Ещё несколько десятков лет назад проповедь считалась действием, “нарушающим покой самодовольных и утешающим страждущих” (Чад Уолш. Академические боги под судом, 102). Вы уже слышали это определение проповеди. Нарушение покоя остаётся одной из величайших проблем для проповедников, евангелистов и всех нас, стремящихся нести Евангелие на процветающем Западе. Потому, что это смертельно опасно – чувствовать себя удобно, пребывая во грехе, вне Христа.
Обеспокоенный этим, задаёт свой вопрос наш слушатель Мэтт. “Здравствуйте, пастор Джон! Как евангелист, как вы убеждаете материально благополучных людей, что они нуждаются во Христе? Мой обеспеченный брат не интересуется ни Евангелием, ни вообще духовными вопросами. Я уже много лет молюсь о его спасении и уже просто не знаю, как проломить стену комфорта, за которой он чувствует себя уверенно, надёжно и безопасно”.
Этот вопрос мне очень близок, и не только из-за моих знакомых, довольных в своём показном благополучии, но остающихся неспасёнными. Дело в том, что мой отец был евангелистом и видел тысячи людей, приходящих ко Христу через его служение. Ещё в детстве он сказал мне: “Джонни, спасение людей посредством Евангелия, я думаю, не самое сложное в моем служении. Но вот чтобы они увидели, что потеряны, и осознали, что нуждаются в спасении, – это самое сложное”. Так что этот вопрос для меня не нов. Он актуален для любого времени.
Иные благовествования
Суть в том, что большинство не ощущает малейшей потребности в самом важном, что совершил для нас и предлагает нам Иисус. Более того – трагедия в том, что сейчас в искажённой многими верующими и даже проповедниками версии Евангелия, которую они несут людям, совершённое Иисусом в Его смерти и воскресении уже не является самым важным. Все же их усилия направлены на приспособление такой вести к ожиданиям публики, что превращает её из бесконечной, окончательной, славной и драгоценной во временную и второстепенную.
Евангелие процветания, безусловно, является тому самым ярким примером. Его проповедники пытаются предложить людям Иисуса как волшебную палочку, благодаря которой дела в этом мире пойдут лучше. Кроме того, в евангелии процветания есть множество менее вопиющих искажений, которые также в значительной степени заражают американскую церковь. Мы изменяем благовествование, пытаясь убедить людей в нашей более безобидной версии евангелия процветания – обещая людям улучшение их психологического состояния, брака, детей, финансов или здоровья в случае принятия Иисуса.
Смерть и суд
Мой отец был очень счастливым человеком. Он был свидетелем чудесных результатов Божьего прощения и оправдания верой в жизни людей, их упования на вечную жизнь. Он знал, что быть христианином – значит приносить плод здесь и сейчас. Он был счастливым, всесторонне развитым и уравновешенным христианином. Думаю, во многом именно благодаря этому и я христианин. За всю жизнь моих родителей я ни разу не видел причины отказаться от того, что так кардинально их изменило. Мой отец написал небольшую книгу. Большинство фундаменталистов подобных книг не пишут – он был счастливым исключением. Она стоит у меня на полке в мягкой обложке: “Как найти и провести время с пользой”.
Он, конечно, понимал, что большинство людей считают Евангелие лишь помехой к хорошему времяпрепровождению. В этом была проблема. Вот с чем ему приходилось иметь дело. Поэтому в его проповеди мне больше всего запомнился огонь во взгляде, добром и строгом одновременно, когда он цитировал Евреям 9:27: “Человекам положено однажды умереть, а потом суд”. Его слова и сейчас стоят у меня в ушах. И я вижу выражение его лица.
Порой мы шутим: “В жизни неизбежны две вещи: смерть и налоги”. Это неправда. Налогов можно избежать. Хотя и угодить за решётку. Но две вещи действительно неизбежны без Христа: смерть и суд, смерть и ад. Главное, для чего Иисус пришёл в мир, – это спасти людей, справедливо приговорённых к смерти и аду, от вечного осуждения и дать им вечную жизнь, полную радости в прославлении Бога. Он пришёл именно с этой целью – она определяет всё остальное.
Решая главную проблему
Бог послал Иисуса в мир, чтобы в итоге решить все человеческие проблемы. Но их не решить, не решив главную, первопричину остальных – ту, что мы находимся под гневом Божьим. Это самая большая проблема человечества. Неважно, насколько мы богаты или счастливы – здоровы, знамениты, сильны или красивы – мы все грешники. Нашим пренебрежением ко славе Бога мы заслужили вечное осуждение. В Послании к Римлянам 5:9 нам сказано: “Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева”, в 1 Фессалоникийцам 1:10: “[Бог] воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева”, и в Послании к Римлянам 2:5: “Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога”.
Это проблема, лежащая в основе всех других проблем, и это главная проблема самодовольных людей – как богатых, так и бедных – считающих, что у них нет проблем и нужды в Евангелии.
Поэтому мой отец призывал здоровых, обеспеченных, самодовольных людей проснуться и осознать, что каждый удар их сердца может стать последним, и они в своём падшем состоянии не готовы предстать лицом к лицу с пресвятым Богом. Есть только один способ стать готовым – соединиться с Иисусом Христом верой в Него как в нашего Спасителя, Господа и наивысшую ценность. Согласно Римлянам 8:3, Бог осудил грех во плоти Иисуса Христа. Это значит, что Он отдал Своего Сына познать Его гнев за каждого, кто уверует в Него.
Или, как сказано в Послании к Галатам 3:13: “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе”. Мой отец взывал к людям: “Если вы не примете, что Иисус понёс проклятие, которое Богом было предназначено для вас, то будете нести своё собственное проклятие в аду”. Это главное послание, которое должны услышать наши пребывающие в покое и удобствах, слепые ко всему друзья и соседи. Среди всего хорошего, что можно было бы им сказать, этим пренебречь нельзя.
Предупреждение с мудростью и любовью
Мы должны глубоко осознать, что это послание о величайшем акте любви, который преувеличить невозможно. Сразу перед тем, как в Послании к Римлянам 5:9 обратиться к Божиему гневу, Павел говорит, что “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками” (ст. 5:8). Нет большей любви, чем та, которую Бог явил к нам, проведя Своего Единородного Сына через ад на кресте, чтобы спасти от ада нас – Своих врагов. В этом суть Евангелия.
Итак, Мэтт, давай молиться, чтобы Бог посылал нам слёзы сочувствия не только о горе и печалях в этой жизни. Боже мой! Новости полны сообщений о происходящих в мире трагических событиях и страданиях людей. Наша печаль об этом понятна. Но также пусть Господь даст нам слёзы скорбеть о людях, свободных от страданий, пребывающих в комфорте, здоровых, богатых, которые слепы к тому, что их ожидает без Христа.
Бог покажет тебе, Мэтт, когда, как и кому донести это послание, если ты посвятил свою жизнь делу спасения других. Он покажет тебе. Я был свидетелем, как такие предупреждения – суровые, искренние, полные сострадания, в служении моего отца и моём собственном – приносили плод спасения. Пусть Бог дополнит нашу любовь великой мудростью, чтобы мы знали, как лучше донести это важнейшее послание.
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!