Мало что способно лишать нас радости, отнимать столько сил и эмоций, приводить в смятение наши чувства сильнее, чем конфликт в отношениях. И мало что способно вносить в наши жизни столько же хаоса и разрушения, как конфликт в отношениях. А ведь многого из этого можно избежать.
Конечно, всех конфликтов избежать невозможно. Некоторые разногласия основаны на проблемах, столь фундаментальных для понятий истины, праведности и справедливости, что добросовестная убежденность требует от нас стоять на своем, даже если это разрушает отношения. В конце концов, даже Иисус совершенно ясно дал понять, что для некоторых из нас Его пришествие будет означать мучительный разрыв важных, значимых и близких отношений в жизни (Матфея 10:34-36).
Но большинство конфликтов в нашей жизни не связаны с такими фундаментальными проблемами. Они вспыхивают по поводу второстепенных, частных, заурядных или даже чисто эгоистичных вопросов. И в таких ситуациях есть только один путь к миру.
Противоборствующие страсти
Иаков попадает в точку, когда говорит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иакова 4:1). Бог знает, что мы нуждаемся в том, чтобы нам об этом сказали. Что отнюдь не означает нашей неосведомленности. Мы часто признаемся в этом, пребывая в уединении собственных мыслей. Нам просто трудно признаться в этом кому-то другому.
Сколько раз, обдумывая в одиночестве произошедший конфликт, мы осуждали себя за то, как греховно мы разговаривали с кем-то или третировали кого-то? Сколько раз мы затем представляли себе те добрые, сердечные слова, которые мы хотели бы сказать, и репетировали прощение и примирение, столь желаемые нами? И потом, сколько раз, когда дело доходит до того, что нужно действительно что-то сказать этому человеку, внезапно оказывалось, что нам так тяжело совладать со своим прегрешением, и мы начинаем умерять и ослаблять наши извинения? Даже иногда воскрешая конфликт, а не разрешая его.
Почему мы это делаем? Почему нам так сложно разрешить конфликт?
Почему мы сдерживаемся?
Мы знаем ответ: это просто уродливая, эгоистичная гордость. Мы не желаем ставить себя в уязвимую позицию, мы не хотим потерять все рычаги переговоров в отношениях. Мы не хотим признавать, насколько мы глупы и эгоистичны. Как только кошка выскочит из сумки, её больше не засунуть обратно. Мы предпочли бы, чтобы наши страсти продолжали воевать, чем предать свою гордость, даже если это означает, что наши семьи, дружеские отношения и церкви страдают от побочного ущерба.
Иаков хочет, чтобы мы отнеслись к таким ситуациям крайне серьезно, поэтому он не выбирает выражений, призывая нас к ответу. Он называет эти враждующие страсти дружбой с миром и духовным прелюбодеянием и говорит, что, предаваясь им, мы ввергаем себя во вражду с Господом (Иакова 4:4). Когда мы позволяем им управлять нашим поведением, мы действуем как враги Бога. И, как гласит притча Иисуса о злом рабе (Матфея 18:21-35), это действительно серьезно.
Единственный путь к миру
Вы не можете вести переговоры с гордыней или искать с ней компромисса; вы должны убить ее. И это, вероятно, самая сложная борьба веры, в которой мы когда-либо будем принимать участие.
Гордыня – враг внутри нас, который говорит с нами как друг. Ее совет так похож на самозащиту, сохранение и продвижение, что мы часто ослеплены и не замечаем тот факт, что это уничтожает нас и других. Она вздымается с великим негодованием как прокурор, когда гордыня других наносит нам ущерб, но она же сводит к минимуму, ослабляет, оправдывает, рационализирует и перекладывает вину за наше поведение, когда мы наносим ущерб другим. Нас легко обмануть, и вот мы уже полагаем, что наша гордость хочет спасти нас, когда на самом деле это наш внутренний Иуда предает нас поцелуем.
Используя старый термин, мы должны умертвить ее – убить свою гордыню. И есть только один способ сделать это: мы должны смириться.
Обетование в смирении
Мы должны отвергнуть совет нашей гордыни и принять наставление нашего Господа, который говорит: «Смиритесь», ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (1 Петра 5:6; Матфея 23:12).
И, да, это нелегко. Убить гордость трудно. Это требует мужества – мужества веры. Ибо это означает не что иное, как поставить себя в уязвимое положение, где мы боимся, что нас могут (и весьма вероятно, на самом деле) отвергнуть; мы оказываемся в слабой позиции, где теряем возможности для оказания давления при переговорах; в более низком положении, где мы вынуждены заниматься неблагодарным делом признания того, насколько в действительности мы глупы и эгоистичны, будучи принуждены к этому. И нам придется положиться на Бога, ведь нам грозит потеря репутационного капитала, а также вероятность того, что другие могут использовать наше признание и смирение в своих интересах.
Нам придется положиться на Бога и уповать на то, что Его обетование, данное через апостола Иакова более надежно, чем обещания, которые дает наша гордыня: если мы смиримся, Он «даст больше благодати», потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6). Чем смиреннее мы будем становиться, тем больше благодати будет проистекать.
Что заставляет вас сиять
Когда грех разжигает конфликт в отношениях, гордость подсказывает нам скрывать правду за маскировкой обманчиво защитного поведения и манипулятивного гнева. Внешнее достоинство кажется более ценным, чем Божья слава, а сохранение репутации представляется более ценным, нежели сохранение отношений. Но Бог говорит нам смиренно разоблачать свой грех, потому что Его слава (и восстановленные отношения) удовлетворят нас гораздо больше, чем поверхностное позирование и ложная репутация.
Когда через смирение мы отбрасываем эгоистичное ворчание и гордые споры, мы «сияем как светила в мире», являя себя детьми Бога (Филиппийцам 2:14-15). Гордыня скрывает этот свет, но смирение позволяет ему ярко сиять. Смирение действительно заставляет нас светиться.
Вот почему Иисус сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9). Миротворцы, сияющие ярче всего, — это не те, кто просто посредничает между конфликтующими сторонами, но те, кто своим скромным примером признания греха и милостивого прощения других демонстрируют, как созидается мир — единственный путь к настоящему миру.
Вы переживаете конфликт отношений? Тогда у вас есть приглашение от Господа продемонстрировать искупительную силу Евангелия, уменьшить власть гордыни над вами, и позволить большей Его милости течь к вам и через вас, если вы будете смирять себя. Это приглашение подчиниться Богу, противостоять дьяволу и наблюдать, как он убегает от вас (Иакова 4:7).
Автор — Джон Блум / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталия Наказнюк для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!