Если бы можно было выбрать наиболее отвергаемый тип людей в обществе первого века, это был бы сборщик налогов. Еврейский народ, по праву скептически относящийся к римской власти, рассматривал сборщиков налогов как изменников, как тех, кто охотно вступает в сговор с правительством, чтобы собирать высокие налоги, при этом оставляя себе солидную комиссию. Их работа считалась грязной, поскольку они наживались на экономической нищете собственного народа.
В Евангелиях сборщики налогов, которых часто называют «мытарями», как правило ассоциировались с откровенными грешниками, представляя низы общества.
Поэтому, когда Иисус хотел преподать Своим ученикам урок покаяния, прощения и подлинной веры, тот факт, что Он выбрал для иллюстрации мытаря показался им странным. А то, что Он выбрал фарисея в качестве контраста, было еще оскорбительнее.
И все же послушайте, как Лука формулирует притчу Иисуса: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» (Луки 18:9).
Кто такие хорошие люди?
Фарисеи были хорошими людьми. Они справедливо испытывали отвращение к коррумпированным государственным служащим, которые преследовали своих сограждан от имени правительства и наживались за чужой счёт. И все же, кто больше всего осознает свой грех в этой притче? Это мытарь, который пошел в храм с опущенной головой и тяжелым сердцем, исповедуя свой грех и умоляя Бога о пощаде.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Луки 18:13)
Будь милостив ко мне, грешнику!
В то же время фарисей — тот, кто известен в обществе своей благожелательностью и добродетелями, и кто уж наверняка погрозил бы пальцем алчному, — был наименее самосознательным и далеким от милосердия. Послушайте его и услышьте отголоски нашей эпохи:
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Луки 18:11–12)
Я хороший человек. Я на правильной стороне во всех правильных вопросах. И я здесь, чтобы публично заявить об этом тем, кто не настолько хорош, как я.
Наша фарисейская культура
От COVID до расовых волнений и политических выборов, вызывающих разногласия — в 2020 году не было недостатка в возможностях поверить в себя и смотреть на всех свысока. Бренды спешат напомнить нам, что они на стороне науки, против расизма и хотят, чтобы мы голосовали. А наши социальные платформы похожи на современные храмы, где, подобно фарисею, мы можем несколько раз в день разъяснять, что мы не такие, как эти жадные госслужащие. Даже дома мы не застрахованы от демонстрации наших взглядов на табличках у себя во дворе.
Для христиан ценной является возможность показать миру наши основания, провозгласить истину и быть готовыми «всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Мы должны без колебаний использовать свой голос, чтобы встать на защиту уязвимых и против несправедливости. И все же наши слова могут так легко трансформироваться из пророческого свидетельства в фарисейские клановые сигналы. И христиане не застрахованы от того, что стало культурным ритуалом данной эпохи — от провозглашения того, что мы находимся на правильной стороне по любым вопросам. Мы испытываем искушение возвещать о нашей собственной праведности, давая понять всем — в социальных сетях, в статьях и блогах, даже в издаваемых книгах, — что мы не такие, как все прочие, другие христиане.
Рассмотрим историю, которую иногда рассказывают наши церковные сайты. «Новозаветная церковь» подразумевает, что другие евангельские общины не верны Новому Завету. «Церковная жизнь иного рода» подразумевает, что церковная жизнь в любой другой церкви города не так уж и хороша. Или внимательно просмотрим на список популярных книг или статей. Часто ключевой темой является дифференциация: я не похож на тех христиан, которые вам не нравятся.
Социальные сети могут быть наиболее публичным форумом для такого рода фарисейства. Здесь мы смакуем наихудшие, тщательно отобранные крайности из других традиций и учений, чтобы дать миру понять, что мы лучше – мы более образованные, более библейские, более чистые. И алгоритмы этому способствуют! Ведь чтобы привлечь как можно больше внимания в интернете, достаточно применить в чей-то адрес острый язык — и наши критики будут в ярости, а фанаты — в восторге.
Учитесь смирению у Иисуса и Павла
Так как же нам избежать этого искушения? Возможно, нам нужно еще раз вернуться к уроку Иисуса из притчи: помните, Он упрекает людей, которые хотя и подчеркивали, однако не воплощали святость и чистоту. То, к чему стремились фарисеи, не было незаконным, но они не осознавали свою собственную греховность. Однако путь к обновлению лежал не в публичных проявлениях благочестия; он находился в смиренном плаче о милости от святого Бога.
Павел это понимал. Будучи в прошлом фарисеем, он назвал себя «первым из грешников» (1 Тимофею 1:15). Когда он смотрел на себя, он видел не того, кто отдавал десятую часть своего дохода; он видел человека, чье сердце было склонно ко греху так же, как сердце мытаря, просящего о милости. Это не помешало Павлу смело говорить правду, но породило дух смирения. Павел видел себя прощенным грешником, говорящим другим грешникам о Том, Кто прощает грехи.
И так же должны и мы. Существует огромная разница между публичным осуждением публично произнесенной ереси, уважающим достоинство тех, с кем мы не согласны, и нравственным прихорашиванием, совершенно не дающим возможности брату или сестре объясниться. Первое опровергает ложное учение и назидает Тело Христово; второе же провозглашает нашу собственную праведность пред хором поклонения.
Противостоять искушению фарисейства — значит быть контркультурным. Это значит сопротивляться самопродвижению на согнутых спинах других христиан. И это совершается в различных мелочах: в спорах, от которых мы отказываемся участвовать, и с помощью слов, которые мы используем, когда всё-таки принимаем участие в обсуждениях. Но больше всего мы сопротивляемся самоправедности, когда открыто признаём, что наши грехи столь же нечестивы, как и грехи тех, кого мы склонны презирать больше всего.
Автор — Дэниел Дарлинг / thegospelcoalition.org
Перевод — Яна Резник для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!