Иаков оставляет своих родных, чтобы найти жену. Вы знаете эту историю. Он встречает Рахиль, которая, согласно Библии, «была красива станом и красива лицем» (Быт. 29:17). Он влюбляется в неё и просит у Лавана её руки и сердца в обмен на семь лет работы. После семи лет он так рад тому, что наконец-то женится на Рахиль. Но Лаван, этот коварный человек, меняет Рахиль на её менее привлекательную старшую сестру Лию.
«Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввёл её к нему; и вошёл к ней [Иаков]». (Быт. 29:22-23)
И вот самый забавный стих: «Утром же оказалось, что это Лия».
Именно так сказано на иврите (Дословно: «И было утро, и вот: это Лия» — прим. пер.). Возможно, этот стих не кажется вам забавным. И, по правде говоря, эта история начинается довольно трагично, но она несёт в себе очень важное послание для нас с вами.
Лия не была уродливой
Но вот здесь перевод не верный. Лея не была уродливой, как нам нравится думать. Библия не говорит, что у неё были «слабые глаза». На иврите это слово רקות/ракот, и оно означает, что у неё были приятные или нежные глаза. Также не сказано, что у Рахиль был красивый «стан» (что мне всегда казалось странным для Библии), но сказано, что она была יפת תואר/яфэт тоар, что значит красива настолько, что невозможно описать. В современном иврите это значит «очень привлекательная!» То есть, в то время, как Лия была не уродливой, её сестра была красива, как супермодель. И конкурировать с этим для молодой и неуверенной в себе женщины может быть сложно.
Иаков возвращается к Лавану, и он не доволен. Они приходят к соглашению, согласно которому он получает обеих девушек в жёны вместе с их служанками.
Когда тебя не любят, это ранит!
В древнем мире было обычным делом наличие нелюбимой жены в семье. Тора даже предусматривает обеспечение для сына нелюбимой жены, чего не было в других культурах. Было обычным делом иметь много жён, и многие из этих невозрождённых мужей предпочитали одну жену другим. Иаков любил Рахиль, но не любил Лию.
Библия говорит, что «земля трясётся» под ногами замужней женщины, которая нелюбима (Притч. 30:23; ивр. שְׂנוּאָה — «ненавистная», это же слово использовано в НРП и пер. Д. Йосифона — прим. пер.). Господа возмущает то, что женщина подвергается насилию или что она нелюбима своим мужем. Бог был настолько опечален ситуацией Лии, что закрыл утробу её сестры Рахиль и открыл её утробу.
«Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна». (Быт. 29:31)
От горечи к победе
И Лии было трое сыновей, и она даёт им имена, подчёркивающие её страдания.
- Реувен (Рувим) — «Господь призрел на моё бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой».
- Симеон — «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего».
- Леви (Левий) — «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трёх сынов».
Отсутствие любви со стороны Иакова стало её «идентичностью». Она думала, что если бы только Иаков полюбил её, тогда она бы стала счастливой и удовлетворённой. И родить сына в древние времена, безусловно, считалось достойным почёта. Если ты не можешь иметь сыновей или вообще детей, как Рахиль, ты считалась проклятой или даже неполноценной. В те времена наиболее желанной вещью, которую может дать жена, считалось рождение сыновей.
Лия думала, что это её билет к тому, чтобы стать любимой! Каждый раз, когда она рожала, у неё было это ложное ожидание, что Иаков поймёт, что даже несмотря на то, что она не так красива, как её младшая сестра, она настоящий бриллиант. Она достойна. Она рождает мальчиков! Но это не работает.
Похоже, что в какой-то момент Лия примирилась с Богом, несмотря на своё несчастье. Понимаете, друзья, на самом деле не имеет значения, любит ли вас ваш муж или нет. Не поймите меня неправильно — он должен это делать. Но вы можете испытывать Божью любовь, несмотря на него. То же самое касается нелюбимого ребёнка. На самом деле, каждого, кто позволяет разочарованию в отношениях, если можно так сказать, приклеить себе ярлык нелюбимого или неприятного.
Дело не в вас!
Дело не в вас — в нём! Моя жена Элана недавно встречалась с женой одного пастора. Она рассказала мне, что эта женщина очень привлекательная и у неё очень приятный характер. И тем не менее, её муж, пастор, бросил её! Несмотря на то, что все мы назвали бы «привлекательностью» внешней и внутренней, он изменил ей. Не важно, насколько вы красивы и как все говорят о вас, что вы красивы, такие вещи сказываются на нашей самооценке.
Враг говорит вам, что вы заслуживаете этого. Вы не привлекательны. Вы не заслуживаете любви. И, тем не менее Бог, ваш создатель и творец, говорит о вас следующее:
«Господь Бог твой среди тебя, Он силён спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием». (Соф. 3:17)
У Лии было откровение!
В какой-то момент, похоже, Лия открыла свою ценность в Боге, а не в Иакове. Это отражено в имени, которое она даёт следующему ребёнку.
Иуда — «Теперь-то я восхвалю Господа».
Ничего ни говорится о том, что она нелюбима или нуждается в любви Иакова. Она просто благодарна Богу за своего сына Иуду. И это более, чем иронично — возможно, даже пророчески, — что она находит свою ценность в рождении праотца Иешуа, который, как и царь Давид, произошёл из колена Иуды.
После этого она не стала идеальной. Когда её служанка родила двух сыновей, она дала им положительные имена, связанные с удачей и счастьем. Но когда она рождает Иссахара, она говорит: «Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему».
Но затем, через какое-то время после рождения Иуды, она рождает своего последнего сына Завулона и говорит: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов».
Но даже при непрекращающейся жажде по любви Иакова мы не видим страданий, как раньше, когда она жалуется на то, что нелюбима. Она нашла любовь в Боге. И вы тоже можете, вне зависимости от вашей ситуации! Он рядом с вами, и Он любит вас!
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Спасибо переводчице, что обратила внимание на Притч. 30:23. Я сначала растерялся. Затем понял, что уважаемый автор по какой-то причине не совсем корректно использовал стих, придав ему противоположный смысл. В Синодальном переводе, на мой взгляд, дан если и не совершенный в плане перевода, то в плане передачи смысла отличный вариант — «позорная женщина».