80 лет спустя: стали известны имена убийц жертв Бабьего Яра

80 лет спустя: стали известны имена убийц жертв Бабьего Яра

Первые 159 имен нацистских солдат, которые убивали евреев в Бабьем Яру, назвал Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр». На протяжении 80 лет, несмотря на большое количество свидетельств, собранных после войны, преступников так и не судили. Мемориальный центр начал сбор доказательств и свидетельств, раскрывающих правду о страшной трагедии и к 80-й годовщине трагедии Бабьего Яра выпустил первую часть обширного исследования о тех, кто убивал украинских евреев 29 и 30 сентября 1941 года. Тогда всего за два дня в Бабьем Яру расстреляли, как минимум, 33771 человека.

Хотя командиры нацистских подразделений, осуществляющих убийство, хорошо известны историкам. Однако новая информация, которую обнародовал Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр», подробно описывает биографии и свидетельства командиров и рядовых солдат, которые убивали евреев, женщин и детей, молодых и старых в Бабьем Яру.

Несмотря на признание, доказательства и свидетельства, которые были предоставлены ещё в 1960-х годах некоторыми нацистскими солдатами, которые совершили убийства, только небольшую часть причастных судили за их страшные преступления. Чтобы установить лиц, которые были причастны или непосредственно принимали участие в расстрелах евреев в Бабьем Яру, Мемориальный центр Холокоста создал научную рабочую группу.

Её участники установили не только факт того, что сотни немецких солдат, полицейских личного состава СС были причастны к расстрелам в Бабьем Яру, но и открыли миру имена первых 159 нацистов, участвовавших в убийстве.

Это были люди со всей Германии и других стран, находившихся под нацистским контролем. Им было от 20 до 60 лет. Некоторые были образованными, другие ‒ нет. Среди них были инженеры и учителя, водители и продавцы. Некоторые были женаты. Подавляющее большинство после войны вернулось к нормальной жизни. Солдаты, которые совершили страшную расправу, дали показания в суде и были признаны невиновными, за исключением немногих командиров и рядовых.

«Одни убивали, другие забирали евреев из их домов, третьи забирали их вещи и багаж. Одни давали оружие, а другие подавали бутерброды, чай и водку убийцам. Все они виновны в массовом преступлении. Каждый, кто был каким-то образом причастен, прямо или косвенно, должен быть признан виновным», ‒ подчеркнул глава Академического совета Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр», основатель организации «Яхад-ин Унум», отец Патрик Дебуа.

Он сослался на протокол показаний немецкого убийцы: с утра до пяти вечера продолжались расстрелы, в которых расстреливали тысячи за тысячами, а оттуда солдат везли на гулянье, где им давали алкоголь и приводили женщин. Дебуа отметил, что один из убийц, описанный в показаниях, в ходе исследований рассказал, как после расстрелов подразделение отправляли в курортный город, чтобы «восстановиться», прежде чем они возвращались на фронт. Патрик Дебуа добавил, что исследования Мемориального центра является сигналом: «Если вы сегодня будете участвовать в геноциде или массовом преступлении против человечества, вы будете нести ответственность».

«Мало кого из этих мужчин побеспокоили органы правосудия после Второй мировой войны, ‒ объяснил Андрей Уманский, историк, заместитель главы Академического совета Мемориального центра Холокоста „Бабий Яр“. ‒ Из эсэсовцев только Блобель, Куно Каллсен, Август Хефнер, Адольф Янсен и Кристиан Шульте были осуждены за преступление в Бабьем Яру. Энгельберт Кройцнер был единственным полицейским, осужденным за причастность к убийствам. Ни один другой член СС, полицейский или солдат Вермахта никогда не был осужден. Хотя многие признавали свою причастность в послевоенных показаниях. Все эти мужчины после войны жили спокойной нормальной жизнью».

