Во что верил Иисус? Какую религию исповедовал?

Во что верил Иисус? Какую религию исповедовал?

В 1960-м году Норман Казенс, бывший редактор издания “Saturday Review”, написал: “Есть все необходимые основания для того, чтобы иудаизм отказался от своего отвержения Иисуса. Его возвышающееся присутствие — это проекция иудаизма, а не его уничтожение.” [1] Тем не менее, спустя несколько десятилетий, Иисус всё ещё остаётся загадкой — еврей, который утверждал, что Он — Мессия, Господь и Бог, в результате чего за Ним последовали миллиарды людей и назвали себя христианами. Так к какой же религии принадлежал Иисус? Простой ответ: иудаизм. Иисус был раввином, учителем иудаизма. Он учил о Царстве Божьем, Он учил морали, и во время Своего последнего Пасхального седера Он говорил о новом завете (ссылаясь на Иер. 31:31-34), в соответствии с которым Бог должен записать Его законы в сердцах и умах Его еврейского народа. Когда Новый Завет описывает это, это делается для тех, кто понимает, Кто такой Иисус: обещанный Мессия, отдавший Свою жизнь за наши грехи и воскресший из мёртвых.

Иудаизм первого века

Но если религией Иисуса был иудаизм, то какой именно это был иудаизм? Если вы думаете, что современный иудаизм сложный, вы, вероятно, очень удивитесь. Во времена Второго Храма, — то есть во времена Иисуса, — иудаизм принимал самые различные формы, большинство которых несопоставимы с современными выражениями, ни культурными, ни какими-либо еще. Чтобы понять, к какому виду иудаизма принадлежал Иисус, нам следует взглянуть на секты Его времени. Некоторые из еврейских сект первого века, как они известны, упоминаются в Новом Завете, равно как и в других исторических источниках. Было четыре главные секты: ессеи, зилоты, саддукеи и фарисеи. Были также люди, известные как “люди земли”, и ещё одна группа под названием эллинисты. Это не столько секты, сколько описание определённых групп, игравших важную роль в истории Израиля того времени.

Люди земли (Аммей hаАрец)

“Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.” (Мф. 4:18)

“Люди земли” (множ. аммей hаАрец, ед. ам hаАрец) не были сектой, скорее они составляли большую часть населения Израиля. Подобно другим, они были потомками тех, кто были рабами в Египте, перешли Красное море, пришли в Обетованную Землю, отправились в изгнание и вернулись. Но это были обычные люди, жители обедневшей, истощённой и оккупированной страны, изнурённые тяжестью римских налогов и других видов угнетения. Они непрестанно работали на земле, чтобы она кормила их. Они забрасывали свои сети в озеро Кинерет. Они свирепели и молчаливо негодовали, когда римский легион вторгался в их деревни. Аммей hаАрец не были учителями или книжниками, они особо не изучали Священное Писание. Иисус родился среди Аммей hаАрец, вот почему и Его семья, и религиозные лидеры были шокированы Его глубокими религиозными знаниями и пониманием в Его молодом возрасте (Лук. 2:41-52). Вот почему та толпа, которую Он собрал как Своих учеников, вызывала сильное удивление. “Но этот народ невежда в законе, проклят он,” — говорили фарисеи в Ин. 7:49. Именно так они часто рассматривали простого человека: незнающим Тору и небрежным в соблюдении заповедей. Известный мудрец второго века рабби Акива отмечал, что до того, как стать раввином, он был ам hаАрец, и что он хотел побить раввинов! [2]. Между простолюдинами и учёными не было никакой любви.

jesus-religion2

Эллинисты

“Никто не может служить двум господам.” (Мф. 6:24)

