское движение, повлиявшее на мировую историю, — Реформацию, 500-летие которой в этом году широко отмечается во всем мире, в том числе и в Украине.
Многие классы общества пошли за Лютером, но были и те, кто его не поддержал. Важно заметить, что существенную роль в становлении Лютера как реформатора и переводчика Библии на немецкий язык сыграли еврейские ученые, он находился с ними в хороших отношениях. Благодаря им он выучил древнееврейский язык и смог перевести Библию на немецкий. Но именно евреи были той группой людей, которую Лютер не смог впоследствии убедить в своей правоте. И когда они не поддались логике реформатора, его аргументам, не пошли за ним, это сильно его обидело. Поэтому моменты личной неприязни к ним проявились в его книге «О евреях и их лжи».
Я вижу Лютера как человека, который мог ошибаться, независимо от того, личностью какого масштаба он был.
— Как трагедию Бабьего Яра и вообще Холокоста воспринимают атеисты и люди, верящие в Бога?
— Восприятие Катастрофы разными людьми, безусловно, разное. У тех, кто не исповедует христианство или вообще не исповедует никакой религии, — одно восприятие. У верующих людей — другое. Поэтому ответить за всех сложно.
Каждый человек понимает суть происходящего в зависимости от своих знаний и убеждений. Один думает, что Бога нет, потому что если бы Он был, то не допустил бы такого. Поэтому для многих атеистов эта трагедия — ещё одно «доказательство» того, что Бога нет. Для других — это экзистенциально-теологическая проблема. Как можно понять Бога, Который обещал защищать Израиль, но допустил убийство шести миллионов евреев? В чём же тогда их избранность? В чём же тогда их особенность? Разве только в том, чтобы их вот так безнаказанно уничтожали? Поэтому для иудеев это очень трагическая тема.
Сионисты понимали, что за всё надо платить, и сравнивали Катастрофу еврейского народа во Второй мировой войне как некоторое подобие библейского Исхода. То, что происходило с евреями в Египте, они объясняют как первый геноцид этого народа, который устроил фараон, уничтожая на протяжении десятилетий еврейских младенцев. Мы знаем о Моисее, который только благодаря Божественному вмешательству не погиб. И вот геноцид повторился в ХХ веке. Только вместо фараона на арену истории вышел Гитлер. И так как после геноцида, устроенного фараоном, Израиль получил свободу, независимость, чудесное освобождение и Землю Обетованную, то многие думают, что и Катастрофа была некоторой ценой, которую пришлось заплатить евреям, чтобы получить государство Израиль и жить в своей стране.
Христиане в этой трагедии видят не бездействие Бога, Который оставил еврейский народ, а ужасные действия дьявола, который не унимается в своих преступлениях. Потому что на примере Иова мы знаем, кто на самом деле виновен в его горе. Это — сатана. Дьявол еще от Адама уничтожал как праведных, так и неправедных людей. Страдания человечества доставляют ему удовольствие. Он ненавидит иудеев как Божий народ, как носителей Божьей морали.
Фактически Гитлер стал инструментом в руках сатаны, чтобы уничтожить избранный Богом народ. Но сам факт, что он при всем своем желании не смог этого сделать, говорит о том, что Бог не оставил евреев. Он был с ними так же, как был и в Египте, и во время других преследований.
Человек сам по себе не может быть добрым, ему необходимо стремиться к Богу, Его влиянию, Его Слову, благодаря чему он может стать святым и праведным. Никакое образование, никакая цивилизованность, порядочность, культура (ведь какой культурной страной была Германия до войны!) не может сдержать греховной природы человека. Поэтому то, что произошло, когда одни цивилизованные люди уничтожали других людей только потому, что те были другой национальности, красноречиво говорит, к чему может привести грех и безбожие.
— Вы рассказали о том, что памятник на месте гибели евреев был установлен только в 1976 году. А до этого, в 1961 году даже за публикацию стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр» редактора «Литературной газеты» уволили. Почему советская власть замалчивала этот вопрос? Ведь, наоборот, можно было бы говорить о победе над бесчеловечностью нацизма, использовать пример Бабьего Яра в пропагандистских целях.
— Советский режим никакой нации, кроме русской, которая считалась основной и наиболее важной в создании большевистского режима, старался не выделять, ей приписывались и все заслуги. Другие народы считались второстепенными, «младшими братьями», на словах равными между собой, а про евреев вообще речи не было, потому что такой республики — еврейской — не было.