Примеры доказательств, установленных Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр» через 80 лет после расстрелов в Бабьем Яру:

Графгорст, Бернхард. Родился в 1913 году. Учился в народной и административной школе и работал муниципальным служащим. Он присоединился к НСНРП и СС с 1933 года. Служил в подразделении СС «Адольф Гитлер», впоследствии вступил в кадетский корпус СС, а после выпуска 1938 года был принят в 3-й штандарт СС «Тюрингия» подразделения «Мертвая голова» на должность командира, а позже (в 1938-м) был повышен до унтерштурмфюрера СС. В 1941 году в звании оберштурмфюрера СС возглавил третью роту 1-го батальона 14-го пехотного полка СС. В конце июля 1941 со своей ротой был присоединен к оперативной группе С. Отдельные взводы роты были распределены между командами группы и в их составе участвовали в «еврейских акциях». Первой такой акцией, которую осуществила рота, был расстрел 402 евреев в Житомире 7 августа 1941.

29-30 сентября 1941 года рота участвовала в убийстве киевских евреев, сформировав один из расстрельных отрядов.

Бывший оберштурмфюрер СС Август Хефнер с 4a зондеркоманды Службы безопасности Германии по приказу Блобеля контролировал убийства в течение двух дней, на судебном заседании в Дармштадте 7 ноября 1967 описал участие войск СС в расстреле: «Войска СС имели отрезок дороги длиной примерно 30 метров. Графгорст сказал мне, что евреи должны ложиться близко друг к другу. Евреи ложились примерно по 4–6. Следовательно, они лежали, пока все дно урочища не было заполнено. Затем делали то же самое. Другим пришлось ложиться на уже мертвых евреев. В течение двух дней образовалось 6–7 слоев. Сначала войска СС осуществляли расстрелы двумя командами. Вся акция называлась „выстрел в затылок“. На самом деле всё было не так. То, как солдаты СС расстреливали, не подпадало под название „выстрел в затылок“. Я некоторое время смотрел на все это и поднялся на плато. Что ещё я мог бы сделать, если Графгорст был там?.. На следующее утро снова было то же самое. Мне пришлось идти снова. 12–15 человек прибыло из войск СС. Лишь один расстрельный отряд стрелял. Была такая же смена днём. Графгорст ушёл в середине дня. Я слышал, что он направился в Берлин в тот день, чтобы попытаться отозвать свою роту».

Бывший резервист СС зондеркоманды 4а, Генрих Гейер, после войны во время допроса вспоминал, что в конце сентября 1941 года к команде прибыла «целая рота молодых солдат СС»: «Я считаю, что в это время в Киеве состоялся массовый расстрел евреев. Иначе эти люди не были бы нужны. Что эти солдаты СС были отправлены, чтобы расстреливать евреев, я знаю потому, что ночью они блуждали и кричали что-то вроде „Nakolino or Nagolino“ ["На колени!"] Что означало это выражение, я не могу сказать. Я не был свидетелем беспамятства этих людей; товарищи рассказывали мне об этом. Эта рота СС была здесь максимум 8 дней, а затем она вылетела из Киева. Куда, я не могу сказать».

Виктор Трилл родился 22 ноября 1905 года в Чехии. Он был электриком, а позже стал водителем грузовика. В 1939 году его родной город был оккупирован Вермахтом. Вскоре после этого он был приглашен на разговор в гестапо и начал работать на них. В 1941 году, в начале операции «Барбаросса», он был зачислен в зондеркоманду 4a (Sk 4a), которой командовал Блобель. Это было подразделение айнзацгруппы С, которая действовала в Украине. По прибытии в Киев ему поручили принять участие в расстрелах второго дня в Бабьем Яру, и было приказано расстрелять десятки евреев на дне урочища. Ему дали некоторое время отдохнуть, прежде чем продолжить эту ужасную работу. Виктор Трилл был одним из тех, кого судили в Дармштадте в 1967—1968 годах за участие в массовых расстрелах в Бабьем Яру и других преступлениях, но он был оправдан, поскольку следователям не удалось доказать «базовых мотивов» его участия в убийствах.

