Уже совсем скоро весь христианский мир будет праздновать Рождество Христово. Обычно, в христианских семьях предвкушение праздника уже витает в воздухе с начала декабря. Я думаю, никто так сильно не ждет Рождества, как наши дети. Рождественская елка дома у многих из нас стоит еще с первых чисел декабря.
Дети всегда по-особому ждут Рождество. Они верят, что в этот раз они переживут какие-то новые и незабываемые ощущения. Они верят, что в этот раз Рождество пройдет как-то по-новому и по-особенному для них. Они верят в чудо и хотят испытать это чудо. И они ждут его с нетерпением.
11 февраля 1986 года после 9 лет заключения был отпущен на свободу еврейский писатель диссидент Анатолий (Натан) Щаранский (נתן שרנסקי). Это освобождение стало возможно благодаря особому договору между СССР и США, и его обменяли на советского разведчика Евгения Землякова, арестованного в ФРГ. Обмен состоялся на мосту Глинике, на границе Западного Берлина и ГДР.
Натан был арестован в 1977 году за «антисоветскую деятельность». Все началось с того, что в 1973 году Натан подал документы на выезд в Израиль. Ему отказали и он стал активным участником эмигрантского движения евреев-отказников и активным членом Московской Хельсинской Группы по правам человека. Кстати, свободно владея украинским языком, он часто переводил воззвания украинских диссидентов, несогласных с дискриминацией украинской культуры в СССР. Щаранского обвинили в измене Родине и осудили на 13 лет колонии строгого режима. А ведь именно благодаря публикациям его Московской Хельсинской Группы весь мир узнал о колоссальных нарушениях прав человека в СССР (несмотря на подписание кремлевским правительством Хельсинских соглашений).
Находясь в тюрьме, он постоянно подвергался издевательствам со стороны тюремного начальства (по приказу советских властей). Почти половину своего срока Щаранский провёл в одиночной камере и более 400 дней — в штрафном изоляторе на пониженном рационе питания, при низкой температуре и без необходимой одежды.
Его жена Авиталь (Наталья Штиглиц) постоянно обращалась за помощью к президентам других стран, в частности к президенту США Рональду Рейгану, чтобы те помогли освободить ее мужа из заключения. Но ее просьбы долго не удавалось воплотить в жизнь. Щаранскому необходимо было просто ждать. И Натан ждал. Ждал долгих 9 лет!
Несмотря на пытки и издевательства, Натан не переставал ждать того дня, когда он освободится от оков советского (российского) террора и сможет опять выйти на свободу, увидеть свою возлюбленную супругу Авиталь и уехать в желанный Израиль. Своей мечты ему пришлось ждать целых 9 лет. Но он дождался этого великого дня. Он увидел свою супругу, смог обнять ее после долгой разлуки, и смог наконец-то эмигрировать в Израиль. Ему было присуждено звание «героя Израиля» и вручены две высшие американские награды — Золотая медаль Конгресса США (1986) и Президентская медаль Свободы (2006).
Западный мир был восхищен его терпением и умением твердо ждать своего освобождения. Это терпеливое ожидание чуда давало ему силы бороться со всеми трудностями и лишениями, которые он испытывал в колонии строгого режима…
Две тысячи лет назад, один седовласый старец в Иерусалиме тоже очень сильно ждал Рождество. Ему Господом было дано вразумление, что он не умрет, пока не увидит Рождество. Мы все прекрасно знаем этого старца, хотя он часто остается незамеченным в рождественские праздники. История об этом старце занимает особое место в повествовании о рождении Христа.
Мы все желаем, чтобы Господь особенным образом посещал нашу жизнь и приносил нам свои благословения. Все мы желаем, чтобы Господь наполнял своим присутствием нашу жизнь, наши семьи и дома.
Евангелист Лука во второй главе своего Евангелия рассказывает о том, как этот богобоязненный старец Симеон ожидал Рождество. Размышляя о нём мы можем спросить себя: Как мы должны желать Божьего посещения? Как мы должны готовить себя к Божьему посещению? Каким должно быть состояние нашего сердца?
1. Ждать в чистоте и праведности сердца
Во-первых, мы должны ждать встречи со Христом в чистоте и праведности нашего сердца.
«Он был муж праведный и благочестивый» (Лук. 2:25).
Лука не определяет возраст Симеона и его положение в обществе (согласно древнехристианской традиции, на момент встречи с младенцем Христом, Симеону было 112 лет (Евангелия Псевдо-Матфея, 15:2)), но дает Симеону отличительную характеристику. Симеон был мужем «праведным» (δίκαιος) и «благочестивым» (εὐλαβὴς). Слово δίκαιος можно перевести не только как «праведный», но и как «добросовестный», «богобоязненный» и «честный». Этим словом называли тех, кто был в правильных отношениях с Богом, кто жил в согласии с волей Божьей.
