Еврейская мессианская идентичность: теряем ли мы еврейство, веря в Иисуса?

Еврейская мессианская идентичность: теряем ли мы еврейство, веря в Иисуса?

Бенджамин Дизраэли. Один из самых известных евреев в истории, который был премьер-министром Британии и одним из самых выдающихся еврейских политиков в Британской Империи. Королева Виктория даже сделала его графом. Дизраэли открыто называл себя евреем, который борется против антисемитизма. И он не скрывал своей веры в Иисуса и любви к Нему. Будучи христианкой, королева не понимала, почему он, будучи евреем, верил в Иисуса. Он объяснял ей, что как еврей он находится посредине между иудаизмом и христианством.

Он говорил: «Я — та самая пустая страница между Ветхим и Новым Заветом.»

Это не всегда легко объяснять тем, кто не понимает или, возможно, не желает понять, что нет ничего более еврейского, чем вера в Иисуса как еврейского Мессию.

В течение 2000 лет мы были некой странностью.

С одной стороны, еврейская традиция отвергает и исключает из еврейского общества евреев, которые верят в Иисуса. С другой стороны, христиане также неправильно понимают нас и наши терзания касательно своего еврейства. Перед тем, как мы поговорим о том, что значит быть верующим, и в частности еврейским верующим, мы должны ответить на вопрос:

Что значит быть евреем?

Ответ зависит от того, кому вы зададите этот вопрос. Народ Израиля — это одна большая смесь: ашкеназские и сефардские евреи, атеисты и ультраортодоксы... У каждого свой ответ на вопрос о том, кто такой еврей, и что значит быть евреем. Если вы ищете определение, с которым бы согласились все, то вы никогда его не найдёте. Для кого-то быть евреем — это вопрос биологической идентичности. Для других это этнос или национальность. А для кого-то это обычаи и соблюдение традиций.

Но во времена, описанные в Библии, идентичность Израиля определялась Его Божьим призванием.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Быт. 12:1-3)

evrei-iisus2

То есть, один из аспектов еврейства — это обещанная нашим предкам земля. Земля Израиля играет неотъемлемую роль в Божьем плане со времён Авраама. Мы видим это в истории Исхода, Храма в Иерусалиме, рождения, смерти и воскресения Мессии Иисуса. И сегодня пророчества о Земле Израиля исполняются прямо на наших глазах. Установление государства Израиль вопреки всему показывает, что Бог верен Своим обетованиям.

Если вы происходите от Авраама, Исаака и Иакова, вы являетесь частью народа Божьего, избранного быть отделённым. Он отделил Израиль от всех других народов, чтобы он был Его представителем, чтобы другие народы могли услышать о Нём. Израиль был призван быть светом для народов, научить народы о Боге и Его путях. Но на практике сегодня иудаизм отвергает пути Бога и Его Мессию и, в конечном итоге, становится противоположностью Божьего посланника и света для народов, смотря свысока на другие народы и дистанцируясь от них, не желая иметь с ними ничего общего.

Но там, где мы оплошали как народ, успеха достиг Мессия. Иисус как еврейский Мессия и главный представитель народа Израиля преуспел в донесении Бога Израиля всем народам мира. Сегодня более двух миллиардов неевреев по всему миру приняли спасение Бога Израиля, именно так, как пророчествовал Исаия:

«Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.» (Ис. 49:6)

История показывает, что, подобно Дизраэли, всегда были евреи, которые верили в Иисуса. Фактически, изначально среди поверивших в Иисуса не было неевреев, только евреи! Все Его ученики были евреями, равно как и почти все первые верующие. В то время вопрос заключался в том, нужно ли и язычникам верить в еврейского Мессию.

Для еврейских учеников было непросто понять, что Бог создал и любит всё человечество, и что Мессия пришёл, чтобы отдать Свою жизнь и быть примером для всего человечества — и евреев, и неевреев. Глядя на Божье обетование Аврааму, мы видим, что от его семени благословение должно прийти ко всем народам, а не только к еврейскому.

