Я помню, как зашла в дом своей новой подруги. Я так радовалась ее приглашению на группу по изучению Библии: после переезда в новую страну и присоединение к новой церкви я не знала, с чего начать строить отношения. Но моя радость быстро сменилась болью: разглядывая ее дом с высокими потолками и красивым ковром, я вспомнила о моем скромном, маленьком домике, в котором еще не было нормальной двери.
Я пролистываю новостную ленту в соцсетях и где-то внутри начинает глодать этот древний, и такой современный, грех – зависть. О вещах, внешности, внимании. Уныние о чьих-то возможностях, таланте, успехе. Тайная радость при чьем-то провале, неудаче. Как ревность, так и зависть, шепчут мне одни и те же горькие слова: этот мир в долгу у меня. Люди, мир, и за всем этим Бог, утаивают, удерживают от меня, или посягают на то, что должно принадлежать мне.
Библия много говорит о зависти. Как Ветхий Завет, так и Новый, настаивают: завистливость несовместима с нашим призванием быть народом Божьим. Зависть – гниль нашей душе (Пр. 14:30). Родившись в сердце, убежденном в своем праве решать, что хорошо для меня, а что плохо, зависть не дает мне удовлетворительных ответов, но посылает меня бегать по кругу в моих мыслях и чувствах от обиды к горечи, от гнева к ощущению потерянности и обратно. Из-за нее возникают беспорядок и всякое зло (Иак. 3:16, Гал. 5:20), и в конечном счете, если ей дать волю, она приводит к ненависти – что хорошо видно из жизни Сарры, Саула, Каина (1 Ин. 3:12). Зависть настолько пронизывает нашу жизнь, что Екклесиаст записал: «И увидел я, что весь труд и все достижения происходят от зависти людей друг к другу. И это тоже суета, это – погоня за ветром» (Еккл. 4:4), и Сам Бог включил запрет на зависть в 10 заповедях (Исх. 20:17). В Новом Завете авторы наставляют Божью церковь в хождении «достойном Евангелия» – что означает жизнь, свободную от зависти.
В Божьем присутствии нет места завистникам. Он через века постоянно открывает Своему народу и всему человечеству, насколько Он благ и достаточен на все, насколько совершенна Его суверенная воля и насколько прекрасен Его план для нас, несущих Его образ. Зависть расценивается Богом как идолопоклонничество (Кол. 3:5, Еф. 5:5) – и так и есть: потому что мы, будучи неудовлетворенными Им и Его благостью, возлагаем свое упование на вещь. На небесах не будет идолопоклонников, говорит нам Павел. Идолопоклонничество ведет к смерти, говорит нам псалмопевец (Пс. 135:18).
Что делать, когда зависть начинает отравлять мое сердце? Села за Писание, и увидела концовку притчи о блудном сыне (Лк. 15:11–32). Иисус, подводя итог, добавил еще один момент, через который семья блудного сына (а вместе с ней и я) могла испытать действие благодати – благодати, величием которой и хочет ошеломить нас Иисус в этой притче о благом и любящем Отце. Я слышу сердитые, горькие слова старшего сына, который, увидев, какая честь была оказана его младшему брату, отказался войти в дом. В один момент эта ревность и зависть затмили в его глазах не только тот факт, что ничем он не был обделен, но и факт чудного возвращения его брата.
А ответ отца старшему сыну необыкновенно прост, но глубок: все мое – твое. Радуйся со мной о чуде, принесшему мне огромную радость (Лк. 15:31,32).
Вот какие шаги я предпринимаю, отталкиваясь от этих простых слов:
1. Как говорил мой наставник давно и часто: однокопеечной монетой можно затмить целое солнце, если поднести ее очень близко к своему глазу.
Оторву глаза от того, что вызвало зависть/ревность.
2. Библия неоднократно говорит нам, что зависть – это идолопоклонничество. «Поэтому умертвите в себе все, что еще принадлежит к греховной природе: …страсть, дурные желания и алчность (которая есть то же самое, что идолопоклонство)» (Кол. 3:5). Каким бы ни был этот идол – будь то божок успеха, продуктивности, славы, отношений – я своей завистью совершаю прелюбодеяние в отношении Бога. Иаков недвусмысленно заявляет: «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть… Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:1–4).
Признаю и покаюсь, что я сделала из этой вещи или из себя идола.
