Если бы один из проповедников прошлых времен, верующий в такие неприятные истины, как Божий гнев, порочность человека и божественный суд, проехал на своей лошади по одной из улиц современного американского христианства, что бы он увидел?
Возможно, он кричал бы об опасности как Пол Ревир и скакал галопом по нашим асфальтированным дорогам:
«Иисус грядет! Иисус грядет! Приготовьте путь Царю! Покайтесь и веруйте! Очнитесь! Храните веру! Только претерпевшие до конца спасутся! Умертвите дела плоти Духом! Будьте послушны Ему! Дойдите до конца! Смотрите на Иисуса! Надейтесь на Его благодать! Он грядет судить мир по правде!»
Проповедник обрадуется, увидев, что многие поправят (или уже поправили) свои светильники. Они уже выглядывают в окна, живут в ожидании возвращения своего Господина – верят, молятся, общаются, убивают грех, бодрствуют.
Но из темных комнат донесутся голоса, которые его удивят:
«Уважаемый господин, вы, должно быть, заблудились. Мы уже христиане. Наверное, вы хотели своими словами пробудить соседний город, где никогда не слышали о Христе, или другой город светского общества».
«Добрые дела, — смеется еще кто-то, — уважаемый господин, неужели вы Римлянин? «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Римлянам 3:20). Нас оправдывает наша вера, мы не будем трепетать так, будто наши дела оправдывают нас перед Богом».
«Простите, — скажет проповедник, — я не хотел сказать, что вам нужно жить и поступать так, чтобы заслужить спасение – это сделать невозможно, и проклят всякий, кто пытается. Я хотел сказать, что нужно воспрянуть в своей новой природе, новых привязанностях, новой преданности, новом Духе и новых заповедях, быть бдительными и жить со святой настойчивостью. Идите узким путем, в страхе и трепете совершайте ваше спасение. Стремитесь к святости, без которой никто не увидит Господа. Подтвердите свое звание и избрание».
«Да, да. Мы слышали о таких, как ты, — скажет первый, — вы делаете ударение на наших делах, а не на деле Христа. Послушай, Христос прожил совершенную жизнь для меня и умер за меня. Уважаемый господин, я падал и еще не раз упаду – но Христос прожил жизнь правильно вместо меня. Я отказываюсь возвращаться к жизни под законом. Видите ли, я евангелие-центричен».
«О, сэр, — добавит второй, — теперь я знаю, что вы доставляете неприятности. Что это за разговоры о гневе и осуждении? Мы христиане. Все эти предупреждения, угрозы, увещевания разжигают страх перед религией закона. Нет никакого осуждения во Христе. Желаю вам поскорее уйти отсюда и отправиться на Дорогу Еретиков».
Прежде, чем будет сказано еще что-то, некоторые захлопнут свои окна, ведь в противном случае их храп будет слышен на улице.
Для меня ли эти предупреждения?
Этот рассказ, хоть и преувеличено, но отражает современное мышление некоторых исповедующих христианство людей, когда они сталкиваются с повелениями и предупреждениями Писания.
Некоторые самопровозглашенные «евангелие-центричные» христианские учения оставляют мало возможности для обсуждения наших усилий и дел, кроме повторения фразы, что дела не оправдывают; видят христианскую жизнь как почти ничего не значащее место перед небесами; понимают оправдание как полноту спасения; практически не имеют категорий условных божественных обещаний; и придерживаются пренебрежительных взглядов на предупреждения и заповеди Священного Писания.
«Спасен однажды – спасен навсегда, — говорят они в свое оправдание. — Иисус был послушен, поэтому мне это не обязательно». Читая повеление или предостережение, они смотрят на него, как на очередное напоминание о евангелии: «Конечно, я бы не смог отрубить себе руку, меня соблазняющую, или жить дисциплинированной, чистой, смиренной, гостеприимной, прощающей жизнью веры – но, благодарение Богу, Иисус сделал всё это вместо меня». Но истинная кресто-центричность охватывает все цели креста: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды...» (1 Петра 2:24).
Итак, благодарение Богу, что Иисус действительно прожил жизнь так, как мы не смогли бы прожить, умер смертью, которой мы должны были умереть, и воскрес из мертвых в победе – в этом суть нашей веры. Но кровавые чернила, стекавшие с креста, не изменили повелений или предостережений Нового Завета для верующих. Крест не заглушает слов своего Господа. Бог от начала милостиво предупреждал людей о скрытых неизбежных последствиях их непослушания. Еще в саду Он обращался к безгрешному человеку со словами: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17). Слушаем ли мы, когда Он повелевает нам и предупреждает нас в Новом Завете?
Читаем все стихи
Возьмем, к примеру, сосуществующие истины об оправдании только верой и предупреждение об аде, связанные вместе в 8-й главе Римлянам.