«И благословятся в тебе все племена земные.» (Быт. 12:3)

Иисус — еврейский Мессия, который пришёл из народа Израиля, но Он пришёл не только для Израиля. Вера в Мессию, который предпочитает один народ всем другим, — это вера в Бога-расиста.

evrei-iisus3

Развитие раввинистического иудаизма

Все историки и теологи скажут вам, что Новый Завет — это еврейская книга. Но иудаизм того времени как иудаизм Ветхого Завета — это совершенно не то, что иудаизм сегодня. Они оба называются иудаизмом, но между ними осталось очень мало общего.

Всемирно известный эксперт по раввинистической литературе из Еврейского Университета в Иерусалиме Авигдор Шинан сказал:

«Наша теология — это не теология Библии. Традиции, которые мы соблюдаем сегодня, не из Ветхого Завета, это традиции раввинов. Законы Шаббата, соблюдения кашрута и тому подобное — это не из Писания. Не из Библии. В ней нет синагог, нет ритуальных благословений или особенных молитв, бар-мицвы или молитвенных покрывал. Ничего из того, что вы считаете еврейским, если вы проверите его происхождение, нет в Библии. Это из раввинистической литературы. Вот где всё это начинается. Где в Библии иудаизм? Моисей никогда не говорил, что он исповедует иудаизм. Авраам никогда не назывался иудеем. Так же и Давид. Только Мардохей был назван «Иудеянином», и это было в конце Ветхого Завета, во время изгнания в персидскую эпоху.»

(Под иудеем в данном случае имеется в виду человек, исповедующий иудаизм. В иврите есть два различных термина: иври и йеhуди, обозначающие, соответственно, национальную и религиозную принадлежность. В английском оба термина, как правило, переводятся как jew, что вызывает путаницу. Подобная путаница возникает и в русском языке, где слово еврей часто используется в двух значениях. — прим. пер.)

Как же иудаизм оказался так далеко от своих библейских корней, с одной стороны, и отвергающим мессианских евреев с другой? В 132 году н.э. Шимон Бар-Кохба возглавил еврейскую революцию против римлян, но во время революции религиозный лидер рабби Акива провозгласил, что Бар-Кохба — мессия, даже несмотря на то, что тот был воином, известным своей варварской жестокостью. Вначале верующие в Иисуса евреи поддержали восстание против Рима и хотели помогать сражаться за Израиль и защищать его. Но когда рабби Акива провозгласил Бар-Кохбу мессией, мессианские евреи вынуждены были отозвать свою помощь. Потому рабби Акива вместе с Синедрионом создали длинный перечень законов, чтобы исключить мессианских евреев из иудаизма раввинов. Эти законы запрещали любые контакты с еврейскими последователями Иисуса.

Самый большой удар был нанесён, когда Синедрион решил изгнать мессианских евреев из синагог, добавив проклятие верующих к 18-ти благословениям (молитва «Шмонэ Эсре» или «Амида» — прим. пер.), которые произносятся в синагоге трижды в день.

evrei-iisus4

«Благословение, которое по сути является проклятием, направлено против всех христиан, и некоторые считают, что оно конкретно направлено против мессианских евреев, которые верят в то, что Иисус является Мессией, но продолжают молиться с евреями в синагогах. Согласно этому взгляду, данная молитва была создана для того, чтобы устранить и предотвратить любое их влияние на еврейскую общину.»

Таким образом, за последние 1900 лет раввинистический иудаизм вытеснил мессианских евреев. Но, как бы они ни старались, мы всё ещё здесь.

Еврейство Иисуса

Раввинистический иудаизм не только не является истинным библейским иудаизмом Библии, но раввины попытались от него избавиться, и сейчас от него практически ничего не осталось . Две тысячи лет они пытались промывать мозги еврейскому народу, настраивая их против нас.