3. Когда зависть начинает шептать мне свои горькие слова, я напомню себе о том, что все, что у Отца – мое. Через Христа Он даровал мне «всякие благословения» (Еф. 1:3) – все благое, что Он мог дать! Во Христе Он любит меня любовью, которой любит Своего Сына (Ин. 17:24). Буду благодарить Его за великую благодать, которую Он «в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1:9), из-за которой я могу сейчас хвалиться надеждой славы (Рим. 5:2), и «преизобильное богатство» которой я увижу потом, в грядущих веках (Еф. 2:7).
Друзья, имущество, благосостояние, признание – как легко нам начать думать, что мы имеем, потому что правильно поступаем. Но Иов, воскликнув свои невероятные слова после страшных новостей «Нагим я пришел, нагим и уйду!» (Иов 1:21), помогает мне увидеть: благие дары и спасение – незаслуженный дар. Мои вопросы: «Что же они такого сделали, чтобы заслужить свои блага? Что же упустила я и почему я осталась обделенной?» исходят из сердца, забывающего о факте Божьей благодати, проявленной в отношении этих людей, и в отношении меня.
Я ничем не заслужила Его прощение за мою измену Ему. Он омыл меня кровью Своего Сына, чтобы я могла своей радостью в Нем отражать Его благость и красоту. Я ничем не заслужила и дыхание в моих ноздрях и теплоту солнца на моей голове сегодня. Не заслужила и Его непреклонное намерение действовать во мне и укреплять меня посреди страданий и лишений. Все это – благие дары от Отца светов, сердце которого, в отличие от нашего, неизменно.
Осознаю, что все в моей жизни является благодатью Божьей, даром незаслуженным, данным по благой воле Бога, а не по заслугам. Поблагодарю Его за все – как в моей жизни, так и в жизни людей, которым я завидую.
4. Старший сын видел одного лишь себя – и радость его отца не имела веса для него. Когда ревность и зависть ядом проникает в отношения, реальность Божьей любви становится каким-то фантомом. Я начинаю видеть лишь одну себя, и люди вокруг меня превращаются лишь в объекты, при помощи которых я могу получить желаемое, или которые стоят на пути к этому желаемому. И вот это – офантомление Божьей любви, когда я не могу успокоиться в Его благодати до тех пор, пока не получу своего – и есть признак, что я из человека или из себя сделала идола. И что живу я функционально как сирота и атеистка – а не согражданка, и не своя, словно я без надежды, без Бога в мире (Еф. 2:11–22).
Мне надо учиться радоваться о том, о чем радуется Отец: о Его любимом Сыне и о работе, которую Он совершил через Своего Сына во мне и в других людях. Оторвав глаза от того, что вызвало во мне зависть, буду учиться смотреть вовне, а не на себя, и учить свое сердце всматриваться и прилепляться ко всем движениям Его руки в истории и на данный момент.
Буду учиться смотреть на людей Его глазами. Буду учиться желать Его славы и наслаждаться ей.
5. Противоположностью зависти будет не только довольное сердце. Мы знаем также, что зависть убивает отношения, и поэтому в борьбе с завистью мне надо не просто работать над своей благодарностью, но двигаться от нее к искренней и чистой любви к людям. Старшему сыну надо было войти в дом, сесть за стол с тем, к кому его снедала зависть. Ему надо было порадоваться чудесному возвращению и вместе вкусить от благословений отца. Так и я, оставив дела плоти, буду молиться о силе ходить в Духе и любить людей, чтобы от этого «вера, общая для нас, привела нас к познанию всего того доброго, что мы обретаем в Христе» (Флм. 1:6).
Буду искать поводы и способы проявить реальную, осязаемую любовь к этим людям, полагаясь на силу Святого Духа, который помогает нам в нашей немощи.
Иисус заканчивает притчу, а я пытаюсь представить себе реакцию старшего сына на слова отца. Смягчилось ли его лицо на эти слова, и сел ли он за стол? Или предпочел остаться в своей зависти, и развернувшись, ушел? Как бы то ни было, я знаю из контекста всего Писания, каким должен быть мой ответ:
«Говори, Твой слуга слушает Тебя» (1 Цар. 3:10).
«Я готова служить Господу, пусть все произойдет со мной так, как ты сказал» (Лк. 1:37).
«Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс. 119:35–37).
автор — Майя Джонсон / helpforheart.org
Последнее: 26.07. Спасибо!