Поэтому когда возникал вопрос о том, что евреи как этническая группа, народ, погибают, это совершенно не вписывалось в идеологию советского режима. Ведь получалось так, что один какой-то народ пострадал больше, чем другие. А если он пострадал больше, то это значит, что он рассчитывает на какие-то большие привилегии. Для советского режима это было недопустимо, потому что это была проблема национального духа. Евреи понимали, почему погибли их предки, их отцы, матери во время нацистского режима. Они однозначно понимали, что не за политические взгляды, а именно из-за национальности. Такое мнение ни в коем случае нельзя было поощрять.
Евреи воспринимались советской властью как шпионы империалистических государств или сообщники «сионистского заговора». А поскольку уже было создано государство Израиль, евреев видели как шпионов или пособников Израиля и Америки. Поэтому ни в коем случае нельзя было как-то поощрять еврейское население или выделять их как особенных жертв нацистского режима. Наоборот, делалось всё возможное, чтобы скрыть ужасные последствия произошедшей Катастрофы, скрыть, что именно национальность стала причиной уничтожения евреев, что именно евреи — единственная нация, которая больше всех пострадала в ходе Второй мировой войны. Ни один народ не понес таких потерь: было уничтожено шесть миллионов человек: дети, женщины, старики, — треть мирового еврейства... Говорить об этом или даже вспоминать было невыгодно советской власти.
— Известны ли Вам истории конкретных людей, которые пережили трагедию Бабьего Яра или были ее свидетелями?
— Мои друзья с телеканала «Надія» сняли небольшой фильм со свидетельствами очевидцев и участников событий трагедии Бабьего Яра и Холокоста. Фильм называется «Молитва» и доступен на Youtube.
Кроме того, член нашей общины, Жанна Петровна, однажды поделилась своими детскими воспоминаниями. В то время их семья жила на Подоле, Жанне Петровне было около пяти лет. Она помнит, как 29 сентября 1941 года по Нижнему Валу шел большой поток людей в сторону Лукьяновки, — эта картина до сих пор стоит перед ее глазами, и то, как плакала и кричала женщина, потерявшая в этой толпе своего сына и безуспешно пытавшаяся его найти.
— Каким источникам или историкам, исследовавшим вопрос Бабьего Яра или вообще Холокоста, Вы больше всего доверяете?
— Есть очень много источников по теме Бабьего Яра. На мой взгляд, источник номер один — это «Чёрная книга», которая была создана Ильёй Эренбургом и Василием Гроссманом. Во время войны и после нее они собирали документы и свидетельства очевидцев об уничтожении евреев на территории СССР и Польши. Но на русском языке ее впервые издали за рубежом, в Израиле, в 1980-м.
Безусловно, нужно сказать о книгах Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» (он был очевидцем оккупации Киева) и Александра Круглова «Трагедия Бабьего Яра в немецких документах», а также о трудах других историков, например, Ильи Левитаса и так далее (сейчас эту литературу можно найти как во всех библиотеках, так и в Интернете).
Конечно, большое значение имеет свидетельство самих фашистов, документы, показания осуждённых нацистов, которые участвовали в этом геноциде (их можно найти в той же книге Александра Круглова)… Я принимаю их во внимание. Но в первую очередь я говорю, что самый важный аргумент — это люди, пережившие трагедию. У историков могут быть свои взгляды, они могут оправдывать кого-то или опускать какие-то детали, по-своему показывать советский режим или нивелировать его роль (я имею в виду подрыв Крещатика) в уничтожении еврейского населения Киева… Эти моменты имеют определенную идеологическую подоплёку, поэтому так много разных взглядов на данный вопрос. Но свидетельства очевидцев наиболее объективны.
— Какие наиболее распространённые заблуждения, мифы существуют относительно этой трагедии?
— Я не совсем знаком с мифами, поскольку я не занимался этой проблематикой. Меня интересует факт. Конечно, некоторые люди могут говорить, что этого не было, что масштабы трагедии были не такими и так далее. Вопрос о том, было это или не было, в научной литературе не стоит. Историков больше волнует вопрос, где это было (точные места расстрелов). Я думаю, есть категория фактов, которые просто нельзя поставить под сомнение, поскольку ещё живы свидетели происходившего и очень велики его масштабы, многие источники об этом пишут… Поэтому ставить факт этой трагедии под сомнение просто не имеет смысла. А вот вопрос о том, в каком месте оврага это происходило, — для многих спорный.
— Во время экскурсии мы слышали о том, что среди местного населения были люди, которые сдавали евреев нацистам, писали на них доносы… Часто — с корыстной целью, чтобы получить деньги или другое вознаграждение. В то же самое время было много украинцев, которые спасали евреев, прятали их… Украина на пятом месте по количеству праведников мира — людей, которые спасали евреев. Расскажите об этом больше.
