Без сомнений, Чарльз Сперджен (1834—1892) и Билли Грэм (1918—2018) были прежде всего проповедниками Евангелия, а не борцами за социальную справедливость. Тем не менее, продолжая нести весть об Иисусе, они также обращались к наиболее значительным социальным проблемам своего времени.
Конечно, отстаивание определённых общественных позиций стоило им потери части аудитории. Но их конечной целью всегда оставалось прославление нашего воскресшего Спасителя и проповедь Евангелия всем людям.
Что касается Сперджена, то рабство и работорговля в Англии были отменены в 1807 году – более чем за четверть века до его рождения. Поэтому выступая против рабства, он обращался к Америке, а не к своей родине.
В статье на сайте Spurgeon.org кратко изложена история борьбы Сперджена с рабством, а также приведена одна из его самых известных цитат об этом:
“Ровно 154 года назад Авраам Линкольн в своей Прокламации об освобождении пообещал свободу 3 миллионам пребывающим в рабстве чернокожим мужчинам и женщинам.
Чарльз Сперджен также боролся со злом рабства: “Надежда на избавление казалась неосуществимой, когда Бог послал Авраама Линкольна, поведшего нацию вперёд, пока флаги освобождения не взвились над ней” (MTP 29:243).
Сперджен переписывался с Фредериком Дугласом (известнейший чернокожий борец против рабства в Америке — прим. пер.), принимал бывших рабов в своём пасторском колледже и на кафедре, а также осуждал рабство в своих публичных проповедях и на страницах газет:
“Я всем сердцем ненавижу рабство... и, хотя я разделяю стол Господень с людьми разных конфессий, с рабовладельцами у меня нет никакого общения. Всякий раз, когда кто-то из них обращался ко мне, я считал своим долгом выразить отвращение к его злодеяниям, и я бы скорее подумал о принятии в свою церковь убийцы... чем поработителя людей” (Пайк, Жизнь и деятельность Чарльза Хэддона Сперджена, стр. 331)”.
Как же реагировали на это белые жители южных штатов, в том числе немало христиан? Характерные заголовки газет 1858—1860 годов (Сперджену тогда было около 25 лет — прим. пер.) гласили:
- Сперджен — “толстый самодовольный обжора, кичащийся своей праведностью, английский болтун”.
- Сперджен — “толстяк-переросток”.
- Сперджен — “по этому англичанину ад плачет”.
- Сперджен — “вульгарный самодовольный молодчик” с “засаленными волосами и кривыми зубами”.
- Многие “хотели бы лицом к лицу потолковать с этим лицемерным проповедником”.
Сперджен отвергал обвинения в изъятии обвинений рабовладельцев из сборников своих проповедей, которые распространялись в Америке, хотя и признавал, что нечасто касается этого вопроса в своих печатных изданиях. В будущем он намеревался больше сосредоточиться на этой теме: “Я не пощажу вашего народа в будущем… вопиющий грех людей, порабощающих других, не останется без порицания”.
В более позднем письме он снова подтвердил, что не знает ни о каких “упоминаниях” в своих проповедях, которые были бы удалены. Он снова осудил рабство как “преступление из преступлений, грех, разрушающий душу, и беззаконие, которое громко вопиет о возмездии”.
Неудивительно, что “несколько томов с ярко антирабовладельческими проповедями преподобного мистера Сперджена были сожжены на тюремном дворе”.
Более того, если бы он “как планировал, посетил южные штаты в 1860 году”, последствия могли бы быть ужасными:
Его могли бы просто казнить: “Если этот фарисей-писака когда-либо покажется в наших краях, мы позаботимся, чтобы крепкая верёвка побыстрее нашла путь к его красноречивой глотке” (“Проповеди мистера Сперджена, сожжённые американскими рабовладельцами”, The Southern Reporter and Daily Commercial Courier, 10 апреля 1860 г.).
Что касается Билли Грэма, то он стал известен своими выступлениями против сегрегации, несмотря на обвинения в игнорировании этой проблемы в начале служения.
Общеизвестно, что он лично снял ограждения, разделявшие места для белых и чёрных на своих собраниях – впервые это произошло в Джексоне, Миссисипи в 1952 году. Также он внёс залог за освобождение Мартина Лютера Кинга из тюрьмы в Бирмингеме, Алабама, в 1963 году. К тому времени они уже были друзьями и соратниками.
Грэм также открыто выступил против политики апартеида в Южной Африке.
Как сообщается на сайте Билли Грэма,
Мистер Грэм провёл свои крусейды в Дурбане и Йоханнесбурге в 1973 году, примерно через 20 лет после первых приглашений проповедовать в Южной Африке, только получив согласие на их расовую интеграцию. За два десятилетия до этого он лично убрал верёвки, разделявшие участников во время крестового похода в Чаттануге, Теннесси.
“Мы с женой молились за Южноафриканскую Республику с 1951 года, когда меня впервые пригласили там проповедовать”, – заявил Грэм в 1994 году по случаю избрания Манделы президентом ЮАР. “Но мы не принимали эти приглашения до 1973 года, пока не смогли провести полностью объединённые крусейды в Йоханнесбурге и Дурбане”.
Более 100 000 человек пришли на проповеди Грэма в Дурбане и Йоханнесбурге на первых в стране объединённых публичных собраниях.
“Христианство – это не религия для белых, – проповедовал Грэм во время собраний, – не позволяйте никому говорить вам, что оно белое или черное. Христос принадлежит всем людям”.
“Именно во время этих собраний я был поражён ужасной несправедливостью системы апартеида, являющейся для меня безусловно греховной”, – говорил Грэм.
Неудивительно, что взгляды Грэма также подвергались критике. Он даже получал “письма с угрозами от белых людей, которые осудили” приглашение им доктора Кинга к молитве на известном в последствии евангелизационном собрании в Нью-Йорке в 1957 году.
Однако для Грэма, как и для Сперджена, именно Евангелие было окончательным ответом на все пороки общества, включая расизм.
Грэм говорил: “Есть только одно решение расовой проблемы – жизненно необходимый, личный опыт обращения к Иисусу Христу людей обеих рас”.
Мы поступаем правильно, если, как Сперджен и Грэм, ставим евангелизацию и следование за Христом превыше всего, не пренебрегая вопросами социальной справедливости, если только ваше основное призвание не заключается в борьбе с социальным злом. В этом случае вы можете действовать в первую очередь как общественный деятель, а во вторую – как проповедник.
Но каким бы ни было наше призвание, мы должны помнить, что только Бог изменяет сердце человека и только Евангелие Иисуса Христа является окончательным ответом на человеческое зло.
Автор — Майкл Браун / thelineoffire.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!