Деконструкция — это симптом, а не первопричина.
Правильный диагноз важен, потому что, продолжая аналогию с медициной, каждое заболевание лечится по-разному.
Как пастор, я проводил время со многими, кто боролся с деконструкцией. Я видел её четыре наиболее распространённые основные причины, хотя это и не исчерпывающий список. Давайте рассмотрим евангельский план лечения для каждой из них.
1. Церковная рана
Многие из тех, кто обращался к деконструкции, чувствовали себя жертвами оскорблений или манипуляций со стороны церковных лидеров, или в целом нездоровой церковной культуры. Часто их причинами были близкие и влиятельные люди: пастор, с которым вы выросли; наставник, которому вы доверяли. Для других такое влияние могло быть более опосредованным. Вы выросли под влиянием таких лидеров, как Рави Захариас, Карл Ленц или Марк Дрисколл, чьё учение и харизма сильно вдохновили и сформировали вас, но затем занавес приоткрылся. Из-за предательства всё может показаться ложью. Боль может быть мучительной и обескураживающей.
Когда вы тонете, очень легко «выплеснуть ребёнка вместе с водой».
Церковная рана реальна. Но деконструкция — вовсе не лекарство от неё.
Евангельский план лечения — сокрушение. Псалмы часто выражают протест против плохого обращения к Божиему народу и взывают к Божией справедливости. Давид, автор большинства псалмов, на собственном опыте испытал жестокое обращение со стороны царя Саула. И всё же, он искал Праведного Судью с плачем и стенанием.
Вам не нужно игнорировать проблемы церкви, чтобы защитить её репутацию. Вместо этого смело излагайте проблемы Богу — как это делал Давид — и вступайте с Ним в более глубокое общение, честно говоря Ему о своих ранах. Деконструкция подменяет это более глубокое исцеление. Она — короткий путь, который маскирует горе, а не открывает его перед Богом.
Мы сегодня не умеем правильно печалиться. В значительной мере деконструкция существует именно потому, что легче убежать, чем скорбеть. Но единственно верное и вечное лекарство от этих глубоких ран — это Христос.
Решение проблемы плохой общины не в том, чтобы покинуть её; а в том, чтобы оздоровить её. Верный план лечения, в конечном итоге, будет заключаться в восстановлении здоровой сформированной церковной общины с верными наставниками. Нет идеальных общин, но доверие можно восстановить пройдя сокрушение, основываясь на здоровых отношениях, сосредоточенных на Иисусе и совместной жизни, как Его народа.
Диагноз: церковная рана
Лечение: скорбь и сокрушение.
2. Недостаток ведения
Из-за недостаточного понимания первой главы книги Бытие, некоторых христиан смогли убедить, что они должны выбирать между верой и наукой. Других заставили поверить, что Бог — мстительный садист из популярной карикатуры на ад. Может, вообще отказаться от христианской веры из-за какого-нибудь сомнительного или небрежного учения, не так ли?
Но если проблема в плохом учении, то решением является хорошее учение. Есть отличные источники (например такие, как недавно вышедшая книга TGC «Прежде чем вы потеряете свою веру» и серия видео «Вопросы поколения Z о христианстве»), и многие мудрые пасторы терпеливо помогают тем, кто столкнулся с трудными вопросами. Есть хорошее учение и хорошие учителя.
Иисус — лучший образец замены плохого учения хорошим. Как выразителен Его рефрен в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано… А Я говорю» (Матфея 5–7). Иисус деконструирует плохое учение, чтобы утвердить хорошее учение. Не всякая деконструкция плоха.
Плохая форма деконструкции, как указал мой друг Сет Траутт, воплощается в вопросе змея в Саду: «Подлинно ли сказал Бог?» (Бытие 3). Враг хочет, чтобы мы потеряли доверие к Богу и отдалились от Него и Его народа. Это основной путь деконструкции сегодня.