Рабби Аарон Мосс говорит: «Конечно же, еврей может верить в Иисуса. Точно так же, как вегетарианец наслаждаться стейком.»

Но слова рабби Мосса — это просто дешёвая пропаганда и манипуляция. Иисус был евреем. Он учил еврейским Писаниям. Все Его последователи были евреями. Какие праздники они праздновали? Еврейские праздники! А где они жили? В Вавилоне? Нет, в Израиле! Новый Завет — это еврейская книга, написанная евреями, описывающая жизни евреев здесь, в земле Израиля. Вы замечаете иронию? Герой Нового Завета, Иисус — еврей, который жил в Израиле, а герой Талмуда, написанного преимущественно в Вавилоне, — рабби Акива, который, согласно преданию, был сыном обращённого из язычников потомка ханаанского полководца Сисары.

Еврейские праздники также указывают на Иисуса и Его идентичность как Мессии. Это становится ясно, если посмотреть на праздники. Тайная Вечеря, например, не была событием в Ватикане. Это была еврейская пасхальная трапеза, которую Иисус проводил со Своими учениками. В Иерусалиме. Каждый элемент Тайной Вечери имел большое значение для учеников, напоминая им о великом спасении из Египта. Иисус использовал эти элементы, чтобы показать Своим ученикам, что точно так же, как кровь пасхального агнца вынудила ангела смерти пройти мимо израильтян, так и кровь Мессии защищает, искупает и спасает. Так же и жертва в День Искупления, которая искупала грехи Израиля, указывала на великое спасение: искупительную жертву Мессии. Каждый библейский праздник символизирует Мессию и Его правление.

Silver wine cup with matzah, Jewish symbols for the Passover Pesach holiday. Passover concept.

Что значит наше еврейство?

Принимая всё это во внимание, вы можете увидеть, насколько сложна сегодняшняя ситуация. Мы считаем, что ключом ко всему этому является понимание того, что наше еврейство как мессианских еврейских верующих — это не просто биологический вопрос, это, прежде всего, вопрос культурный.

Причина, по которой мы вращаем дрейдл на Хануку, едим суп с кнейдлах на Песах и ищем афикоман, или зажигаем свечи в Шаббат, — не в том, что мы верим, что Бог повелел нам делать это, согласно раввинистическому Устному Закону, «данному» на горе Синай. Мы делаем это по той же самой причине, по которой садим деревья в Ту би-Шват, едим яблоки с мёдом на еврейский Новый Год или шашлык на День Независимости.

Эти вещи — часть еврейско-израильской культуры, как и приправа в нашей еде. И если еврейская культура подобна приправе, то каждый человек сам должен решить для себя, сколько приправы он хочет добавить.

Некоторым нравится много, другим чуть-чуть. Кто-то совсем не любит добавлять приправу. Суть в том, что, если вы любите много приправы, не пытайтесь заставить других добавлять столько же в их пищу, иначе они могу не захотеть её есть. Мы не должны позволять «приправе» отделять нас от других верующих, которые не обязательно являются евреями. Если Мессия пришёл для того, чтобы разрушить «разделяющую стену вражды», кто мы такие, чтобы восстанавливать эти культурные барьеры и отделять себя от других.

Мессианские евреи и Церковь

Но остаётся резонный вопрос: как вера в Иисуса превратилась из еврейского движения в христианскую религию, настолько отрезанную от своих еврейских корней? С самого начала некоторые верующие, особенно жившие в Риме, находились под влиянием греческой и римской культур, философий и политик. Появлялись лжеучителя, которые искажали Писание ради своих собственных политических целей. Даже в посланиях Павла мы видим, как он неоднократно предостерегает об этом церкви. Примерно в 4-м веке христианство стало официальной религией Римской империи, и большую часть своей истории оно находилось под властью католической церкви, которая длительное время была довольно антисемитской.

evrei-iisus6

Но внутри христианства всегда были течения, которые оставались верными Богу в духе и истине.

