Я помню, как покраснела от смущения, когда поняла: подруга даёт мне понять, что меня не случайно не пригласили в женскую группу, с которой она регулярно встречалась.
Я попыталась разрядить напряжённую обстановку, сказав, что ей не стоит беспокоиться. И также сообщила, что и без того по уши занята походами к врачу и детскими мероприятиями. «Я бы не смогла присоединиться к группе, даже если бы меня попросили», — засмеялась я, чтобы только она не стала меня жалеть.
И мои слова были правдивы. Я действительно была слишком занята, чтобы заниматься ещё чем-то. Мне действительно не хотелось, чтобы она об этом беспокоилась. И всё же, пылающие щёки и колотящееся сердце выдали тайну, о которой я пыталась умолчать: меня одолевало побуждение обидеться.
Запирая ворота
Я очень хорошо понимала, какой разрушительной может быть обидчивость. В Притчах 18:20 сказано: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города». Какая же страшная сила таится в склонности обижаться! Обиженные люди могут становиться неприступными, неподатливыми, слишком жестокосердными, чтобы услышать мольбу. Обидевшись, мы полагаем, что имеем моральное превосходство и потому считаем себя вправе выставить своего обидчика негодяем.
Я думала, что являюсь частью этой конкретной группы друзей, и тут обнаружилось, что это не так. Моё чувство принадлежности оказалось под угрозой, и это было больно. Теперь я могла решить: принять ли случившееся, сохранив доброе расположение к этим сёстрам и полагаясь на моего Спасителя, назвавшего меня своим другом; или ожесточиться, став твёрдой, как гвоздь, подобно неприступному крепкому городу с запертыми воротами, в своей гордыне закрывшемуся от обидчиков.
В Писании есть много примеров того, как обиду наносил Иисус. Так, Он оскорбляет народ в Своём родном городе, Он оскорбляет фарисеев и книжников, Он – Камень преткновения и Камень соблазна. И это не слишком удивляет христиан. Нас не шокирует то, что фарисеи или народ в родном городе возмущены и оскорблены Его высоким разумом и могущественными деяниями. Глядя с нашей позиции, несложно понять, что Иисус всегда прав, оспаривая их взгляд на жизнь. Мы видим то, чего не замечали они, видим их гордыню и то, как эта гордыня делает их обидчивыми.
Однако когда обиженными оказываемся мы сами, и когда обидчиком не является совершенный Иисус, заметить гордыню намного сложнее.
Наркотик обидчивости
Что же нам делать, когда кто-то нас обижает? Что делать, когда обида, нанесённая нам или нами, является следствием небрежности, или чрезмерной чувствительности, или личностных особенностей, или случайного промаха, или греховности нашей или чужой?
Во-первых, помните, что, когда другие вследствие своей греховности ведут себя оскорбительно, их оскорбления направлены, в первую очередь, против Бога. Кажется, что грех, совершённый против нас, затрагивает нас лично, и зачастую это так и есть. Однако в значительно большей мере он задевает личность Бога, Который имеет к нам не просто какое-то отношение, но является нашим Творцом. Бог терпелив с теми, кто оскорбляет Его святость, но ждать вечно Он не будет. Что же касается тех, кто соединены с Его Сыном посредством веры, то их преступления против Бога были оплачены на кресте.
Во-вторых, хорошо было бы помнить, что Бог оставил для нас определённый способ поведения на случай, если нас обидят. Мы можем последовать указаниям нашего Господа и пойти непосредственно к тому человеку в надежде приобрести своего брата (Мф. 18:15). Нам вовсе не обязательно оставаться обиженными. Но даже если, пойдя к брату, мы не приобретём его, нам всё же не нужно жить с обидой. Мы можем сложить её у креста. А сложив обиду у креста, мы сможем оказаться в положении людей, с нетерпением ждущих примирения, если Богу будет угодно.
Но как быть в случае, когда речь не идёт о преднамеренном или очевидном грехе? Как насчёт ситуаций, подобных той, в которой оказалась я, когда против меня не согрешили, но, чувствуя себя задетой, я была близка к тому, чтобы ожесточиться и обидеться? Здесь полезно осознание того, что обидчивость является сильным наркотиком. Она – сильный наркотик именно потому, что даёт нам власть. Помните эти слова из притчи: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города».
Позволяя болезненным чувствам перерасти в обиду, мы переходим от уязвимости к недоступности. Когда чьи-то слова или поступки задевают нас, кажется заманчивым попытаться защитить себя при помощи гнева или чувства собственной правоты, замаскированного под обиду. Ведь вообразить, что те, кто нас обидели, — негодяи, легче, чем признать, что нередко наши обиды обусловлены скорее нашей неуверенностью и слабостью, а не объективной греховностью других.
Благоразумие и слава
В Притчах 19:11 сказано: «благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам». Но благоразумие и слава нынче в дефиците. Вместо того чтобы притормозить и дать рациональному разуму возможность сообщить нечто нашему бешено колотящемуся сердцу, мы позволяем чувствам держать ответ. Вместо того чтобы быть снисходительными к проступкам, мы из любого проступка делаем повод для обиды, взваливая себе на плечи ненужный груз.
Всё, что говорят другие, и что вызывает наше несогласие, является предоставленной дьяволом возможностью обидеться. Всё, что другой человек делает не так, как это сделали бы мы, лишь укрепляет решимость нашего неприступного, ожесточённого сердца. Мы часто не в состоянии просто не согласиться с человеком. Вместо этого, мы воспринимаем как личное оскорбление слова, мнения и поступки других, даже если они не имеют никакого отношения к нашей личной жизни.
А если не удаётся найти возможность обидеться за себя, многие в наше время начинают обижаться за других. Вместо того чтобы, ища любви, прикрывать проступок и отказываться о нём напоминать (Прит. 17:9), общество понуждает нас давать и брать взаймы обиды, как если бы это была некая валюта извращённой добродетели.
Блаженны необидчивые
Нечто большее, чем неуверенность и слабость стоит за нашей склонностью к обидам. Хотя и эти проблемы её постоянно подпитывают. Суть в том, что наше запросто обижающееся сердце исполнено гордыни и идолопоклонства. Мы поставили самих себя мерилом того, что правильно, хорошо и достойно уважения. И любой, кто осознанно усомнится в той роли, которую мы себе присвоили, вызывает у нас гнев, возмущение и обиду.
Но мы не являемся мерилом; им является Бог. И это – чудесная новость для грешников. Он устанавливает стандарты. Только Он может заглянуть в сердце и распознать наши мотивы. И потому мы свободны ожидать от людей лучшего, в уверенности, что в конце Его суд будет совершенным. Мы можем иметь благоразумие и быть медленными на гнев. Мы можем обрести славу, став необидчивыми.
Так почему бы вам не отложить лелеемую вами обиду на других и не успокоиться в спасении, дарованном долготерпеливым и многомилостивым Богом? Он проявляет терпение, откладывая наказание. Но наказание придёт. Сегодня тот день, когда нужно распять фальшивую власть обид и ухватиться за евангелие – Божью силу для спасения всякого верующего (Рим. 1:16).
Автор — Абигейл Доддс / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!