Эллинисты также не были сектой, это скорее был образ мышления и жизни, который приняла значительная часть народа. Слово “эллинист” означает человека, следующего путями греков, и эллинисты возникли в период истории Хануки. Стоит отметить, что эллинисты было и до Хануки, и после неё. Крайних эллинистов можно было назвать эллинизированными. Эти люди полностью подчинились влиянию греческой культуры, отказывались соблюдать Тору и призывали других делать то же. Были и умеренные эллинисты, которые не доходили до таких крайностей. На самом деле, нет ничего нового под солнцем: современное еврейское общество отражает различные виды эллинизма, когда мы заводим разговор о том, должны ли евреи полностью ассимилироваться в окружающем обществе, принять только некоторые вещи из тех, что делают неевреи, или полностью отвергнуть внешний (нееврейский) мир. И следует также отметить, что даже самые соблюдающие Тору евреи находились под влиянием греческой культуры: современный пасхальный седер, вероятно, возник на основе греческого банкета под названием симпозиум [3]. То есть, эллинистов был целый спектр, а проблема возникла, когда греческая жизнь начала намеренно вытеснять еврейские обычаи и заповеди. Возвращаясь к Хануке — когда Маттафия, отец Маккавеев, увидел человека, который в глазах всего Израиля заколал свинью на языческом алтаре, “воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике” (1 Мак. 2:24). С кровью, капающей с его рук, Маттафия обратился к толпе и воскликнул: “Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!” (1 Мак. 2:27). Крайние эллинисты — это были те, кто не последовал за ним. Иисус родился в римской провинции под названием Иудея, в традиционной еврейской семье и, хотя они и были простолюдинами, тем не менее, Он воспитывался в культуре соблюдения Торы. (Как и в случае с эллинистами, аммей hаАрец были и до, и после.) Он учил, что еврейский народ не должен принимать материалистическую и идолопоклонническую культуру язычников, говоря:

“Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.” (Мф. 6:31-33)

Иисус учил Своих последователей, что они должны быть “светом миру” и “солью земли”. Это резко контрастировало с выступающими за ассимиляцию эллинистами, которые нарушили Божий завет с Израилем, чтобы лучше вписаться в окружающий мир.

А теперь давайте рассмотрим еврейские секты первого века, о которых говорится в Новом Завете: ессеев, зилотов, саддукеев и фарисеев.

jesus-religion3

Ессеи

“Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!” (Пс. 72:1)

Можно сказать, что истинная чистота была главной заботой Ессеев. Они считали еврейские власти в Иерусалиме коррумпированными и нечистыми. Современные наблюдатели, вероятно, назвали бы их “антиправительственной группировкой”. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий отметил дополнительные аспекты их верований:

“Доктрина ессев состоит в том, что всё на свете лучше всего объясняется Божьей волей. Они учат о бессмертии души и считают, что награда за праведность — это то, к чему следует стремиться... и к самой праведности: в такой степени, какой ещё не было среди людей... так что к этому обнаруживается у них всяческое усердное стремление“ [4].

Уставшие от “системы” и бесплодных споров между саддукеями и фарисеями, ессеи решили непрестанно искать Бога, считая себя истинным остатком Израиля. Часто они испытывали свою веру, подвергая себя испытаниям и живя в пустыне, как пуритане. Они оставляли и Храм, и Святой Город, и уходили в пустыню, никогда не женились и не держали рабов. Вероятнее всего, именно они написали Свитки Мёртвого Моря, которые были спрятаны в пещерах Кумрана. Они берегли священные тексты и ждали апокалипсис, ожидая, что в любой момент придёт суд и уничтожит Израиль. Как утверждал писатель Алан Ф. Сегал: “Ессеи лелеяли воинствующее тело традиции. Они считали себя детьми Израиля, которые после вторых сорока лет в пустыне покорят Землю Обетованную” [5]. Некоторые историки предполагают, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, был ессеем. Если так, то отношения Иисуса с Иоанном должны были быть единственным контактом Иисуса с ними. В любом случае, жизнь Иисуса противоречила философии ессеев. Хотя Он также делал акцент на чистоте и праведности, Он не отделялся от еврейского общества. Наоборот, Он даже считал проституток и сборщиков налогов Своими друзьями (Мф. 9:10) и с готовностью возлагал Свои руки на прокажённых (Мф. 8:3) и других людей, которые были ритуально нечистыми. Ничто так ярко не подчёркивает разницу между ними, как сравнение попыток Иисуса очистить коррумпированный Храм (Ин. 2:13-22) с ессейскими “пуританами”, которые предпочитали его просто бойкотировать. Следовательно, Иисус не был ессеем.