— Каждая страна, когда нацисты приходили к власти, должна была сделать свой выбор: поддерживать ей этот режим или нет. Например, когда немцы вошли в Австрию, эта республика ликовала: это было воссоединение двух родственных народов. Там была эйфория, праздник с чувством национальной гордости и поддержкой нацистского режима. В то же самое время датчане повели себя по-другому и спасли почти все еврейское население страны, переправив их на лодках в Швецию.
В Украине всё было не так просто, как и в Польше. Были люди, которые спасали евреев, потому что верили, что это должен делать истинный христианин — спасать тех, кому грозит смерть (см. Притчи 24:11). А были те, которые, воспользовались возможностью заработать деньги, выжить, приобрести квартиру, получить лишнюю порцию хлеба, одежду, шли на предательство, на преступление. Всё зависело от личности, от человека и его воспитания, от того, какие у него были ценности. Поэтому Украина в списке тех, кто спасал евреев, не где-то в конце, а в первой пятерке — пятое место после Дании, Польши, Франции и Голландии. Да, Украина не стоит в конце так называемого списка «милосердия», но она и не в начале его. Абсолютно объяснимо, что были и те люди, которые «продавали» евреев, и те, которые спасали.
Это в который раз показывает, что нет плохих народов, национальностей, есть люди: плохие или хорошие, которые своими решениями, действиями или бездействием сильно влияют на определенный исторический отрезок времени. История — сложная наука, оперирующая фактами и свидетельствами, которые иногда выходят за рамки черно-белого восприятия.
— А что можно сказать тем, которые вообще отрицают Холокост? Сейчас даже издают книги на эту тему…
— Можно посоветовать этим людям поехать в места, где находились лагеря смерти: Освенцим, Треблинка, Бухенвальд... Просто посмотреть на их масштабы (например, в Освенциме были убиты, по мнению современных ученых, более полутора миллионов евреев), увидеть горы вещей, которые от них остались. Полученные там впечатления будут свидетельствовать лучше всяких слов. После посещения таких мест развеиваются все сомнения. Исторические факты — неоспоримые доказательства. Поэтому тем, кто не верит в нацистские преступления, настоятельно советую посетить те места, где людей безжалостно уничтожали.
Кстати, Бабий Яр не даст вам необходимой полноты впечатлений, потому что его рельеф сильно изменен. Вначале это делали фашисты, пытаясь скрыть свои преступления, а затем — советская власть, желая забыть об этом месте, сделала из него свалку строительных отходов в 50-х годах. В Бабий Яр закачивали пульпу (отходы кирпичных заводов). Но случилось то, чего представители власти, наверное, не могли предвидеть: в 1961 году дамбу прорвало, и грязевой поток из яра хлынул вниз, на Куренёвку. Произошла еще одна трагедия, в результате которой погибло больше тысячи человек.
— Есть люди, которые считают, что евреи так пострадали, потому что отвергли Христа, поэтому понесли заслуженное наказание. Что Вы об этом думаете?
— Во-первых, Израиль как народ не отверг Иисуса из Назарета, это сделали только его лидеры, как об этом неоднократно говорили Сам Иисус и Его апостолы (Мф. 16:21, Мк. 8:31, Лк. 9:22). Но это отдельная серьезная тема, от правильного понимания которой зависит наше отношение к трагедии Бабьего Яра и Холокоста вообще.
Во-вторых, в Писании сказано, что «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20). Поэтому если Сам Бог говорит, что дети не ответственны за поступки родителей, это справедливо не только во времена пророка Иезекииля, но и до сих пор. Те, кто принимали участие в распятии Иисуса, понесли свое наказание, в частности, когда римляне разрушили Второй Храм. Но последующие поколения не имеют к произошедшему прямого отношения и не несут вины, якобы передающейся «по наследству».
Иными словами, евреи, которые погибли в Холокосте, в том числе и в Бабьем Яру, не несут вину и не имеют отношения к священникам и членам синедриона, которые казнили Иисуса. С момента распятия Господа прошло две тысячи лет. Многие из расстрелянных не то, что не имели представления, что было с Иисусом, но выросли, не будучи даже знакомыми с христианством, никогда не читали Новый Завет. Поэтому обвинять людей в преступлении двухтысячелетней давности, которые даже не знали, что там произошло, просто абсурдно.
С другой стороны, многие евреи, которые погибли в Холокосте, — сами были христианами (а их тысячи, может, десятки тысяч). Они погибли только потому, что были евреями. Так почему же те, которые верили в Иисуса и любили Его, страдали и погибали? Ответить на этот вопрос нам поможет история Иова...
— У некоторых людей на экскурсии возникали вопросы: будут ли спасены те, кто погиб в Бабьем Яру, если они не были христианами?