Эта характеристика принадлежит очень многим персонажам Рождественской истории. Если посмотреть на то, как евангелия описывают рождение Иисуса Христа, мы видим, что «праведными» названы Захария и Елисавета, которым ангел сообщил о рождении Иоанна Крестителя – «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6). Матфей называет Иосифа, мужа Марии и отчима Иисуса Христа, таким же словом δίκαιος — «праведный» (Мф. 1:19). Иосиф назван «праведным», так как его сердце было «чистым» перед Богом.
Все эти персонажи увидели рождество Мессии, потому что их сердца были «праведными» пред Богом. Если око не чисто – не увидишь Господне посещение. Если сердце не чисто – не ощутишь Господнего посещения. Если руки не чисты – не дотронешься к присутствию Божьему.
Многие персонажи из Рождественской истории не поняли и не увидели Рождество, потому что дела их были злы и сердца их были не чисты пред Богом. Ни религиозные лидеры, ни Синедрион, ни первосвященники, ни фарисеи не узнали времени пришествия Мессии. Для того, чтобы лично встретиться со Христом, необходимо «честное» и «чистое» сердце.
2. Ждать с огромным желанием
Но Симеон не только с «чистым» сердцем ждал встречи с Господом. Лука пишет, что Симеон «чаял утешения Израилева» (Лук. 2:25). «Чаять» – это «уповать, питать надежду, предвкушать, ждать с огромным желанием, ждать интенсивно, ждать страстно». Слово προσδέχομαι означает «принимать, держать, и ждать с нетерпением».
Симеон принял обещание Божье о грядущем утешении, удерживал это особое откровение Божье в своей памяти, и ждал с огромным желанием, когда наконец придет Мессия и принесет утешение многострадальному народу Израиля. Его ожидание утешения для Израиля было навеяно пророком Исаией, пророчествовавшим о пришествии Мессии и наступлении мессианского века (Ис. 40:1, 49:13, 51:3, 66:13).
Симеон ждал этого Божьего посещения с огромным желанием, ждал с энтузиазмом, ждал ревностно, и ждал с восхищением.
Просто ждать Божьего посещения, просто ждать встречи со Христом недостаточно. Господь хочет увидеть нашу ревность по нему. Он хочет, чтобы мы ждали его с огромным желанием. Ждали, напрягая свою волю. Ждали активно, ждали интенсивно, направляя все свои желания и стремления навстречу Господу. Ждали с предвкушением откровения Божьего, как ждал Симеон. Таким ожидающим Господь открывается и к таким ожидающим он приходит.
Насколько сегодня мы действительно чаем утешения от Господа? Как мы ревнуем о встрече с Богом? Ищем ли мы этого особого соприкосновения с Богом всем нашим сердцем (לֵבָב), всей душой (נֶ֫פֶשׁ) и всей силой (מְאֹד)?
3. Ждать с вдохновением
Симеон также ждал встречи с Мессией вдохновенно. Написано, что он пришел в тот день по особому вдохновению от Духа Святого: «И пришел он по вдохновению в храм» (Лук. 2:27). В новом Современном переводе написано что «Святой Дух привёл Его в храм» (Лук. 2:27). Греческий текст Нового Завета говорит, что Симеон пришел в храм «в Духе» (ἐν τῷ πνεύματι). У Симеона были особенные отношения с Духом Святым. Дух Святой был активным в его жизни, и он повиновался водительству Духа Святого. Он получал от Духа Святого откровения и находился под постоянным водительством Духа Святого. Он шел в храм зная, что Господь сделает что-то особенное в его жизни в этот день.
Насколько мы открыты для работы Духа Святого в нашей жизни? Насколько мы «водимы» Духом Святым? Насколько Дух Святой ведет нас и направляет нашу жизнь сегодня? Если мы действительно хотим иметь личные и особые встречи со Христом, мы должны пересмотреть наши отношения с Духом Святым.
4. Ждать с абсолютным спокойствием и уверенностью
И последнее, Симеон ждал встречи с Мессией с полным спокойствием и уверенностью в Божьей верности: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29). Этот гимн Симеона показывает его отношения с Богом. Он видел себя слугой или рабом Господним, у которого была определенная ответственность дождаться своего времени и выполнить порученное ему задание. Когда он исполнил свое предназначение, он со спокойствием и чувством исполненного долга просил своего Господа отпустить его с миром. Он был полностью удовлетворенным и готовым к ко встрече со своим Господом в его Небесном Царстве.
Ждать встречи со Христом нужно с полной уверенностью и быть абсолютно спокойным. Не бросаться в крайности и сектантство, от фейсбука к инстаграму в поисках новых сектантский сенсаций и псевдо-пророчеств, а довериться словам Христа и ждать в полном спокойствии встречи с Ним.
Итак, чтобы иметь личные встречи со Христом, нужно: ждать его с чистым и честным сердцем; ждать его с огромным желанием; ждать его вдохновенно; и ждать его со спокойствием и уверенностью. Счастливого всем нам праздника Рождества Христова!
автор — Павел Несмиянов, магистр богословия (MDiv, Gateway Seminary).
Служитель церкви «Возрождение» (г. Ванкувер, США).
Последнее: 26.07. Спасибо!