Свидетельство Виктора Трилла: «Когда мы переехали в Киев, в то время я был частью главного подразделения, мне пришлось участвовать в большом расстреле евреев. Нас было трое водителей, которые ехали в Киев. На следующее утро, очень рано, нас, всех членов подразделения погрузили в грузовик и повезли на место за пределами Киева. Поездка продолжалась, возможно, с полчаса. В месте, где мы остановились, я заметил огромные кучи одежды. После того, как мы вышли, нам сначала дали алкоголь. Это был грог или ром. Затем я увидел гигантскую канаву [овраг], которая выглядела как пересохшее русло реки. В ней лежало несколько слоев трупов. Расстрел начали сначала несколько членов нашего подразделения, которые спустились в овраг. Тогда же около 20 евреев вели путём, который вел к оврагу. Другие сотрудники полиции безопасности сидели рядом с оврагом и занимались наполнением магазинов автоматов боеприпасами. Евреи должны были ложиться на трупы и затем были застрелены в затылок. Убийцы вышли из оврага, а затем другая группа полиции безопасности, включая меня, должна была спуститься. Мне тогда пришлось стрелять около 10 минут, и за это время я лично расстрелял около 30–50 евреев. Я помню, что расстреливали мужчин и женщин всех возрастов. Были ли среди них дети, сейчас не помню. Возможно, среди них были матери, которые держали своих детей на руках. Большинство евреев были голыми. Я думаю, что расстрел в этот день продолжался примерно до 15:00, потом нас отвезли к нашему помещению и дали обед. Во время расстрелов этого дня мне пришлось расстреливать пять-шесть раз, каждый раз по десять минут. Вполне возможно, что в этот день я расстрелял от 150 до 250 евреев. Все расстрелы прошли без инцидентов. Евреи смирились со своей судьбой, как ягнята».

Эдгар Линд родился 25 ноября 1915 на юго-западе Украины, возле Одессы. Он был этническим немцем. Эдгар работал учителем. В апреле 1941 года Эдгара Линда забрали в Красную армию. Он попал в немецкий плен в начале июля 1941 года, и примерно через две недели с допросом к нему пришел сотрудник Службы безопасности Германии (SD). Поскольку Эдгар безупречно говорил по-немецки, его завербовала Служба безопасности. Сначала он был одет в гражданскую одежду, но вскоре получил ту же форму, что и мужчины Службы безопасности, но без обозначения звания. Затем он служил в зондеркоманде 4a, продвигаясь в Киев, а затем – в Харьков, работал переводчиком. В Бабьем Яру его задача состояла в том, чтобы говорить еврейским жертвам (на русском языке) снять верхнюю одежду и идти к ямам. С того места, где стоял, он мог слышать выстрелы, но не видел места массового расстрела.

Свидетельство Эдгара Линда от 20 января 1964 года: "Я знаю, что в Киеве состоялся очень большой расстрел, в котором убили много тысяч евреев (женщины и дети). Все евреи были изгнаны за город, где они должны были сдать в определенном месте свой багаж и ценные вещи и, мне кажется, сдать одновременно верхнюю одежду. Я стоял на этом месте и видел кучу багажа и одежды. Кроме того, я должен был сказать им снять верхнюю одежду, а потом пойти к оврагу. Я слышал стрельбу, но не видел её в яру.

Георг Ляйхтман родился 30 сентября 1915 года. В 1939 году он присоединился к полиции. В начале «русской кампании» его подразделение, ныне известное как полицейский батальон 303, продвинулся в Украине, и он прибыл в Киев. В Бабьем Яру Ляйхтман был назначен на дежурство вдоль дороги, ведущей к месту расстрелов. Ему приказали не позволять евреям вернуться назад или бежать. Сначала он думал, что евреев переселяют, но через некоторое время услышал выстрелы. Во время допросов 13 октября 1966 года Ляйхтман добавил: "Незадолго до того, как меня отпустили, я пошёл по направлению к месту расстрелов. Я стал на краю яра примерно в 80 метрах от места расстрелов. В яру я увидел массу людей. Я не знаю, кто стрелял. Погибшие лежали рядами друг к другу. Кажется, я помню, что они всё ещё были одеты..."

источник — newsru.co.il

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!