«Деконструкция» — это термин, который все чаще используется в евангельских кругах, особенно в последнее десятилетие. Но это запутанный термин, потому что нет единого или простого определения для «деконструкции». Он имеет разные значения в разных контекстах. Он имеет техническое значение в определенных академических контекстах и различные неформальные значения, когда нынешние и бывшие евангелисты используют его для описания своего (или чужого) опыта веры.
Неудивительно, что многие задаются вопросом: «Что вообще означает „деконструкция“? ». Это важный вопрос, и он требует разъясняющих ответов — конечно, больше ответов, чем я могу адекватно осветить здесь. Но я надеюсь предоставить нечто вроде вводного обзора.
Во-первых, мы вкратце рассмотрим, откуда взялся термин «деконструкция», чтобы, во-вторых, понять, как евангелисты используют его сегодня.
Откуда «деконструкция»?
В 1960-х годах французский философ Жак Деррида (1930—2004) начал отстаивать постмодернистскую философию языка и его связи с нашими представлениями о смысле, которую он назвал «деконструкцией». Это заумная философия, которую, как известно, трудно (некоторые говорят, невозможно) обобщить. На самом деле, сам Деррида отказался кратко изложить деконструкцию, утверждая, что работа всей его жизни — это краткое изложение его философии.
Тем не менее, я попробую кратко изложить ее, как я ее сейчас понимаю — и оставайтесь со мной, потому что знание того, откуда взялась «деконструкция», надеюсь, даст нам понимание того, почему некоторые христиане приняли и адаптировали ее для описания своего опыта — и почему многие находят ее запутанной.
- Фундаментальное предположение, лежащее в основе философии Деррида, заключается в том, что люди в ходе биологической эволюции развили способность навязывать психологические конструкции смысла своему миру в качестве механизма выживания. Другими словами, смысл — как конечный смысл вещей — является психологическим творением человека, а не открытием или божественным откровением абсолютной истины.
- Поэтому деконструкция утверждает, что человеческий язык в лучшем случае передает не абсолютную истину, а то, как определенный индивид представляет себе истину в определенный момент времени, в контексте его культурных, политических, религиозных, экологических и эмпирических влияний.
- Поэтому деконструкция утверждает, что философы (или теологи) напрасно обращаются к письменным произведениям прошлого в поисках абсолютной истины или смысла, поскольку все, с чем они сталкиваются, это чужие авторские конструкции истины или смысла. И не только это, но еще и то, что чем больше читатель отдален от автора культурно, лингвистически и исторически, тем меньше он понимает, что на самом деле имел в виду автор, когда использовал такие термины, как истина, справедливость, добро, зло и т. д.
- Поэтому философия деконструкции утверждает, что в попытке как можно лучше понять, что на самом деле имел в виду автор под используемым им языком, необходимо использовать сложные методы текстовой критики для деконструкции слов автора, чтобы расшифровать концептуальные конструкции, сформировавшие авторское понимание истины и смысла.
Позвольте мне попытаться упростить это еще больше. Если я правильно понимаю Деррида, деконструкция — это
- литературная философия, утверждающая, что мы ошибаемся, полагая, что, просто читая слова автора, мы можем понять что-то об абсолютной истине, поскольку наша концепция истины — наши конструкции того, что все означает, — будет значительно отличаться от авторской; и
- Деконструкция — это метод литературной критики, который разбирает и анализирует использование языка автором в попытке разглядеть его смысловую конструкцию.
Для Деррида не существует смысла вне текста философской работы — нет абсолютной истины, на которую писатель проливает свет для читателя. Есть только конструкция смысла писателя, истина, представленная в написанном им тексте.
Это означает, что и в тексте философа нет абсолютной истины. Это лишь отражение того, как автор интерпретировал смысл мира. Что, согласно Деррида, и есть смысл для всех нас: человеческая психологическая конструкция, сформированная под влиянием множества факторов.
Почему христиане приняли «деконструкцию»?
Итак, почему христиане приняли термин «деконструкция» из философии, основанной на принципах философского натурализма? Я думаю, что мы можем найти связь с тем, что написал о Деррида теолог Кевин Ванхузер:
Мотив стратегии отмены [деконструкции] Деррида проистекает из его тревоги по поводу незаконных апелляций к авторитету и осуществления власти. Вера в то, что человек достиг единственно верного Смысла (или Бога, или «Истины»), дает прекрасный повод для того, чтобы проклясть тех, с кем человек не согласен, как «дураков» или «еретиков»... Ни священникам, которые якобы говорят от имени Бога, ни философам, которые якобы говорят от имени Разума, не следует доверять; эти «логоцентрические» претензии говорить с привилегированной точки зрения (например, Разум, Слово Божье) — блеф, который должен быть раскрыт, или, лучше, «деконструирован».