jesus-religion4

Зилоты

“Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.” (Мф. 26:52)

Зилоты были политическими активистами и революционерами. Подпитываемые сплотившей их ненавистью к Риму, они стали отдельной сектой во времена Первого еврейского восстания против Рима (66-70 гг. н. э.), хотя им предшествовали бандиты и сикарии (названные так в честь кинжалов, которые они носили с собой). Зилоты устраивали засады римским легионам и организовывали, по большей части неудачные, стычки с ними в сельской местности. У общества были смешанные чувства по отношению к зилотам, вероятно, наилучшим образом, выраженные Иосифом Флавием:

“Но что касается четвёртой секты еврейской философии, создателем которой был Иуда Галилеянин... они беспрекословно привержены свободе и говорят, что Бог — их единственный Правитель и Господин. Они также не боятся умереть любой смертью... и никакой страх не может заставить их назвать какого-либо человека своим господином. И поскольку это их непоколебимое решение известно многим, я больше не буду об этом говорить.” [6]

Зилоты выступали против сильнейшей империи, когда-либо известной миру, и были обречены на провал. В 5 главе книги Деяний цитируются слова известного мудреца Гамалиила, отговаривающего Синедрион от принятия мер против последователей Иисуса, ссылаясь на этих революционеров, действовавших ранее:

“После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится.” (Деян. 5:37-38)

Один из учеников Иисуса, Симон, назван “зилотом”, хотя неясно, был ли он прежде революционером, или же речь только о его темпераменте. Кроме этого и других случаев, Новый Завет не уделяет особого внимания религиозным революционерам того времени. На самом деле, Иисус осуждал насилие, уделяя гораздо больше внимания Царству Небесному, чем политическому климату в Своём народе (Мф. 26:52; Ин. 18:36). В одном случае мы читаем:

“Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” (Ин. 18:10-11)

То есть Пётр думал, что он защищает Иисуса от ареста и верной смерти, а Иисус подчёркивает, что “чаша”, которую Ему предстоит испить, включает в себя именно это.

Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что Иисус не только не был ессеем, но Он не был и зилотом.

jesus-religion5

Саддукеи

“Но учение саддукеев заключается в том, что нет жизни после смерти, и они не соблюдают ничего, кроме того, что предписывает им закон; они считают примером благодетели диспутировать с встречающимися им учителями философии; но эта доктрина принимается лишь немногими.” (Иосиф Флавий, Древности, 18:16).

Саддукеи были связаны со служением в Храме, и они в основном состояли из священников, чьё призвание, как верили они, сохранялось навечно. Они были подобны Иисусу в своей оппозиции устному закону фарисеев, но отличались от него в том, что Иисус следовал многим фарисейским традициям, если, по Его мнению, они не нарушали Тору. Саддукеи, в отличие от Иисуса, настаивали на том, чтобы следовать только законам Торы. В то же время, история священников и саддукеев показывает влияние эллинизма, поскольку многие из них достаточно ассимилировались в культурном смысле. Согласно Сегалу, кажущаяся несовместимость довольно иллюзорна, поскольку греческая философия брала лучшие идеи из еврейской мудрости:

“Трудность, с которой сталкивались Саддукеи, состояла в узаконивании греческой философии и образа жизни. Им удавалось выполнить это задание, используя множество аргументов о том, что Гомер и Сократ, на самом деле, были учениками Моисея — таковой была апологетическая традиция нескольких эллинистических еврейских авторов. Более того, смесь стоицизма и платонизма, которая была наиболее популярна в эллинистическом мире, была философски очень близка с книгами мудрости Еврейской Библии.” [7].

