«Список Шиндлера» остаётся одним из самых трогательных фильмов всех времен. Он о том, как немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер спас около 1200 евреев во время Холокоста. Недавно христианские лидеры встретились в Израиле с одной из спасенных Шиндлером женщин.
В конце вышедшего в 1993 году фильма «Список Шиндлера» спасённые Шиндлером люди кладут камни памяти на его могиле в Иерусалиме. Ева Рац — одна из тех спасённых. Будучи маленький девочкой в 1945 году, она значилась под номером 201 в списке Шиндлера. Ее мать Фела была под номером 202.
«Каждый раз, приходя сюда, я очень волнуюсь, ведь я жива сейчас, благодаря ему. Когда в Польше у меня спросили: «Как вы пережили Холокост?», я ответила: «Во-первых, благодаря Всемогущему Богу, во-вторых, моей матери, и в-третьих, конечно же, Оскару Шиндлеру», — говорит Ева Рац.
На могиле Рац обратилась к христианским лидерам: «Я любила Шиндлера, «герра директора». Все мы его любили. Он действительно был милосердным ангелом. Мы точно знали, что он собирается сделать и как это было трудно».
Позже Рац рассказала собравшимся о Холокосте и жизни в лагере до того, как она встретила Шиндлера: «Немцы были ужасны. Двадцать пять ударов плетью по спине — почти каждый день. Раз в два дня они вешали людей на верхнем плацу без объяснения причин. Думаю, Гитлер и нацисты действительно были убеждены, что это и не люди вовсе», — рассказала женщина.
Христианские лидеры побывали здесь в рамках семинара, организованного мемориалом «Яд Вашем» и Музеем Библии.
Мемориал «Яд Вашем» в Иерусалиме посвящён сохранению памяти о Холокосте для будущих поколений. Он также стремится разъяснять нынешнему поколению опасности антисемитизма и молчания перед лицом зла.
«Когда проходил Холокост, церковь молчала. Мы не должны молчать сегодня», — уверена Сюзанна Кокконен, директор организации «Христианские друзья «Яд Вашем». Она ведёт семинар для христианских лидеров.
«Цель данного семинара — помочь христианским лидерам узнать больше об антисемитизме, Холокосте и современном Израиле. Что касается антисемитизма, мы привыкли думать, что он был в прошлом, но теперь в течение последних нескольких лет, мы видим, как он распространяется по всему миру. Так мы вдруг осознали, что эта тема очень актуальна. Действительно важно, чтобы церковные лидеры поняли, что происходит», — рассказывает Сюзанна Кокконен.
Десятидневный семинар оказал глубокое влияние на приехавших христианских лидеров.
«Этот семинар я мог бы назвать судьбоносным. Расширились мои границы: духовные, интеллектуальные, эмоциональные. Значительно изменилось мое представление об истории еврейского народа — после того как я побывал на этой земле, познакомился с местными, встретился с оставшимися в живых. Всё это было так трогательно!» —делится Эд Муска из церви «Mount Calvary».
Пастор церкви «Hope» Джош Филлипс планирует забрать домой свою новую любовь: «Это любовь к Израилю и еврейскому народу, которой я раньше в себе не замечал и которую не считал необходимой. Теперь же у меня есть желание быть партнером и защитником Израиля, еврейского народа», — говорит он.
Но Кокконен считает, что большая часть церкви до сих пор молчит: «Я вижу, как церковь молчит. Мы молчим об антисемитизме. Большинство из нас считает, что нас это не касается. Мы можем сказать, что это ужасно, отвратительно, что это плохо, однако мы не предпринимаем никаких конкретных шагов. Такой же заговор молчания существует и в связи с преследованиями христиан», — говорит она.
Директор международных семинаров в «Яд Вашем» Эфраим Кэй видит, что мировые события устанавливают тесную связь между евреями и христианами.
«Сегодня мы находимся в одной лодке — христиане и иудеи. Каждый день на всем Ближнем Востоке и в других местах убивают больше христиан, чем иудеев. Мы нужны друг другу. Существует столкновение цивилизаций, — рассказывает Эфраим Кэй, — Мы должны работать вместе, потому что это касается всех нас. И мы должны знать, чем опасен фундаментализм, радикальный, экстремистский ислам. Зло нельзя упускать из виду, особенно после Холокоста»
И он считает ценными эти семинары.
«Когда мы общаемся с этими евангельскими пасторами, у нас, израильтян, евреев, живущих здесь, появляется надежда. Однако нас окружают недоброжелательные соседи. И это нелегко. Но христиане оказывают нам большую поддержку, излучают оптимизм, что очень важно. Они принимают нас, мы принимаем их. Лучше и быть не может», — говорит Эфраим Кэй.
Ева Рац соглашается: «Я хочу, чтобы все знали, кем был Шиндлер. Шиндлер не был евреем. Он был христианином. И я уверена, что многие христиане поступили бы так же. Я верю в христиан».
Последнее: 26.07. Спасибо!