Как жить в этом мире, но оставаться не от мира сего?

Как жить в этом мире, но оставаться не от мира сего?

С тех пор, как существует христианство, не утихают споры о нашем подходе к культуре этого мира. Является ли культура чем-то, созданным Богом, чем-то хорошим, чему мы должны учиться? Или же культура испорчена грехом и падением человека, и является чем-то плохим, чего нам следует избегать?

Причина, по которой этот спор продолжается уже 2000 лет, заключается в том, что Библия, кажется, тянет нас в двух разных направлениях одновременно. С одной стороны, существуют чёткие повеления отличаться от этого мира, и быть обособленными. Вспомним Откровение 18:4, которое было важным стихом в моём церковном воспитании:

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее…»

«Выйди от неё, народ Мой». Кажется, всё достаточно ясно. И это касается не только Откровения. Иеремия сказал: «Не учитесь путям народов» (Иеремия 10:2). Павел писал: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Римлянам 12:2). Исаия сказал: «Идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его…» (Исаия 52:11). И сам Бог через Моисея сказал: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Левит 20:26).

Трудно выразиться яснее: «Выйдите из среды их и отделитесь».

Проблема в том, что Библия не только говорит нам «отделиться». Она также говорит нам оставаться там. Например, в 29-й главе книги Иеремии, написанной в изгнании, Бог сказал своему народу: «Стройте дома и живите в них, разводите сады… заботьтесь о благополучии города, в который Я переселил вас» (ст. 5, 7). Апостол Пётр, по сути, повторяет то же самое наставление в своём Первом послании к церкви, призывая верующих оставаться на месте, быть свидетелями и влиять на окружение.

Так что же это? «Выйди из неё, народ мой» или «Поселись и заботься о благосостоянии города».

Некоторые, увидев это, могут развести руками. «Это противоречие! Видите, я же говорил вам, что Библии нельзя доверять!» Не торопитесь. Всякий раз, когда вы видите в Библии явное противоречие, именно там вы найдёте мудрость. Повеление в книге Откровения выйти и повеление Иеремии оставаться не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Вот каким образом: если мы хотим жить в «Вавилоне» — в обществе, которое не ценит то, что ценим мы, не живёт так, как живём мы, не доверяет Богу так, как доверяем мы, — то нам нужно не только глубоко интегрироваться в жизнь города, но и жить отдельно от грехов Вавилона и его человекоцентричного образа жизни.

Если мы сможем удержать равновесие между этими двумя истинами, мы превратимся из культурного воина в свидетеля Евангелия. Мы научимся жить так, как учил Иисус в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — в мире, но оставаться не от мира сего.

Христиане всегда склонны впадать в одну из двух крайностей. Для некоторых людей «выйдите из среды их и отделитесь» – это именно то, что они делают. Я знаю это, потому что сам годами жил так.

Не от мира сего (и горжусь этим!)

Стих из Откровения 18:4 был для меня очень важным в моей христианской школе. Я слышал так много проповедей на этот стих. Такое чувство, будто пастор, не зная, что проповедовать, просто возвращался к этому стиху.

Христиане должны отличаться, быть другими! Вот в чём заключалось послание. Поэтому мы не одевались как мирские: наш дресс-код был взят прямиком из «Маленького домика в прериях», с небольшими модными штрихами, которые мы позаимствовали у Семейки Брейди.

В детстве у нас были короткие стрижки, хотя в восьмидесятых у мальчиков была мода на длинные волосы. И у мужчин в наших церквях не было бород. Конечно, на всех изображениях Иисуса в наших Библиях Короля Якова у него были длинные волосы и борода, но мы просто предполагали, что эти изображения нарисованы либералами (потому что только либералы любят искусство).

Мы не делали татуировки и не носили серьги. Это делали только банды и поп-звёзды. Серьгу носил только солист группы Wham, и вам не хотелось быть похожим на него.

Мы не танцевали, потому что танцы были прелюдией дьявола. И мы точно не слушали рок-музыку, потому что от неё хочется «танцевать» — а мы все знаем, к чему приводят подобные танцы. Нам даже запрещали слушать христианский рок, потому что христианский рок «смешивал послание Бога с ритмами Вавилона». Если ритм доходил до ваших ног раньше, чем слова доходили до вашего сердца, это был грех.

Вы можете подумать, что всё это безумие. Но я ничего не выдумываю. Это буквально то, что я слышал десятки раз. «Отделитесь» было повелением, и мы воспринимали его всерьёз. Для нас социальная обособленность была доказательством благочестия.

Слишком глубоко в этом мире

Но есть и другие среди вас, кто далёк от вышеперечисленного. Вы глубоко интегрировали свою жизнь в наше общество. Ваша опасность не в том, что вы слишком странны и слишком отличаетесь от других, а в том, что вы слишком похожи на Вавилон. Ваши ценности на работе – это ценности Вавилона. Ваши цели с точки зрения выхода на пенсию такие же, как у Вавилона. Ваше понимание добра и зла сформировано Вавилоном. Вы не бросаете вызов миру своим присутствием в интернете, вы его отражаете.