Сначала мы читаем драгоценные слова об оправдании в Римлянам 8:1: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Для истинного верующего, соединенного со Христом верой, прямо сейчас нет никакого осуждения, благодаря тому, что совершил Христос. В зале суда мы стоим «не виновными», и более того – праведными через веру (Римлянам 3:28). Благодаря совершённому вне нас, но применимому к нам, все наши грехи прощены, наша вина снята, осуждения нет.
Некоторые люди берут это обещание, эту славу, и применяют её так, будто они уже в безопасности, уже на небесах, и от них по существу ничего не требуется, пока Иисус не вернется. Лишь ясное небо над головой. Но этот прогноз погоды изменяется всего лишь несколькими стихами далее: «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:13).
Что?
После слов о том, что нет осуждения тем, кто во Христе, Апостол Павел пишет им (и нам) – той же группе людей, кому он написал Римлянам 8:1 – что, если они будут жить по плоти, то умрут, как бы ни провозглашали свое оправдание. Не заглушает ли наша «евангелие-центричность» это предупреждение? Или мы перескакиваем этот стих? А не должны бы.
Обращение к формальным христианам
Вновь Павел предупреждает: «Формальные христиане, если вы не умертвите Духом дела плоти, то точно погибнете» — это означает вечную погибель и бесконечное наказание в аду. Истинная вера в то, что прямо сейчас нет осуждения тем, кто во Христе, не отменяет истинности предупреждения прямо сейчас не жить во грехе.
Теперь обратите внимание те, кто ищет заверения – Павел также вскоре напоминает нам, что все истинно оправданные (те, кто упорно умерщвляют Духом свой грех) будут прославлены. «А кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:30). А к концу главы он говорит, что ничто во всей вселенной не может отделить нас от любви Божьей во Христе Иисусе (Римлянам 8:37-39).
Итак, что же истинно? Верить ли мне в то, что я свободен от осуждения или же бояться возможности осуждения? И то, и другое.
Размышляя о жизни вне Христа
Мы верим в заверения Христа, и мы боимся отвернуться от Него, когда плоть, дьявол и этот мир манят к себе. Бог дает настоящее предупреждение об аде, чтобы сберечь нас от этого ада. Это реальное (не гипотетическое) средство, используемое Богом для того, чтобы мы устояли. Бог обещает, и Бог предостерегает – пряник и кнут – чтобы привести нас домой в безопасности. Его «драгоценные и величайшие обетования» восклицают о невидимом мире, где пребывает Его слава, в то время как Его предостережения громом избавляют нас от земных искушений поддаться удовольствиям, ведущим к смерти. Овцы Его паствы дойдут домой, храня и Его обещания (Римлянам 8:1) и Его предостережения (Римлянам 8:13).
Когда-то давно Бог пообещал:
«Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иеремия 32:38-40)
Страх перед Богом подобен новозаветному клею, удерживающему нас с Богом. У Израиля не было такого страха, усиливающегося с приходом искушений. Этот страх не похож на боязнь жестокого отца, на неистовый страх, заставляющий съежиться. Страх христианина всегда приближает его ко Христу в полной уверенности в вере (Евреям 10:22). Христос найдет в наших сердцах мир, когда вернется (2 Петра 3:14, современный перевод). Во Христе мы знаем, что Бог не нарушит Свой завет, мы также не оглядываемся через плечо, ожидая неожиданных ударов.
Этот страх здраво размышляет о жизни вне Христа, взвешивает реальные последствия прыжка из ковчега в волны Божьего суда — и трепещет.
Любить благоговейный страх
Такая вера считает, что если мы отречемся от Христа, то Он отречется от нас (2 Тимофею 2:12); если оставим Божью благость, то будем отсечены (Римлянам 11:20-22); если сеем в плоть, то пожнем тление (Галатам 6:7-8); если лелеем правый глаз, соблазняющий нас, то будем брошены в геенну (Матфея 5:29); если начатую жизнь веры не сохраним до конца, то будем потеряны (Евреям 3:12-14); если продолжим намеренно грешить, то не останется жертвы за наш грех (Евреям 10:26-27); если живем по плоти, то умрем (Римлянам 8:13; Галатам 5:19-21).
Такая вера держится за обещания, привлекающие нас ко Христу, и с радостью принимает предупреждения, взывающие к нашим душам: «Не оставляйте Его!»
Новозаветные предупреждения не смыты кровью Христа. Новозаветный Божий народ непрестанно боится Его страхом веры для своего же блага. Подобно Неемии они «любят благоговеть» перед Божьим именем (Неемии 1:11) и с благодарностью верят Его предостережениям, чтобы не отпасть от Него. Они помнят о Божьих предостережениях и находят покой в Его обетованиях. Они любят Божье слово, служат Его народу и дорожат возможностью быть Ему подобными. Они поют: «Нет осуждения во Христе», и взывают: «Спасайтесь от грядущего гнева».
Автор — Грег Морзе / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!