Церковь, как всегда, в кризисе. Так можно было сказать о церкви в первые века, в средние века, в бурные времена Реформации и в нашу современную эпоху. Начиная с тех дней, когда христиане напивались за столом в Коринфе, и до жестокого современного истребления христиан руками исламских террористов, кризисы были постоянными. Ереси бьют изнутри, гонения извне. Церковь переживает кризис.
И тем не менее, Церковь также устойчива. «На этом камне Я построю свою церковь», — сказал Иисус. Подобно мудрому человеку из рассказанной Им притчи, Иисус строит Свой дом на камне, и врата ада не одолеют Его народ. Да, будут отпадения, лжемессии, опустошающие Его учение ереси, наносящие вред нашему свидетельству нравственные отклонения и преследования. Истинная церковь всегда находится в кризисе, но она всегда крепка. Мы являемся частью духовной битвы, исход которой предрешен.
Любая попытка обратиться к нашему текущему культурному контексту должна подразумевать обе эти истины: 1) церковь находится в кризисе, 2) церковь устойчива. Если мы не будем учитывать серьезность кризисов, с которыми мы сталкиваемся, то уступим самоуспокоенности и потеряем остроту нашего свидетельства. Если же мы не будем принимать во внимание надежность обещания Иисуса, мы поддадимся бесплодным страхам и тревогам. Наша задача — видеть возможность, сопровождающую каждый вызов, и видеть вызовы, сопровождающие каждую возможность. Нам нужны проницательность и мудрость, основанные на обнадеживающем реализме.
Наибольшие вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, исходят не от тиранических режимов или деспотических правительств. Они более утонченные — различные склонности и наклонности проникают в наши церкви вместе с унаследованными нами культурными особенностями. В этой статье я хотел бы выделить четыре современных культурных вызова для Церкви на Западе.
№1. Мы живем в обществе, увлеченном экспрессивным индивидуализмом
Юваль Левин в своей книге «Расколотая республика» так описывает «экспрессивный индивидуализм»:
«...Желание идти своим путем... [и] стремление к самореализации через определение и артикуляцию собственной идентичности. Это стремление как быть более похожим на то, чем вы уже являетесь, так и жить в обществе, в полноте утверждая то, кто вы есть. Способность индивидов определять условия своего собственного существования, определяя свою личную идентичность, все чаще приравнивается к свободе и смыслом некоторых из наших основных прав, и ей отводится почетное место в нашем самосознании».
«Будь собой» и «Будь верен себе» — любимые лозунги современного общества, первая и величайшая заповедь для данного образа жизни.
Экспрессивный индивидуализм представляет собой вызов для церкви, потому что Слово Божье призывает заменить «Я» на «Мы», а затем ставит «Нас» под власть Бога. Мы склонны смотреть внутрь себя, тогда как Слово Божье говорит нам поднимать глаза и смотреть вверх. Мы сопротивляемся взгляду снизу-вверх, потому что он подразумевает, что кто-то или что-то находится над нами и что Кто-то может иметь власть. И, будучи воспитанными западными представлениями о свободе и счастье, мы раздражаемся по причине притязаний на моральный авторитет над нами, или институций, которые чего-то от нас хотят. Мы сопротивляемся всему, что может задушить нашу самоопределенную свободу.
«Главная цель человека — прославлять Бога и наслаждаться Им вечно» — так говорится в катехизисе. Экспрессивный индивидуализм всё переворачивает: «Главная цель религии — прославить человека, чтобы он мог вечно наслаждаться самим собой».
№2. Наш прагматический взгляд на религию в обществе относит нашу веру к частной сфере личных ценностей
В современном мире люди склонны рассматривать науку как арбитра публичной истины и фактов. Религия влияет на ценности, но эти ценности не абсолютны или трансцендентны. Религия отнесена к частному и личному, ее следует держать подальше от публичного пространства. Её важность связана только с чувством осмысленности или самосознания, которое она дает своим приверженцам.
Проблема здесь в том, что многие христиане теперь рассматривают свою веру только с точки зрения её влияния на их жизнь, а не с точки зрения её истинности в целом. Нравственные требования христианства применимы только в том случае, если они приносят счастье, которое, как мы уже определили, должно быть целью жизни.
Что дальше? Когда религия приватизируется, природа «добра» меняется. У нас больше нет стандарта «снаружи», видения хорошей жизни, которой мы пытаемся соответствовать, или чего-то, чего мы пытаемся достичь, или цели, к которой нам нужно стремиться, чтобы стать полноценным и хорошим человеком. Вместо этого мы переопределяем «добро» с точки зрения того, что выгодно нам. Всё пронизывает прагматизм. И потребительство.
№3: Все больше людей считают христианскую мораль не только старомодной, но и экстремальной или опасной
Я часто слышал, как христиане утешаются мыслью о том, что, пока мы отдаляемся от резких голосов, не обладающих тоном или обаятельностью, необходимыми для убедительного доказательства христианской теологии и этики — то есть, если бы все были похожи на Тима Келлера, Рика Уоррена или Билли Грэма — люди бы осознали, насколько разумным и респектабельным является христианское учение, даже если они с ним не согласны.
Это неправда. Мы переживаем моральную революцию, в ходе которой многовековые убеждения в нашей культуре переворачиваются с ног на голову. По мере того, как экспрессивный индивидуализм распространяется и становится доминирующим взглядом на мир, базовые христианские учения уже считаются не просто старомодными, проблемными или ошибочными, а экстремистскими и опасными.
№4. Люди становятся все более изолированными, раздробленными и поляризованными
Мы являемся свидетелями резкого падения общественного доверия к социальным институтам. По мере увеличения выбора уменьшалась солидарность, что привело к дезориентации и фрагментации. В этой среде больше всего страдают институты, которые обычно обеспечивали буферную зону между государством и индивидуумом. Ассоциации рушатся. Собрания и группы исчезают. Ослаблены «посреднические институты».
Наряду с фрагментацией и изоляцией возникает проблема поляризации. И интернет эту проблему усугубляет.
Задача церкви в эту эпоху — противостоять превращению наших собраний в места, где все просто ищут взаимного удовлетворения. Многие из нас сегодня ходят в церковь потому, что это помогает нам самореализоваться, а не потому, что это делает нас лучше, или потому, что мы стремимся прославить Бога или желаем делать добро своим ближним. Мы ходим в церковь так же, как и в какие-либо другие места, чтобы выразить себя и быть признанными.
Автор — Тревин Вакс / thegospelcoalition.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Я бы не назвал эти проблемы «самымы большими». Да они есть, но они скорее следствие других проблем, чем сами проблемы. Самая большая проблема церкви — это непонимание (частичного или полного) назначения и сущности церкви Христа на земле в современном мире, непонимания сущности Христианина. Теоретически Церковь имеет сотни богословских трудов доходчиво объясняющих этот вопрос. Но проблема не в теории, а проблема во внутреннем осознанном решении быть тем чем на самом деле есть Церковь — Телом Христа любящего до смерти, верного до смерти, преданного до смерти. Мы хотим быть кем или чем угодно — но только не телом Христа на земле.