На ваш подход к отношениям и романтике больше повлияла поп-культура, чем Библия. И я могу это доказать.

Возьмём, к примеру, одну из ведущих певиц нашей культуры, недавно обручившуюся Тейлор Свифт. (Поздравляю, Тейлор!) Держу пари, её подход к романтике и жизни у вас в крови. Например, если бы я привел вам строчку из одной из её песен — даже не услышав, как я её коверкаю, пытаясь спеть, — держу пари, вы смогли бы её закончить. Такие песни, как…

«Cause baby now we’ve got…» (Так что, малыш, теперь у нас...)

Я вас услышал. Но если вдруг вы не закончили эту строчку словами «bad blood» (вражда), вы один из пяти человек, которые её не слышали.

Вот ещё одна:

«I knew you were trouble…» (Я знала, ты станешь проблемой).

Полагаю, я снова вас услышал. Финал строчки таков: «when you walked in» (когда ты вошел).

Последняя:

«Been here all along, so why can’t you see?» (Была здесь всё это время, так почему ты не видишь?…)

Всё верно: «You belong with me» (Мы созданы друг для друга).

Я не говорю, что нам следует сжечь все наши диски Тейлор Свифт (или на чем у нас там музыка в XXI веке). Я не придираюсь к ней. Я просто спрашиваю, кто должен определять ваш подход к любви — Тейлор Свифт или Иисус?

Попробуйте закончить эту строчку из 1 Иоанна 3:16: «Любовь познали мы в том, что…»

Это апостол Иоанн буквально говорит вам, что такое любовь. Вам трудно довести его мысль до конца? Вы не одиноки.

(Кстати, вот: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев»).

Кто формирует ваше мировоззрение, и насколько вы отличаетесь от мира?

Другой дирижёр

В своей книге «О граде Божьем» Августин сказал, что христиане, граждане Царства Божьего, должны отличаться от окружающего мира в трёх основных областях: деньгах, власти и сексе. Если вы хотите узнать, действительно ли кто-то отличается от Вавилона, вот три области, на которые стоит обратить внимание:

  • В «Граде человеческом», говорит он, деньги рассматриваются как инструмент приобретения и саморекламы. Бери всё, что можешь, копи столько, сколько можешь, трать всё, что можешь. Конечно, отдавай немного, чтобы хорошо выглядеть и получить налоговые льготы, но в остальном, всё это — для тебя! Христианин же, напротив, верит, что деньги даны нам Богом, чтобы благословлять других и продвигать Его Царство.
  • Точно так же в «Граде человеческом» говорится, что власть нужно обрести и использовать для себя. Власть — это валюта саморекламы. Христианин, напротив, верит, что власть — это то, что Бог доверил нам для служения и укрепления других. Бог вас оценивает не по тому, насколько высоко вы сами поднялись, а по тому, насколько вы возвышаете других.
  • Наконец, в «Граде человеческом» говорится, что секс может быть таким, каким вы его хотите видеть: вы сами устанавливаете правила, и если он подходит вам (до тех пор, пока он никому не причиняет вреда), он не может быть неправильным. Христианин говорит, что секс — это дар Божий, который следует чтить в соответствии с Его замыслом. Для христианина, секс — это любовь, сопровождающаяся самопожертвованием и прославлением Бога, а не эгоистичное самоудовлетворение.

Как отмечает Тим ​​Келлер: «Римское общество было скупым на деньги и распущенным в отношении тела. Они никому не давали своих денег, но практически всем предоставляли своё тело. В противоположность этому, пришли христиане и практически никому не давали своего тела, но практически всем давали свои деньги».

Вы должны отличаться от мира. Не потому, что у вас нет серьг в ушах или татуировок, или потому, что вы носите джинсовые юбки и никогда не слушаете радио. Вся ваша жизнь должна кричать, что вы откуда-то из другого мира! Люди должны смотреть на вас и говорить: «Вы, похоже, не местные», потому что вы живёте совершенно не в ритме Вавилона.

Подумайте об этом так: представьте себе огромный марширующий оркестр в перерыве матча – все участники двигаются идеально синхронно, в ногу. Но тут вы видите одного парня в центре, который делает что-то своё. У него такая же форма, как у всех, но движется он совершенно иначе. Когда все идут влево, он идёт вправо. Они приседают, а он подпрыгивает. Когда они стоят на месте, он трясётся. Он выглядит действующим совершенно не в такт, и вам кажется, что он просто не может держать ритм, – пока вы не замечаете, что у него в ушах AirPods. И вы обнаруживаете, что он слушает местную радиостанцию, а там играет «I Don’t Wanna Wait» Дэвида Гетты и OneRepublic. Оказывается, он идеально в ритме, просто настроен на другого дирижёра.

Вот она, христианская жизнь. Для мира мы кажемся странными, даже шагающими не в ногу, но на самом деле мы просто следуем за другим дирижёром. Мы идеально попадаем в ритм музыки другого Города.

Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Тарас Пихота для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 3.12. Спасибо!