За десятилетия, прошедшие с тех пор, как Деррида представил свою философию деконструкции, этот термин вошел в обиход и теперь означает «критический демонтаж традиции и традиционных способов мышления».
Другими словами, «деконструкция» стала своего рода сокращением термина, который, помимо критического оспаривания традиционных способов мышления, также подразумевает отказ признавать авторитетами тех, кто считает себя (или воспринимается как таковой) теми, кто «претендует на то, чтобы говорить с привилегированной точки зрения» о том, что есть истина.
В христианском мире это означает критическое отношение к традиционным формам христианской веры и часто отказ признавать авторитетами тех, кого считают занимающими привилегированные позиции в христианских институтах, которые «якобы говорят от имени Бога».
Поскольку это лишь краткий обзор, такое объяснение неизбежно является редукционистским. Христианский опыт деконструкции сложен и часто очень болезнен. Но если смотреть с высоты 30 000 футов, эти характеристики — сомнение в традиционных христианских верованиях и отвержение предполагаемых христианских авторитетов — являются, я полагаю, причиной того, почему некоторые приняли этот термин.
Что евангелисты подразумевают под «деконструкцией»
И, я полагаю, именно поэтому некоторые евангелисты (и бывшие евангелисты) также приняли термин Деррида. Возможно, мы могли бы сказать это так:
Деконструкция — это критический демонтаж понимания человеком того, что значит быть евангельским христианином, и в некоторых случаях отказ признавать авторитетами тех, кто, по мнению евангелистов, занимает привилегированные институциональные позиции и «якобы говорит от имени Бога».
Но это определение все еще оставляет много места для путаницы, потому что «демонтаж» может выглядеть совершенно по-разному для разных людей. Например, вот четыре основных способа, которыми я слышу, как евангелисты применяют термин «деконструкция».
Демонтаж вредных культурных влияний
Меньшая группа евангелистов использует деконструкцию для описания способов защиты исторической евангельской доктрины и здоровой практики. Например, в последнем эпизоде подкаста «Взлет и падение Марс Хилл» Пол Трипп говорит:
Мы все должны деконструировать нашу веру — нам лучше сделать это. Потому что наша вера становится культурой, культурой, настолько вплетенной в чистоту истины, что трудно отделить одно от другого. И нам лучше заняться деконструкцией, иначе мы снова и снова будем оказываться в этих печальных местах.
Если вы послушаете полную цитату Триппа, то станет ясно, что под «деконструкцией» он подразумевает критический демонтаж не исторических ортодоксальных христианских верований или отвержение надзора верных, благочестивых, духовных лидеров, одобренных Новым Заветом (Евреям 13:7), а культурных влияний, которые искажают и переопределяют веру небиблейскими, вредными способами.
Демонтаж доктрин
Более многочисленная группа использует деконструкцию для описания того, как они пришли к убеждению, что некоторые исторические евангельские доктрины должны быть адаптированы или изменены. Например, в своей книге «Деконструкция евангелизма» Джамин Хюбнер пишет:
Деконструкция — это просто процесс сомнения в собственных убеждениях (которые когда-то считались неоспоримыми) под влиянием нового опыта, широкого чтения, бесед с «другими» и взаимодействия в мире, который сейчас более связан и подвержен религиозному разнообразию, чем когда-либо прежде.
В полном контексте его книги становится ясно, что под деконструкцией Хюбнер понимает «критический демонтаж» евангельских верований, которые опыт, образование и научные открытия сделали устаревшими или вредными. Хюбнер, как и многие другие, не отвергает христианскую веру полностью, но утверждает, что евангелисты в целом искажают ее. И он отказывается признавать авторитетами тех, кого считает выразителями «американского евангелическо-индустриального комплекса». Думаю, справедливо будет сказать, что такой позиции в целом придерживаются многие бывшие евангелисты, которые теперь причисляют себя к «прогрессивным» христианам.
Демонтаж христианства
Значительное число тех, кто ранее исповедовал евангельскую веру, используют деконструкцию для описания своего полного отхода от христианства. Это, пожалуй, самый частый способ использования термина в социальных сетях. И это тот способ, который я предпочитаю меньше всего, потому что он имеет тенденцию смешивать деконструкцию с деконверсией.
Вероятно, большинство людей, называющих свое «деконвертирование» из христианства (евангелического или иного) «деконструкцией», прошли через процесс критического разбора своего понимания того, что значит быть христианином, в результате которого они отказались от христианской веры, и именно поэтому они называют это деконструкцией.
Но поскольку они используют деконструкцию и деконверсию как синонимы, когда некоторые евангелисты слышат «деконструкция», они сразу же предполагают «деконверсию». Но деконструкция — это процесс, а деконверсия — результат. И это только один из возможных результатов. Другие проходят через процесс деконструкции, который приводит к укреплению, оживлению веры.
