Невозможно строить взаимоотношения, не оказывая влияние. Мы можем позволить эмоциям постоянно влиять на нашу речь, запуская словесные ракеты, которые наносят раны; либо наши слова могут нести позитив, ободряя детей возрастать.
Что-то особенное происходит в моем доме по воскресеньям: атмосфера напоминает мощное извержение вулкана, который выталкивает нас за двери. Мы пытались «уложиться в отпущенное время», изо всех сил стараясь не превращать все в катастрофу.
На протяжении многих лет, по мере взросления моих детей, «война» пошла на убыль. Однако я отлично помню воскресное напряжение, когда моя на то время девятилетняя дочь была основным препятствием нашего покоя и пунктуальности. Каким-то удивительным образом, однажды в воскресное утро она явилась у дверей, полностью одетая и во время, но… со «взрывом на макаронной фабрике» на голове. Моя реакция была не особо восторженной.
«Посмотри на свои волосы, Молли! Нельзя так выходить из дому! – выдала я тираду. – Сколько раз мне говорить тебе, что нужно расчесываться?»
Я сразу же пережила приступ глубокого сожаления, посмотрев на ее подавленное выражение лица.
«Мама, я так сегодня старалась, – тихо ответила она. – Неужели меня никто за это не похвалит?»
Перфекционистка до глубины души, обычно я более склонна придраться, чем положительно реагировать. Более того, я сражаюсь с побуждением делать из мухи слона. К несчастью, быть ребенком в моем доме – иногда задача не из простых.
Благодарение Богу, много лет назад Он начал открывать мои глаза на то, как мой критический настрой сокрушал волю детей и медленно ослаблял нашу тесную связь. Господь побудил меня задаться некоторыми сложными и поучительными вопросами.
Что для меня важнее: взаимоотношения или собственная правота?
Часто я была права по поводу многих недостатков и оплошностей моих детей. Однако постоянная критика мешает близким отношениям. Моя неуклонная настойчивость на собственной правоте, которая важнее, чем тщательная сортировка сражений, саботировала самоцель создать в доме атмосферу открытости, благодати и любви.
Какой родитель когда-либо был более прав, чем Иисус? Однако Он никогда не настаивал на собственной власти. Его коррекция носила наставнический, а не разрушительный характер, предлагая практическую мудрость, чтобы помочь избежать будущих ошибок.
В Евангелии Иоанна 8 главе приводится история о блуднице, которую фарисеи хотели побить камнями за грехи. Однако Христос не осудил и не критиковал ее. Он не бранил и не перечислял ее огрехи. Вместо этого Он в любви и благодати предложил конкретные указания: «Иди и оставь свою жизнь греха» (11 стих), подарив ей новый шанс жить в соответствии с ними.
Вопрос касается характера или контроля?
По мере созревания меня как матери я осознала, что многое из того, что я пыталась критиковать, скорее, относилось к моим предпочтениям, пожеланиям. Я расстраиваюсь потому, что дети делают все не так, как я бы это сделала, или не так, как я хочу.
Я начала спрашивать себя: «На самом ли деле это важно? То, что они делают, – это проблема с характером, которую необходимо решить, или это вопрос элементарного контроля с моей стороны, что стоит оставить без внимания? Вопрос в них или во мне?»
К примеру, ложь и неуважение служат гарантией быстрого и доходчивого дисциплинарного взыскания. Однако постоянные придирки по поводу беспорядка в шкафах или неправильно заправленных кроватей ослабляют нашу связь и ставит под угрозу наше влияние, когда нам необходимо решить действительно значимые вопросы.
Моя цель – вид бурной деятельности или страсть?
Фарисеи были дотошными исполнителями правил. Однако Иисус сравнил их с «побеленными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри… полны мертвых костей и всякой нечистоты» (Матфея 23:27).
Критический настрой может привести к внешним жалобам, а также порождает скрытое негодование, критичное отношение к остальным, когда чувство собственного достоинства укореняется и утверждается за счет внешней деятельности. Постоянное выискивание вины негативно влияет на восприятие детьми Бога. Они учатся смотреть на Него как на Бога наказывающего, а не дарующего благодать. Вместо доверия, они учатся беспокоиться. «Я никогда не смогу соответствовать стандартам моих родителей. Как же у меня получится когда-либо угодить Богу?»
«Сердце мудрого наставляет его рот и прибавляет убедительности его устам. Приятные слова – медовые соты, сладки для души и исцеление костям. Есть путь, который кажется человеку правильным, но конец его – путь смерти» (Притчи 16:23-25, Новый американский стандартный перевод).
Являясь примером Его любви и благодати, мы указываем детям на Отца прощающего, терпеливого и принимающего. Соответственно результатом таких взаимоотношений является послушание, а не боязнь кары или словесных оскорблений.
оригинал: Мелинда Минз, CBN.com
перевод: Людмила Сиренко, emmanuil.tv
Последнее: 26.07. Спасибо!