Иисус показывает нам лучший путь. В отличие от вопроса змея, Иисус провозглашает: «Вы слышали, что сказано… А Я говорю». Цель змея — разрушить доверие; цель Иисуса – построить доверие. Цель змея — отдалить нас от Бога; цель Иисуса – приблизить нас к Нему.
Некоторые ошибочно думают, что Иисус критикует Ветхий Завет, когда говорит: «Вы слышали, что сказано». Но Иисус любит Свой Танах. Он постоянно говорит что-то вроде: «Написано», «Не читали ли вы?» и «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Взгляд Иисуса на Ветхий Завет гораздо более глубок, чем наш.
Иисус критикует не Писание, а ошибочные традиции и толкования. Не так много изменилось с тех пор. Неточное изложение и неправильное прочтение Писания сегодня является повсеместным, даже в некоторых церквях.
Мы должны серьёзно относиться к хорошему учению. Наш рефрен должен быть таким: «Вы слышали, как сказано, но Иисус говорит …». Я написал книги об аде, суде, священной войне, жертвах, гневе и искуплении, и я пишу одну о гендерных проблемах. Я часто пытаюсь противопоставить популярным карикатурам на христианскую веру здоровое, библейское, историческое понимание. Это тоже одна из целей TGC.
Сегодняшняя деконструкция оставляет последнее слово за плохим учением. Отвергая искажённое видение, она, тем не менее, упускает встречу с реальным: с живым Богом. Такое «лекарство» убивает тех пациентов, которых оно стремится вылечить, отдаляя их от чистого лекарства (во Христе), которое только одно и может исцелить. В то же время, евангельский план лечения не просто отбрасывает плохое учение, а заменяет его хорошим.
Диагноз: недостаток ведения
Лекарство: хорошее учение
3. Желание грешить
Некоторые прибегают к деконструкции, стремясь оправдать свой грех. У многих друзей в служении внезапно возникали «большие вопросы о Боге», а затем они начинали быстро терять свою веру. Но позже не раз выяснялось, что ещё задолго до деконструкции они, например, начинали крутить интрижки.
Я служу в студенческом городке (наподобие ASU Sun Devils), где студенты регулярно входят в деконструкцию, когда начинают спать со своей девушкой или парнем. «Подходящее» время. Другие занимаются деконструкцией, находясь в зависимости (наркотики, алкоголь, порно), чтобы освободиться от чувства вины.
Деконструкция здесь обычно представлена как мучительный процесс честной борьбы («Я просто не понимаю, почему Бог не явится и не ответит мне»). Она изображает вопрошающего героем, который искренне борется с Богом, слишком далёким, чтобы Ему доверять, или слишком сложным, чтобы Ему поверить.
Это маскирует то, что происходит на самом деле. «Что сердце хочет, то разум оправдывает», — мудро замечает старая шутка. Бог позволяет нам думать, что мы «судим» Его, хотя на самом деле это форма Божиего суда над нами. Это показывает, как далеко мы готовы зайти, чтобы оправдать свой грех. И Бог предаёт нас нашему превратному уму, чтобы мы могли достичь порочных желаний нашего сердца.
Если проблема в желании согрешить, решение — исповедь и покаяние. Иисус призывает всех «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деяния 26:18).
Деконструкция — это яд, а не лекарство. Она дополняет грех, убивающий вас, а не исцеляет от него. Это позволяет надеть маску приличия, выглядеть добродетельным в своём уходе от Бога («Проблема в Нём, а не во мне»), одновременно отвлекая вас от того, чтобы прямо взглянуть в лицо своим истинным желаниям.
Деконструкция — это игра с огнём; благодать же реальна и может исцелять. Иаков дает мудрый совет: «…очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные». Тем не менее, он также дает полное надежды обещание для тех, кто хочет прибегнуть к деконструкции: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…» (Иакова 4:7–8).
Диагноз: желание грешить
Лечение: исповедь и покаяние
4. Уважение улицы
Сомнение — это модно. Желание соответствовать культурному духу нашего времени весьма сильно. Вот почему так много историй об отпадении звучат так, будто все читают один и тот же сценарий — его заезженные клише сигнализируют о соответствии общепринятым нормам.