— Право решать судьбы людей принадлежит только Богу. Только в Его компетенции знать, кто будет спасён, а кто погибнет. Но не это должно нас волновать, а то, какую роль сыграли бы мы, если бы при нас совершалось подобное преступление. Были бы просто равнодушны или «подбрасывали бы дрова в огонь»? Или всё-таки мы были бы теми, кто, рискуя своей жизнью, спасали бы евреев?
Лучше думать о нашем отношении к людям и ко всему происходящему здесь и сейчас… О том, чем мы можем быть полезны и как добром послужить ближнему. Именно о такой любви говорил Иисус, которая предполагает отдать душу за друзей своих. Это сегодня для нас более актуально, чем думать о том, кто будет спасён, а кто погибнет.
— Некоторые люди обвиняют евреев в том, что они спекулируют на своей трагедии. Ведь история человечества знает много таких режимов, которые принесли немало бед разным народам. Возможно, все эти трагедии, и Холокост в том числе, что-то связывает?
— Холокост — это геноцид. Но среди других геноцидов этот — особенный. Потому что, например, геноцид армян происходил не столько на национальной, сколько на религиозной почве. Армяне были христианами, а турки — мусульманами. Это был вопрос религиозной нетерпимости.
Истории известны геноциды, причинами которых были разногласия в политике, потому как на определенном отрезке времени только одна какая-то партия получала полноту власти и часто совершала преступления. Потом, когда к власти приходила другая группа политических лидеров, она, как правило, мстила за совершенные преступления, как это случилось в Руанде между тутси и хуту.
И только евреев уничтожали не за религиозные, политические взгляды или за их деятельность, а лишь за то, что они были евреями, независимо от того, были ли они коммунистами, христианами или иудеями. Даже если они были членами нацистской партии, это не имело никакого значения, но только их происхождение.
Поэтому Холокост, о котором мы сегодня говорим, — уникальное явление, которого до этого не было и больше не должно повториться, потому что людей уничтожали исключительно по национальному признаку, независимо от того, какими они были: хорошими или плохими, верили во что-то или не верили, как поступали, какую политику поддерживали.
Мы не преуменьшаем трагизма других геноцидов. Тем не менее, их не во всем можно сравнивать с Холокостом. Хотя они в чём-то и схожи, но имеют разные причины и разные масштабы. Безусловно, ни один народ не пережил такой трагедии, как евреи. Они потеряли в Холокосте третью часть народа. А если говорить о территории, то было уничтожено почти всё европейское еврейство, — была почти уничтожена вся европейская еврейская цивилизация. Потому это явление уникально.
— Может ли экскурсия по Бабьему Яру и воспоминания о тех событиях как-то подействовать на веру человека в Бога? Посеять зерна сомнения, пошатнуть веру или, наоборот, укрепить ее?
— Вера должна обогащаться в результате отношений человека с Богом, а не размышления о чьих-то преступлениях. Я думаю, здесь не вера или ее степень должны меняться. Каждый должен помнить о том, что может произойти с самим человеком, даже с верующим.
Бабий Яр — это яркая демонстрация того, до чего может дойти даже человек, если у него не будет близких отношений с Богом. Многие нацисты были христианами, при этом они не видели проблемы в том, чтобы убивать других людей. Отсутствие истинного понимания характера Бога, любви к Нему и к ближнему были главной причиной преступлений нацизма. Это должно стать предостережением каждому человеку. Недостаточно называться христианином, чтобы быть защищённым от греха. Только близкие отношения с нашим Господом и любовь к ближнему могут сделать человека истинным верующим христианином. Нужно жить и поступать так, как это делал Иисус Христос, Который не отбирал жизни, а наоборот, давал. И даже Свою жизнь Он отдал ради людей.
Одна из трагических причин Бабьего Яра и вообще Холокоста, как считают многие философы, историки, богословы (и я разделяю их взгляды), — не столько проблема нацизма, сколько равнодушия населения. Если бы христиане Германии и других стран не были равнодушными, тогда нацизм просто никогда бы не смог сделать то, что он сделал. Поэтому современному миру, современному христианству необходимо задуматься над тем, что именно равнодушие большинства людей разрешает другим совершать преступления. А значит, и они являются соучастниками подобных трагедий.
Пусть Бог поможет нам задуматься над тем, как бы мы поступили в такой ситуации. О чём бы мы думали прежде всего? Нет ли в моём сердце равнодушия, беспечности или нелюбви по отношению к ближним? Пусть этого не будет в наших сердцах. И пусть трагедия, которая случилась с еврейским народом, никогда и ни с кем не повторится.
Беседовал Игнат Меренков
Фотографии автора и Александры Обревко (экскурсия по Бабьему Яру)
Портретное фото предоставлено Виталием Обревко
Историческое фото Бабьего Яра — suspol.vntu.edu.ua
Источник (краткая версия интервью): gordonua.com
Последнее: 26.07. Спасибо!