Многие споры Иисуса с саддукеями велись об их отрицании воскресения из мёртвых, что являлось одним из отличительных постулатов их веры. За исключением Своего суда перед лицом первосвященника, Иисус не встречался так часто с саддукеями, как с фарисеями, но мы знаем, что они не считали Его своим и не соглашались с Ним в богословских вопросах. Поскольку учение Иисуса отличалось от их учения в вопросах воскресения, и поскольку Он соблюдал традиции, выходившие за рамки одного только Писания [8], мы знаем, что Он не был саддукеем.

jesus-religion6

Фарисеи

“А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф. 22:34-36)

Фарисеи, хранители устного закона и традиций Израиля, были уважаемы народом. Они нехотя подчинялись Риму в надежде, что завоеватель позволит им сохранить если не их Город и Храм, то хотя бы их святое наследие. В сравнении с саддукеями и ессеями, фарисеи имели умеренные взгляды на своё время, пытаясь создать срединный путь, которому бы мог следовать весь Израиль. Сегал доходит до того, что говорит, что фарисеи пытались установить правила и процедуры экзегезы, по которым можно было бы понимать Писание: “В этом отношении они были коллегами саддукеев. Используя аналогию из американской юриспруденции, фарисеи были ‘вольными конструкционистами’ Торы, в то время как саддукеи были ‘строгими конструкционистами’.” [9]. Эта гибкость была одним из факторов, благодаря которым фарисеи остались актуальными в еврейской жизни. У Иисуса было много бесед с фарисеями (см., напр., Мф. 19:3-9; Мк. 12:28-34; Лук. 19:39), что говорит о том, что несмотря на то, какими бы заковыристыми ни были их вопросы, они считали Его голос важным и достойным их внимания. (Более поздний Талмуд полон бесед между раввинами, очень похожих на разговоры между Иешуа и фарисеями, записанными в Новом Завете.) Важно отметить, что в первом веке учителя назывались “рабби”, хотя раввинское рукоположение в той форме, как оно известно нам сегодня, возникло позже. Тот факт, что Иешуа называли “рабби” во многих случаях, указывает на Его статус (Ин. 1:38; 1:49; 3:2; 3:26; 6:25). Положение Иисуса среди фарисеев наиболее очевидно в Ин. 3:2, где один из ведущих фарисеев Никодим, ставший последователем Иисуса, называет Его “рабби”.

Иисус как раввин

Если Иисус был признан раввином в своё время, следующий логический вопрос таков: в чём Его богословские взгляды соглашались, а в чём отличались от взглядов других ведущих раввинов (фарисейских учителей) во время Его жизни?

jesus-religion7

В чём они соглашались

Как единственная выжившая после 70-го года н.э. секта, фарисеи были духовными предшественниками раввинов Израиля. Приведённые ниже цитаты из раввинистической литературы в значительной степени отражают фарисейское мышление.

Воскресение из мёртвых

Фарисеи: “Рабби Йонатан говорит: Откуда в Торе мы видим воскрешение из мёртвых? Оно выводится из этого стиха о трума (даянии) десятины: ‘И будете давать из них возношение Господне Аарону священнику’ (Числ. 18:28). Существует ли Аарон вечно, чтобы кто-то мог исполнить эту мицву (заповедь), давая ему труму десятины? Но разве Аарон вошёл в Эрец Израиль, единственное место, где евреи могли давать ему труму? Отсюда видно, что воскресение из мёртвых следует из Торы.” (Сангедрин 90b).

