Они бродят от вебсайта к вебсайту, от статьи к статье в интернете, вставляя (хотя их никто об этом не просит) свои замечания касательно различных публикаций, которые вряд ли читали (о чем свидетельствуют сами их комментарии). Они критикуют много – размышляют мало. Сидя на своих перекошенных лавочках, они вообразили себя судьями, восседающими в черном облачении и седых париках, и бросают вокруг неодобрительные взгляды. Они – самопровозглашенные судьи, присяжные и палачи…
Если в старые добрые времена этим “разжигателям войны” нужно было попасть на страницы газет и журналов, чтобы их «услышал народ» – т.е. пройти через цензуру редактора и издателя, – то теперь они могут безжалостно “дубасить” свои жертвы одним нажатием клавиш. И они это делают. Теперь они могут огреть дубинкой сзади, даже не утруждая себя тем, чтобы посмотреть своей жертве в глаза. Они могут быть вульгарными, грубыми и непримиримыми. Саул победил тысячи, Давид – десятки тысяч, а троллинг – сотни тысяч.
Нам, христианам, не следует открывать рот от удивления каждый раз, когда мы сталкиваемся с троллингом, когда читаем злобные комментарии тех, кто в своей низости сеют раздор, зло, вражду. Мы не удивляемся, когда жабы и москиты производят подобных себе жаб и москитов. Но нас должно удивлять, когда крысы порождаются в храмах Божьего Духа; когда грязь течет из реки жизни, льющейся из сердца верующего человека.
Некоторые из нас стали, подобно гонителю Савлу, “онлайн-гонителями” Церкви Божьей. Вместо того чтобы использовать свои комментарии для “духовного оттачивания” своих братьев и сестер, мы их используем для оттачивания топоров, чтобы сносить нашим братьям и сестрам головы.
Наши оскорбительные и поспешные выпады полностью игнорируют пламенный призыв нашего Господа: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин. 15:12). Тот, кто отдал жизнь Свою за нас, призывает нас принять участие в драме любви. Но слишком часто мы неспособны ради своих братьев «пожертвовать» даже своим желанием осудить – не то, что своей жизнью.
Я не говорю, что нужно вообще отказаться от оценок людей и их мнений – не считаю, что критика вообще не нужна. Мы должны внимательно следить за доктринальной чистотой (1 Тим. 4:16). Но нам следует с любовью говорить истину друг другу (Еф. 4:15) – особенно, если эта истина сурова для наших ушей. Дух критиканства, выискивания недостатков и придирки – не от Бога.
Сердце, исполненное любви, содержит больше ободрения, чем сердце, исполненное осуждения. Чарльз Сперджен описывал вечно недовольных верующих как тех, кто готовы найти пороки даже у самих апостолов. “Никто ничем не может им угодить. Они во всех и всем готовы найти недостатки и делают это с широким размахом. Кифа для них слишком прямой, а Аполлос – слишком утонченный. Павел – слишком любит спорить, а Тимофей – слишком молод. Иаков – слишком суров, а Иоанн – мягок… Однако, пусть каждый слуга Божий несет Божью весть так, как может. Перед своим Господином он стоит или падает”.
И тем более мы должны помнить, что если человек “стоит” перед своим Господином, другие слуги не должны “сбивать его с ног”. Не следует обливать его грязью в твиттере и роптать, словно Божье намерение для нас – не решать как-то проблемы, но их усугублять. Не подобает нам жаловаться непрестанно с Экклезиастом: “Все суета. И это пост – суета! И эта статья – суета. Нет ничего нового под солнцем интернета!” Вместо этого давайте показывать жизнь с Богом под другим углом.
Когда мир видит наши комментарии, он должен видеть взаимное уважение и любовь, которые отличают детей Божиих от детей дьявола (1 Ин. 3:10). Это не призыв к обнимашкам. Это призыв к воздержанным суждениям, милосердию и культивированию сердца, имеющего достаточное удовлетворение в Боге, чтобы дарить в сетях ободрение другим, доказывающее, что мы действительно научены Богом любить друг друга (1 Фес. 4:9).
Мы призваны быть в Христе “неукоризненными и чистыми, детьми Божиими непорочными, среди рода порочного и развращенного, в котором вы сияете как светила в мире” (Фил. 2:15). Кто из нас будет являть людям свет радости, если мы известны только своими жалобами, осуждением друг друга в соцсетях и бесплодными дискуссиями?
Сегодня самые мудрые замечания просто теряются в навозе негативщины в разделах для комментариев. Таким образом, если вы – знаток духовности, который смешивает с грязью действительно глубокие, духовные мысли, я призываю вас отложить глупое детство и правильно использовать свой аналитический дар. Моя цель – не воевать с вами, но завоевать ваши души. Нам нужны острые умы, наблюдательные глаза и смелые комментарии.
Если вы – рука, не выдирайте глаз. Если вы – левый каблук, не раздавливайте палец правой ноги. Пусть ваша речь будет приправлена солью, а не цианидом, чтобы вы были способны выбирать правильный тон, чтобы мир мог слышать дивную музыку, а не пустой звон. Даже если вы постигли все тайны мира и достигли всего познания, но не имеете любви, вы – никто, и ваши речи – ничто (1 Кор. 13:2).
Истина не противопоставляется любви. Они – сестры, поэтому должны быть нераздельны в наших дискуссиях. Именно на этих двух столпах зиждется церковь.
“Чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; из Него всё Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви” (Еф. 4:15-16).
Как же нужно писать комментарии, чтобы они были христианскими? Рассмотрите несколько вопросов, которые полезно задавать перед постингом:
- Исходят ли мои комментарии из сердца неудовлетворенного или довольного в Боге?
- Молюсь ли я о человеке, которого касается мой комментарий?
- Действительно ли я потрудился понять, что хочет сказать этот человек?
- Люблю ли я этого человека (1 Петр. 2:15-17) – даже если он, скорее, враг, чем друг (Мф. 5:43)?
- Не пытаюсь ли я просто выиграть спор?
- Как бы я сформулировал свое критическое замечание, если бы говорил его лицом к лицу?
- Довольствовался бы я лишь критикой «в личку», а не публично?
- Как нужно сформулировать свой комментарий, чтобы это принесло назидание и этому человеку, и тем, кто его читает?
- Действительно ли эта критика уместна сейчас?
- Допускаю ли я мысль, что могу оказаться неправ?
- Я сею мир или раздор?
Снова-таки, говорить истину с любовью – значит, стараться избегать оскорбительных слов. Это не означает разбавления истины до эклектического уровня или замалчивания важных доктринальных или экзегетических различий. Иисус часто высказывал Своим ученикам Свое несогласие, даже жестко обличал их. Но вместе с тем Он пошел на крест за них. И мы должны, как и Христос, являть людям любовь – в онлайне и вживую.
Грег Морзе / Голос Истины по материалам Desiring God
Последнее: 01.01. Спасибо!