На подкасте «Ask Pastor John» задали вопрос христианскому учителю, Джону Пайперу: «Здравствуйте, пастор Джон! Меня зовут Мика и меня интересуют стихи Нового Завета Римлянам 2:15 и Евреям 10:16. Оба говорят о законах, записанных в наших сердцах. Первый стих говорит, как я понимаю, об универсальной реальности. А второй – о сверхъестественной реальности Нового Завета, воспитанной Святым Духом. Но что это за Законы? Они разные? Одинаковые? Они друг друга дополняют? К чему они приводят? Я запутался».
Знаете, самое замечательное в этом вопросе то, что у меня есть возможность – используя эти два текста: Римлянам 2 и Евреям 10 – сказать что-то потрясающее о природе человечества в целом (что в свою очередь, я думаю, будет действительно полезно знать нам всем) и поделиться мыслями об искупленном человечестве в частности. И обе эти идеи, я считаю, чрезвычайно важны для нашей жизни. В общем, я рад, что меня спросили об этом.
Сперва, позвольте заметить, что есть исследователи, которые понимают отрывки Нового Завета (Римлянам 2:15 и Евреям 10:14) о законе, написанном на сердцах, как ссылку на одно и то же преобразование сердца христианина Святым Духом. Эта идея очень популярна сегодня. И только единицы рассматривают эти тексты с точки зрения истории. И это не только мое мнение.
Давайте я зачитаю эти тексты, поделюсь своей точкой зрения, попробую объяснить, в чем же тут суть и, надеюсь, смогу помочь Мике. Давайте начнем с Римлянам 2:14: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе» – (я выделяю это слово, потому что оно связывает этот отрывок с отрывком Римлянам 1, где Павел обращался не к искупленным народу, а к людям, которые делали добрые дела ввиду своей человеческой натуры, еще не имея сердца, измененного Святым Духом).
Итак, давайте начнем сначала: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе делают, то, не имея закона, они сами себе закон» – имеется в виду Закон Моисеев. «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:15).
Мысль здесь, я считаю, не о заново рожденных, искупленных людях, которые благодаря Духу Святому способны ходить путями, угодными Господу, а о языческом мире в целом, у которого достаточно знаний о нравственном законе Бога. Этот закон записан в сердцах людей от рождения, ибо все мы были созданы по образу и подобию Отца, и по этой же причине у них и возникает конфликт с совестью: сердцем понимают, что не правильно, но культура утверждает обратное.
Другой отрывок – это Евреям 10:16-17. Павел цитирует обещание, данное в Иеримии 31: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его», затем он добавляет: «потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». Здесь имеется в виду именно то новозаветное обещание Христа, которое подразумевает под собой прощение грехов и замену нашего старого неверующего и мятежного сердца, сердцем новым, полным веры и послушания. Так что, я думаю, эти два отрывка — Римлянам 2, Евреям 10, а также другие отрывки Нового Завета, такие как 2-е Коринфянам 3 и Евреям 8 – учат двум очень разным вещам и рассматривают две очень разные ситуации.
Послание к Евреям учит, что когда мы рождаемся свыше, Бог дает нам новое сердце и новый Дух и, результатом всего этого служит то, что Закон, записанный в Писании, перестает быть чем-то чуждым для нас. Мы больше не сопротивляемся ему, как Павел говорит в Римлянам 8:7. Мы больше не сопротивляемся Слову Божьему, теперь мы ему покоряемся. Мы желаем исполнить Божьи Заповеди. Это не значит, что мы знаем их наизусть, потому что они записаны в наших сердцах. Нет, это не так. Это значит, что благодаря работе Святого Духа у нас появляется стремление всем сердцем исполнять Закон Божий. Это великая работа Святого Духа, оплаченная кровью Христа. Я считаю, это то же, что происходит в Евреям 10 – и это огромная честь для христиан.
В Римлянам 2, слова Павла значительно отличаются. Давайте прочитаем тексты с 11 стиха и до 15. Первое, что он говорит – и это основная мысль этой главы – что Бог нелицеприятен. Дальше в 12 стихе Павел еще раз повторяет эту идею, говоря, что Бог будет судить нас в соответствии с тем, как мы поступаем, имея знания о Законе. Вот почему Он нелицеприятен. Затем Павел объясняет это же в 13 стихе. Он говорит, что слышание Закона не является каким-либо преимуществом для еврея. Другими словами, он разъясняет это так, что у еврея, который знает Закон, но не исполняет его, не будет никакого преимущества в День суда перед язычником, который не знает Заповедей, но исполняет их, потому что важно не слышание, а исполнение. И далее в 14 и 15 стихах Павел объясняет, что в действительности Закон доступен для тех, кто не имеет никаких копий записей Закона Моисеева, потому что Бог уже вложил Свои Заповеди в сердца и дал нам совесть, чтобы она смогла пробудить нравственные принципы из нашего сердца.
Павел имел в виду не то, что каждый неверующий язычник в мире знает все 600 заповедей из первых пяти книг Библии. Он хотел сказать, что все человечество имеет врожденные знания о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и решение отвергнуть их, либо принять остается за людьми. И на Дне Суда люди не будут осуждены за то, чего они не знают. Но загвоздка в том, что люди знают очень многое о «хорошо» и «плохо». И я думаю, мы на верном пути в понимании Римлянам 2:15, потому что, если заглянете в 1 главу этого же послания, то заметите, что Павел уже высказал точно такие же мысли. Он говорит в Римлянам 1:32, что они знают постановление Божье о том, что «делающие такие дела» люди достойны смерти. Это именно то, что он говорит в 2:15. Они знают постановления Бога.
В Римлянам 1:26 Павел говорит, что женщины их заменили естественное употребление противоестественным. Они знают, что это противоестественно от рождения, об этом же говорится в Римлянам 2:14-15. А в Римлянам 1:21 Павел напоминает: «Они познали Бога». И главная идея в том, что каждое человеческое существо виновато перед Богом, потому что каждый «подавляет истину» (Римлянам 1:18) и никто из нас не в силах соответствовать требования собственной совести, не говоря уже о требованиях, которые предъявляет к нам Бог, и которые мы знаем от рождения.
В общем, вот два самых важных урока для нас, из-за которых я так обрадовался, что именно этот вопрос был задан. Реальное послушание Богу, даже через несовершенство, стало возможным благодаря работе Христа для всех, кто в Него верит.
Бог совершает великую работу, забирая бунтующие сердца и даруя сердца, которые любят Божьи Заповеди: вот та чудесная истина о том, что значит «иметь закон, написанный на наших сердцах», согласно 10 главе послания к Евреям.
А вот вторая великая истина: каждый человек, с которым мы работаем или который живет по соседству, имеет врожденные знания о Боге, согласно Римлянам 1:21, и врожденные знания о нравственном Законе Бога (Римлянам 1:32, 2:15). Это означает, что помимо всего прочего, когда мы говорим людям о христианской вере и о том, почему мы живем так, как мы живем, и чего Бог ожидает от этой культуры и общества, мы не начинаем общение с этими людьми с чистого листа. Глубоко в их сердцах уже есть те зародыши, которые Бог может использовать для того, чтобы помочь им понять, о чем мы говорим.
Автор — Джон Пайпер / © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Алеся Абрамович для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!