Холокост был самым значительным вызовом выживанию еврейского народа со времён вавилонского плена. На протяжении столетий еврейскую общину перекраивали многие угрозы, включая крестоносцев, изгнания, погромы и продолжающиеся конфликты, связанные с современным государством Израиль. Но никакая рана, причинённая еврейскому народу, не сравнима с сокращением численности еврейского населения и уничтожением еврейской жизни, которые произвёл Холокост.
Влияние этой трагедии на еврейское население в целом, равно как и на еврейских последователей Иисуса, было огромным. Количество еврейских верующих, живших в Европе до Холокоста, исчислялось сотнями тысяч. Многие либо были убиты, либо переехали в другие части земного шара. Даже спустя более семидесяти лет мы всё ещё живём в тени Холокоста, и опыт наших духовных отцов во время Холокоста продолжает формировать еврейские миссии.
Мы стоим на плечах этих героев Холокоста, особенно верующих евреев в Варшавском гетто, хотя их достижения и свидетельства всё ещё остаются в значительной степени неизвестными. Их история, насколько она нам известна, должна быть рассказана [1].
Вторжение нацистов и строительство Варшавского гетто
Нацисты вторглись в Польшу в 1939 году, и вскоре были приняты антиеврейские законы, приведшие к строительству Варшавского гетто. Нацисты также построили гетто в других польских и литовских городах, где жило много евреев, таких как Лодзь и Вильнюс.
Нацисты основали Варшавское гетто в ноябре 1940 года. Они поместили около 500 тысяч евреев в это гетто и заключили их в тюрьму, окруженную стеной. В 1941 году около 45 тысяч жителей умерли из-за перенаселённости, принудительных работ, плохих санитарных условий, нехватки еды и болезней. В 1942 году нацисты депортировали большую часть населения гетто в Треблинку, один из шести лагерей смерти, оставив в гетто всего 60 тысяч жителей. В следующем году, в апреле 1943 года, немцы попытались разрушить гетто и отправить оставшихся его жителей в Треблинку, что привело к восстанию под предводительством Мордехая Анилевича. Ожесточённые бои длились 28 дней и закончились разрушением гетто.
Обзор довоенных еврейских миссий в Польше
Мартин Парсонс, миссионер к еврейскому народу из служения The Church's Ministry among Jewish People (Служения церквей среди еврейского народа), основанного в 1809 году, кратко описывает еврейские миссии в Варшаве в отчёте до нацистского вторжения:
“У американского совета миссий к евреям [сегодня служение Chosen People Ministries] есть центр в Варшаве на восточном берегу реки. У них есть возможность некоторых исследований, в дополнение к общей евангелизационной работе. У Миссии Милдмей [сегодня служение Messianic Testimony] есть зал в еврейском квартале Варшавы, и их работа прежде всего направлена на самых бедных евреев. В Варшаве находится Американо-Европейское Братство (American-European Fellowship), и они служат прежде всего детям. У них есть вилла Радосо, которая летом используется для работы с детьми. У миссии Бетель в Лодзе есть евангелизационный центр и поселение. Кроме того, в Польше есть один евангелист-пятидесятник, один член служения Open Brethren, один член служения Closed Brethren и несколько частных евангелистов, живущих по вере. Четыре миссии в Варшаве работают вместе в тесном сотрудничестве.” [2]
Организация Парсона, CMJ, построила в 1927 году Эммануил Холл — представительство мессианских верующих в Варшаве. Значительные лидерские позиции занимали в Польше трое еврейских верующих: Х.С. Карпентер, Пол Левертофф и Д.И. Ландсманн. Мартин Парсонс вступил в должность в 1927 году и руководил работой до вторжения нацистов. В CMJ служили многие эффективные миссионеры, такие как Базили Йоуч, отец мессианского богослова Якоба Йоуч.
Еврейские верующие в Варшавском гетто
Когда нацисты захватили Польшу, условия жизни евреев уже были ужасными, но Окончательное Решение пришло в Польшу как бушующий шторм из ада. Евреи и служащие им миссионеры были окружены, отправлены в концентрационные лагеря и убиты на месте. Хаос был повсюду, и работа миссий была полностью остановлена и никогда уже не восстановилась.
Миссии, благовествующие евреям умерли в Польше вместе с примерно тремя миллионами евреев. Наибольшие из открытых и активных полей труда среди евреев по распространению Евангелия были разрушены — война ознаменовала конец народа и конец целой эпохи.
В своей монументальной книге “Христиане в Варшавском гетто” Петер Ф. Дембовски подсчитал, что в гетто было до 5-6 тысяч верующих евреев.
Рахмиэль Фридланд рассказывает о своём взаимодействии с оставшимися верующими в гетто:
“В конце 1944 года, скрываясь по кладбищам, заброшенным церквям и домам бесстрашных друзей, я был одним из немногих выживших евреев в Варшаве за пределами гетто. На территории гетто было 5 тысяч евреев, оставшихся от 500 тысяч живших в Варшаве. С Божьей помощью я тайно проник в гетто и смог утешить нескольких еврейских верующих, которые были всё ещё живы. Другие еврейские братья слышали послание и уверовали в Мессию.” [4]
Фридланд был одним из самых известных мессианских евреев, выживших в Холокосте. Это свидетельство из первых уст дало информацию про жизнь еврейских верующих в Варшаве до и во время войны.
Одним из наиболее значимых голосов еврейских верующих был голос доктора Людвика Гиршфельда, автора книги “История жизни”. Дембовски говорит: “Герцфельд (называя его именно так!) является самым осведомлённым источником информации о гетто и многих аспектах повседневной жизни его обитателей” [5].
Автобиография Гиршфельда, написанная вскоре после его побега из гетто, даёт детальное описание его жизни и жизни других людей, а также содержит свидетельство его прихода к вере. Он был очень уважаемым учёным, который служил доктором в польской армии в Югославии. Там он начал дело своей жизни, разработку методологии идентификации типов крови, которую учёные используют до сих пор. Гиршфельд стал верующим в двадцать лет, и жизненная сила его веры проявляется и в его работах, и в его поступках.
Согласно записям различных еврейских миссий и церквей, перед Холокостом было много обращений. И они продолжались вплоть до разрушения гетто. Варшава, очаг мессианской активности, был домом для более чем дюжины еврейских миссий.
Верующие, которые пришли к вере через представительства еврейских миссий и евангельские церкви до и во время гетто, знали цену своей веры. Эти истинные верующие нашли в Мессии утешение в своём тяжёлом положении.
И хотя у нас не так много записей их голосов, однажды мы услышим истории их мученичества и страданий. В вечном царстве их голоса поднимутся вместе с нашими в хвале и поклонении Тому, Кто страдал за нас и был воскрешён с триумфом, победив смерть, зло и всякого врага Бога и Его избранного народа. Благодать нашего Мессии и Господа уничтожит ужас гетто.
[1] The Teacher’s Guide to the Holocaust: http://fcit.usf.edu/holocaust/timeline/ghettos.htm
[2] IMCCAJ Vienna Conference 1937
[3] Peter Dembowski, Christians in the Warsaw Ghetto: An Epitaph for the Unremembered, (Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2005) 68.
[4] http://www.messianicassociation.org/bio-frydland.htm
[5] Dembowski, 114.
Автор — Митч Глэйзер / chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!