Иисус: “А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.” (Мк. 12:26-27)

Иисус [Марфе, чей брат Лазарь только что умер]: “Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?” (Ин. 11:25-26)

Воскресение из мёртвых было ключевым верованием среди фарисеев, которое разделял Иисус. Хотя они и не ожидали воскресения до конца века сего, собственное воскресение Иисуса вошло в историю ранее ожидаемого часа, подтверждая Его утверждения о том, что Он — Мессия.

Суть Торы

Фарисеи: “То, что ненавистно тебе, того не делай другому; в этом вся Тора, остальное — толкования” (Шаббат 31a). Бар Каппара поясняет: “Какой есть короткий текст, от которого зависят все основные принципы Торы? ‘Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои’ (Притч. 3:6). (Брахот 63a).”

Иисус: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.” (Мф. 7:12)

“Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.” (Мф. 22:36-40)

Хотя они и цитировали различные стихи, Иисус и фарисеи соглашались, что Тора в целом основывается на нескольких фундаментальных заповедях о нашем отношении к Богу и к другим людям.

Израиль, народ священников

Фарисеи верили в широкую и буквальную интерпретацию стиха: “Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым” (Исх. 19:5-6), и слов “Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие и царство и священство и святилище...” (2 Мак. 2:17). Фарисеи верили, что все евреи в своей повседневной жизни, а не только храмовое священство и евреи, посещающие Храм, должны были соблюдать правила и ритуалы, касающиеся очищения [10]. Этому стали придавать ещё большее значение после разрушения Храма.

Иисус: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” (Матф.5:48).

Пётр, ученик Иисуса: “Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.” (1 Пет. 2:9)

В чём они отличались

Не все фарисейские учения были обременительными, и Иешуа исполнял многие вне-библейские традиции, разработанные фарисеями. Однако у нас есть следующее заявление Иисуса:

“Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их.” (Мф. 23:1-4)

Различие между ними появляется в пятом стихе, когда Иисус говорит: “Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.” Вместо того, чтобы соблюдать Тору и традиции, чтобы этим служить Богу, эти фарисеи соблюдали их, служа самим себе. Фарисеи, о которых Иисус говорит в 23 главе Матфея, не представляют всех фарисеев. На самом деле, в Талмуде (трактат Сота 22b) описаны семь видов фарисеев — шесть отрицательных и один положительный. И хотя Иисус обращался к фарисеям в целом, в своём большинстве они отвергли Иисуса как Мессию. Поэтому Иисус критикует их за то, что они не были истинными пастырями людей, многие из которых поверили в Него, но скорее сбивали их с пути. В Мф. 23 Он разъясняет Свою критику. Он говорит людям поступать так, как учат фарисеи, но не жить так, как живут они (стих 3). Он указывает на то, что некоторые возлагали на других бремена, которые они и сами не могли носить (стих 4), или же хвастались своей религиозностью (стихи 5-7). Иешуа отмечал, что они делали больший акцент на меньших заповедях в ущерб более важным, тем самым упуская саму суть Торы (стих 23). Хотя это может показаться довольно жёстким для современного читателя, мы находим те же самые вещи в ТаНаХе, где пророки упрекали духовных лидеров своего времени.

jesus-religion9

Что случилось с фарисеями?

После разрушения Храма в 70-ом году н.э. саддукеи перестали существовать, зилотов больше не было, и ессеи, похоже, тоже исчезли. Оставшаяся группа, фарисеи, переселились на север в Явне, где они записали устный закон, сохранив таким образом учение мудрецов. В конце концов эти тексты стали основой Талмуда. Так началась эра раввинов. Как резюмирует это Йосеф Эйзен:

“Перед разрушением [Иерусалима] римлянами рабби Йоханан бен Заккай, великий и неутомимый лидер, заложил основы еврейского выживания. С согласия Рима он привёл в Явне величайших мудрецов Тора из народа, организовал большую ешиву, и воссоздал Синедрион. Свободные от саддукеев, иродиан, эллинистов, коррумпированных царей, Коhаним Гдолим (Первосвященников), и знати, всех тех, кто оставил еврейский народ во времена бедствия, единственные мудрецы имели доверие народа.” [11]

Последователи фарисеев сегодня — это ортодоксальные и консервативные евреи. (Реформистский иудаизм возник в 18-м веке как альтернатива традиционному иудаизму.)