Помните Божий ответ Илие, когда ему казалось, что он был единственным своей вере? Бог заверил его, говоря, что есть ещё 7 тысяч человек, которые не предали свою веру. Подобно этому в Тёмные века христианства некоторые противостояли культурной волне своего времени и оставались верными Иисусу. Но дело в том, что многие «христиане» по-настоящему и не знали Иисуса или не понимали Его учение. Они слепо следовали за развращёнными религиозными лидерами, которые бесславили имя Божье и христианство. Перемены пришли после Средних веков благодаря Реформации, которая поставила под сомнение авторитет католицизма, и благодаря изобретению книгопечатания, что сделало Библию общедоступной. Как и во дни Ездры и Неемии, началось духовное пробуждение и многие христиане начали возвращаться к библейским истокам своей веры.

Сегодня по всему миру живут миллионы истинных христиан, известных под разными именами, многие из которых любят Израиль и еврейский народ, протестантов, евангельских христиан и т.д. Сегодня мы по всему миру видим верующих из многих деноминаций, возвращающихся к еврейским корням своей веры.

Мы также являемся свидетелями восстановления Израиля благодаря серьезной поддержке христиан, которые помогли нам создать своё государство и продолжают помогать до сего дня. Фактически, мессианские евреи при сильной поддержке христиан основали первую больницу в Израиле, первую школу для девочек, первую радиостанцию и многое другое. Верующие из евреев и неевреев в равной степени имеют привилегию следовать за Иисусом и делать то, к чему всегда был призван народ Израиля: быть царством священников и являть Бога Авраама, Исаака и Иакова всем народам мира. Ни один другой духовный лидер за всю историю не привёл так много язычников к Богу Израиля, как Иисус.

Наша сегодняшняя идентичность как верующих в Иисуса

Как для мессианских евреев наша идентичность делится на две части. С одной стороны, мы всё ещё часть своего народа. Мы — тот остаток, о котором писал Павел.

«Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.» (Рим. 11:1-6)

evrei-iisus7

С другой стороны, мы братья и сёстры всем остальным верующим неевреям в Мессии. Именно они решили присоединиться к истинной еврейской вере Библии, а не мы присоединились к христианству!

Мы не обязаны соглашаться с раввинами, чтобы быть евреями, точно так же, как светский еврей не обязан ходить в синагогу, чтобы оставаться евреем. Подобным образом мы не обязаны соглашаться со всем, что происходит в нашей стране, чтобы оставаться любящими и верными её гражданами. Каждый человек желает быть любимым, принятым, уважаемым и ценимым обществом, в котором он живёт. Но как для мессианских евреев наша ценность основывается не на том, что про нас думают другие, а на том, что о нас думает Бог.

Мы не можем позволить себе, чтобы наша истинная идентичность базировалась на нашей национальности, нашей культуре или наших политических взглядах. Наша идентичность духовна и находится в Мессии, на небесах.

«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.» (Флп. 3:20-21)

Одно из наших призваний как верующих в Израиле — быть светом для нашего народа и «стоять в проломе» за него.

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.» (Рим. 10:1)

Итак, хотя мы можем быть евреями биологически, духовно наше еврейство выражается в нашей вере в Иисуса, еврейского Мессию. Однако, наша духовная семья включает в себя всех верующих в Мессию Иисуса, и на самом деле не имеет значения их этническое или генетическое происхождение. В духовном отношении, когда речь идёт о положении верующего перед Богом, на самом деле не имеет значения, евреи мы или нет. В культурном отношении, это вопрос личного выбора.

Я знаю, что это не просто. Быть мессианским евреем — это значит понимать, что ты меньшинство в меньшинстве, и периодически люди, которых ты любишь, воспринимают тебя как врага. Это та идентичность, которая влечёт за собой преследования как извне, так и в твоём собственном доме, и тебе часто приходится платить высокую цену. Но всё это блекнет в свете нашей привилегии представлять Мессию народу, который Он очень любит.

Меня зовут Эйтан, и я мессианский еврей!

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!