Конструктивный демонтаж
В 1951 году Фрэнсис Шеффер, недавно перевезший свою семью в Швейцарию, чтобы начать новую миссию, внезапно обнаружил, что погрузился в духовный кризис.
Когда Шеффер сопоставил описание христианской любви в Новом Завете с подозрительной, злобной, сепаратистской культурой американского протестантизма, частью которого он был в течение предыдущих двух десятилетий, он был «разорван на части отсутствием реальности». Он усомнился в реальности самого христианства. В течение мучительных месяцев он разбирал свои убеждения и собирал их по частям. В результате Шеффер обрел большую уверенность в истинности основных утверждений христианства и глубокое, изменяющее жизнь, формирующее служение убеждение в том, что христианская истина и любовь неразделимы.
Опыт Шеффера не является редкостью, и поэтому служит хорошей иллюстрацией того типа «деконструкции», который представляет собой опыт многих людей, все еще называющих себя евангелистами. Однако большинство людей для обозначения такого опыта используют термин «кризис веры».
Реагирование на деконструирующих христиан
Итак, что же вообще означает деконструкция? В разных контекстах она означает разные вещи. Это постмодернистский философский термин, который был принят нынешними и бывшими евангелистами для обозначения кризиса веры, для выявления вредных культурных влияний, искажающих истинное Евангелие, для постановки под сомнение и отвержения традиционных евангельских доктрин и авторитетов, а иногда и для полного отхода от христианской веры.
Как мы должны реагировать на деконструирующих христиан? Я надеюсь вернуться к этому вопросу более подробно в одной из следующих статей, но короткий ответ таков: мы должны реагировать так, как уже давно реагируют верные христиане. В том смысле, в котором евангелисты обычно используют этот термин, деконструкция не нова. С первых дней существования церкви некоторые пережили кризис веры, некоторые пострадали от греховного влияния культуры, некоторые подвергли сомнению традиционные доктрины и церковные власти, а некоторые отошли от веры. И к каждому человеку, независимо от его трудностей, мы призваны оказывать благодать Христа.
Что это значит? Ну, благодать Христа будет иметь различные проявления и меры в различных контекстах. Ибо, как мы видим в Новом Завете, благодать приходит в разных формах. Иногда она нежная, иногда жесткая. Мы должны «давать благодать» в той форме, которая «соответствует случаю» (Ефесянам 4:29). Это значит, что то, в какой форме благодати нуждается конкретный борющийся, является вопросом молитвенного различения.
Но полезно помнить, что деконструирующий христианин — это часто человек, испытывающий сильную боль. Каждый, кто, как и я, прошел через кризис веры (или через несколько кризисов), знает, что это не какое-то абстрактное академическое упражнение. Подвергая сомнению наши основополагающие убеждения и борясь с сомнениями в них, мы часто чувствуем себя так, как будто нас, по словам Фрэнсиса Шеффера, «разрывают на части». Если вы прочитаете более подробную информацию о кризисе веры Шеффера и процессе восстановления, вы увидите, насколько тревожным, дезориентирующим и пугающим может быть этот опыт (или наблюдение за тем, как его переживает близкий человек).
Поэтому, когда мы пытаемся распространить благодать Христа на кого-то, переживающего деконструкцию — пассивно или активно, приватно или публично — важно осторожно вникать, задавать уточняющие вопросы и хорошо слушать, чтобы понять, как реагировать или не реагировать, чтобы наша любовь «все более и более возрастала, со знанием и всяким разумением» (Филиппийцам 1:9).
автор — Джон Блум / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Лично мне очень не нравится, когда занимаются, так сказать, прихватизацией терминов. Т.е. когда в слова вкладывают чуждые им смыслы. Это как языческие праздники одели в христианские одежды и полагают, что все ОК. Это является разновидностью интеллектуального мошенничества (некоторые это делают, правда, по наивности, что необходимо учитывать). Настоящее значение деконструкции может быть только то, которое вложил ее родитель — Деррида. Плюс/минус. Философия Дерриды, как справедливо отметил автор — философия постмодернизма, постистины — т.е. отрицание существования объективной абсолютной истины. Если копнуть глубже — отрицание Библии как объективной абсолютной истины. Именно под таким ракурсом евангелисту необходимо смотреть на деконструкцию. Чтобы не переживать кризисов, не надо заниматься декострукцией, т.е. тем, что не дает жизнь. Надо пребывать в Слове, в общении с Господом:
«Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Вт. 30:20).
Что касается того, что евангелисты вкладывают разный смысл в этот термин... Не наше евангельское дело заниматься классификацией тараканов. Наше дело — их изгонять.