Что произошло с учениками Иисуса?

“И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.” (Деян. 2:45-47)

Иисус сам назывался назарянином (Мф. 2:23; Мк. 14:67), потому Его последователей в конечном итоге назвали ноцрим — назарянами (“представители Назорейской ереси” в синод. пер. — прим. пер.) (Деян. 24:5). Позже, их начали называть христианами (Деян. 11:26; греч. христианои, откуда происходит слово “христиане”). Первоначально назаряне, еврейские верующие в Иисуса были представителями всевозможных типов еврейских верований и наследия. Ученик Иешуа Симон, вероятно, был зилотом [12], Стефан был эллинистом [13], Павел был фарисеем, Пётр — одним из аммей hаАрец. Сегодня христиан в Израиле всё так же называют ноцрим. И хотя сейчас этот термин может обозначать христианина с любым прошлым, вначале он относился к специфической группе внутри еврейского общества.

jesus-religion10

Так к какой религии принадлежал Иисус?

Иисус (Иешуа) был раввином — учителем иудаизма. То, чему Он учил, указывало путь возвращения к сути еврейской веры — спасению, как оно всегда и предлагалось: через веру в Бога и Его Мессию, через Божью благодать и незаслуженную милость. Иисус совершил окончательное искупление, чтобы спасение было доступным для каждого, от Израиля и до края земли.

По верованиям и образу жизни Он был близок к фарисеям, но Он также показывал и чёткое различие между фарисеями и Ним самим. Иисус провёл жизнь, не создавая новую религию, а провозглашая Божье Царство, уча и исцеляя, а Его жертвенная смерть стала вхождением в Новый Завет, уже обещанный Израилю в Еврейских Писаниях (Иер. 31:31). В этом Новом Завете Божья Тора должна быть записана на сердцах и в умах людей, что стало доступным для нас только благодаря любви и жертве Мессии.

Если бы Иисус сегодня пришёл на землю, где бы Его можно было найти? Без сомнения, в Иерусалиме, обсуждающим Тору с харедим (ультра-ортодоксальными евреями) и служащим людям всех классов и статусов возле Котель (Стены Плача), на улицах и в синагогах. Или, возможно, Он бы общался с людьми в Америке в еврейском общинном центре или поклонялся бы в синагоге в Амстердаме. Он бы учил, Он бы исцелял и Он бы задавал тот же вопрос, который задавал Своим ученикам: “А вы за кого почитаете Меня? ”

[1] “The Jewishness of Jesus,” American Judaism 10:1 (1960), 36
[2] Craig Keener, The IVP Bible Background Commentary: New Testament (Downer’s Grove, IL: IVP Academic), 272.
[3] Rich Robinson, “What is Authentically Jewish”
[4] Flavius Josephus and William Whiston. The Complete Works of Flavius Josephus: The Jewish Historian. Master Books, 2008, 423
[5] Alan F. Segal, “Society in the Time of Jesus.” Rebecca’s Children: Judaism and Christianity in the Roman World, Belknap Harvard, 50
[6] Josephus, 423
[7] Segal, 46
[8] Один из примеров можно увидеть во время Тайной Вечери, последнего пасхального седера Иисуса, когда Он пил несколько чаш — это более позднее добавление к требованим Торы.
[9] Segal, 53
[10] #Free_will_and_predestination
[11] Yosef Eisen, “Spiritual Leadership in Yavneh,” https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/2713638/jewish/Spiritual-Leadership-in-Yavneh.htm
[12] Или же его имя указывало на его темперамент.
[13] Хотя, очевидно, не крайнего типа; по крайней мере, он говорил по-гречески.

Источник — jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!