Знаменитости лидируют в этом. Нужно иметь влияние, создавать платформы и зарабатывать деньги. Это дает Робу Беллу возможность участвовать в шоу Опры, поддерживает продажи книг Гленнон Дойл и позволяет Rhett & Link размещать Nacho Libre и Гарри Поттера на своём популярном канале YouTube.
За ними следует волна #exvangelical подкастеров и звезд TikTok, и целая «диванная индустрия» приветствует и подбадривает их. Есть влияние в дистанцировании от «устаревших» представлений о сексе и гендере, «непонятной» Библии с говорящими змеями и некошерными животными, «оскорбительными» доктринами, такими как гнев Божий и ад.
Я не утверждаю, что знаю сердце таких «лидеров общественного мнения». Мотивы, отличные от желания иметь уважение со стороны улицы, могут иметь большое значение. Я просто наблюдаю, что социальное давление — это мощный пряник, и не только для знаменитостей.
Культурная враждебность реальна. Будь то в прогрессивных городских центрах (например, в моём родном Портленде) или в университетской среде (например, там, где я живу сейчас), христиане определённо не являются популярными. Трудно быть неловким, сидящим в одиночестве за обедом. Многие из нас чувствуют социальное давление, а выпускной клапан находится на расстоянии простого поста в Instagram.
«Лечение» здесь — распятие вашего имиджа. Евангелие призывает вас умертвить свою любовь к влиянию и престижу — предать её смерти. Иисус предупреждает о тех, кто «…возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Иоанна 12:43). Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть любви и одобрения; просто неправильно желать этого больше от своих непостоянных друзей, чем от своего верного Бога.
Иоанн предупреждает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанна 2:15). Мир здесь относится не к благому творению Бога, а к греховным шаблонам, нормализовавшимся в обществе как форма восстания против Бога. В основе этих моделей поведения лежит наше стремление к автономии от Бога — то самое желание, которое отстаивает сегодня деконструкция.
Деконструкция может питать тщеславие. Оно может питаться вашей неуверенностью, вашим желанием быть принятым, наполняя вас горячим воздухом мира. Евангелие, напротив, призывает вас: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 5:6). Бог смиряет вас в глазах мира, чтобы в конечном итоге возвысить вас вместе с Ним.
Умертвите своё стремление к уважению со стороны улицы, чтобы испытать единение с Богом.
Диагноз: уважение улицы
Лечение: распятие имиджа
Диагностика и лечение
Как пастор, я обнаружил, что понимание этих первопричин полезно, когда я провожу время с людьми, прибегающими к деконструкции. Верный диагноз помогает назначить правильное лечение.
Случится облом, если кто-то имеет дело с церковной обидой, а вы даёте ему для чтения стопку книг по апологетике. Они будут также бесполезны, если кто-то просто хочет оправдать свой грех.
Также стоит признать: настоящие мотивы людей часто отличаются от провозглашённых. Ко мне приходили люди «с серьёзными вопросами о Боге», но позже они обнаруживали, что испытывают социальное давление в школе или завели интригу на работе.
Кроме того, у людей может быть несколько мотивов. Отдельные затянувшиеся вопросы богословия, неудачный церковный опыт и стремление к уважению со стороны улицы могут вместе бурлить в сердце. Чтобы быть хорошим пастором, наставником или другом нужно обязательно быть внимательным к уникальности каждой отдельной ситуации.
Всё это бросает вызов: это требует времени. Служение в эпоху деконструкции, прежде всего, включает в себя внимательность в общении, хождение в Духе и понимание риска — знание того, что человек в любом случае может в конечном итоге потеряться. Хорошие врачи уделяют время своим пациентам, и мы, как служители Евангелия, тоже должны это делать. Тем не менее, несмотря на то, что мудрость может предписывать различные планы лечения, в конечном итоге есть один источник исцеления, который мы должны использовать: лекарство, найденное в Иисусе Христе.
Автор — Джош Батлер / thegospelcoalition.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!